елена шумова
Проведение непосредственно-образовательной деятельности в детском саду в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
ФГОС требует от воспитателей нового подхода к организации НОД в детском саду, отличного от учебной деятельности в школе. Отсутствие жестких требований к освоению программы и уход от предметности в познании, выводит игровую деятельность на первое место. Игра сохраняет саму ценность дошкольного возраста.
Сегодня непосредственно - образовательная деятельность должна быть тематической и интегрированной. Интеграция заключается в том, что тема недели может охватывать содержание всех образовательных областей, дополняя и обогащая её с разных сторон, выражаясь в различных видах деятельности. В НОД «Зимующие птицы» задействованы: приоритетная область – «Познавательное развитие» (это ознакомление с окружающим миром и ФМЭМ, вторая область «Социально – коммуникативное развитие» (включает нравственное и трудовое воспитание, третья область «Речевое развитие» (формирует словарь, связную речь и приобщает к художественной литературе, четвертая область «Художественно – эстетическое развитие» (использование музыкального сопровождения в течении НОД) и пятая область «Физическое развитие» (в виде закрепления выполнений основных движений). Все образовательные области объединены единой темой «Зимующие птицы» и раскрываются в 6 видах деятельности, которые последовательно меняют друг друга - это познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, трудовая и музыкальная деятельности. В НОД задействован весь зал, продумана развивающая среда, дети свободно передвигаются в течение всего времени, что способствует поддержанию интереса к теме.
НОД состоит из 3-х частей: вводной, основной и итоговой.
В вводной части создается мотивация, проблемная ситуация, которая поддерживается на протяжении всей НОД (в моём случае дети нацелены на проблему связанную с выявлением секретов выживания птиц зимой, что позволяет развивать мыслительную активность детей и умение взаимодействовать в коллективе). Подобная модель построения НОД выстраивается в психологическую цепочку деятельности: «мотивация – восприятие – осмысление».
В современных тенденциях развития общества важно научить ребенка самостоятельно получать информацию из разных источников.
В ходе НОД не следует давать знания в готовом виде, педагог должен моделировать ситуации, создать условия, которые вызовут потребность самостоятельно делать умозаключения, чтобы у детей складывалось впечатление о самостоятельности выводов. Этот прием называется эвристическим (ситуации со стаей птиц и с перьями нацелили детей на высказывание своих предположений о проблеме).
Информация, получаемая детьми в ходе НОД должна иметь научное содержание, взятое из достоверных источников.
ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход, уважение личных качеств ребенка, его потребностей, свободу выбора (в процессе НОД дети рассаживались на любые места, имели возможность выбрать птицу для поделки «Угощение»). Важное значение имеет и рефлексия – выражение своих отношений к происходящим событиям (в итоге НОД можно спросить детей, что понравилось? какие трудности испытывали).
Таким образом, тема НОД рассмотрена с разных сторон, для выполнения программного материала задействованы все виды восприятий и ощущений. Хорошо, если НОД будет включать и продуктивную деятельность детей. Это поможет лучше усвоить образовательный материал через тактильные ощущения.