Ольга Воропаева
Прогулка по экологической тропе осенью
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Расширить представление детей о многообразии и значении растений и насекомых на территории детского сада; учить ориентироваться по плану экологической тропы; обобщить представления детей об осени (листья на деревьях и кустарниках желтые, желтеет трава, цветы увядают, люди работают на огороде – убирают урожай и т. д., воспитывать интерес к природоведческим наблюдениям, умение любоваться красотой природы, эмоциональную отзывчивость.
Задачи:
Публикация «Прогулка по экологической тропе осенью» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осень. Материалы для воспитателей
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1. Продолжать учить детей узнавать и называть деревья и растения на экологической тропинке детского сада.
2. Расширять и углублять знания детей о характерных особенностях деревьев, находящихся на территории детского сада.
3. Развивать у детей память, внимание, умение соотносить в играх движения со словами.
4. Развивать воображение и логическое мышление.
5. Воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия.
6. Продолжить формирование основ экологической культуры через общение с природой на экологической тропинке.
7. Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.
Ход прогулки:
Дети строятся в одну шеренгу. Воспитатель проводит разминку «По дорожке, по дорожке» :
Воспитатель.
По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке (подскоки на правой ноге)
По тропинке побежим (бег на месте)
На лужайке, на лужайке мы попрыгаем как зайки (прыжки на месте на двух ногах).
Стоп. Немного отдохнём
На лужок пешком пойдём.
Дети выходят на прогулку и видят : на веточке висит, красиво оформленный осенними листьями конверт, адресованный детям этой группы. Дети вместе с воспитателем открывают конверт и читают письмо:
Воспитатель:
Кто приходит после лета?
Красит листья разноцветно?
Дождик словно с лейки льёт?
Грязь повсюду разведёт?
Первым снегом засыпает?
Вся природа увядает…
У неё мы тихо спросим:
- «Кто ты?»
И услышим…
(Осень)
Ребята, посмотрите, а тут еще карта, тут отмечена тропинка, которая приведет нас к самой осени. Ну что ребята, отправимся в путешествие? (Да)
Итак, у нас первая остановка. И чтобы узнать, как она называется, я предлагаю вам отгадать загадку.
Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке. (Муравьи)
Правильно. Наша первая остановка называется «Муравейник».
Воспитатель: А где же есть муравейник на территории детского сада? (подходят к муравейнику). Давайте понаблюдаем, как муравьи работают. Они ползают по дорожкам между травы.
Исследовательская деятельность. Взять лупу и рассмотреть муравья.
Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе. Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, потом, став почтенной матерью большого муравьиного семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появятся личинки. О личинках будут заботиться рабочие муравьи: кормить и ухаживать за ними. Муравьи, появившись на свет, не растут. Какими родились, такими и пригодились. У муравья утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти. Как у всех насекомых, у муравьев есть усики- антенны, с помощью которых муравей получает информацию о запахе, вкусе и сообщает о ней своим собратьям.
Муравьи умеют ходить по гладким или наклонным поверхностям. Ведь на каждой лапке у муравья два коготка, между ними подушечка, выделяющая клейкую жидкость, которая и позволяет муравью не падать.
Муравьи больше всего любят лакомиться пядью – так называется вещество, выделяемое тлями. А еще едят муравьи других насекомых, особенно любят кузнечиков. Даже поговорка есть про это: «Лучший подарок муравью – ножка кузнечика». Еще едят грибы, сок и семена растений.
Муравьи — хищники, они уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой. Есть у муравьев и враги. Муравьями питаются многие птицы, земноводные и пресмыкающиеся, а также барсуки, лисы, медведи и другие звери. Гнезда рыжих лесных муравьев используются как места зимних ночевок кабанами.
Воспитатель. Молодцы ребята! Скажите, так почему муравьев называют «Санитарами леса»?
Воспитатель подводит итог.
Но нам пора отправляться дальше. Но чтобы попасть нам на следующую остановку, мы поиграем с вами в игру «Во саду ли, в огороде».
Воспитатель приглашает детей прогуляться в волшебное место, которое он не называет, а просит отгадать по описанию. Сначала он даёт общие характеристики, затем более конкретные.
Воспитатель. Это место, где:
- есть дорожки;
- есть грядки;
- трудятся взрослые и дети;
- на грядках растут овощи. (Огород).
Молодцы ребята, это огород! И наша следующая остановка «Огород».
Посмотрите, какие овощи выросли на грядке? ( Примерные ответы детей: помидоры, огурцы, и лук)
Что помогло растениям вырасти? ( Примерные ответы детей: солнце, влага, уход человека)
Давайте рассмотрим помидор и огурец. Опишите эти овощи? (какой формы? какой на вкус? какой цвет)
Вспомните, как мы сажали эти овощи? ( Примерные ответы детей: помидоры рассадой, огурцы семенами)
Давайте обратим внимание, как они растут? ( Примерные ответы детей: помидоры растут кустом, а огурцы плетью)
Чем полезны помидор и огурец? ( Примерные ответы детей: в них много витаминов)
Ребята, посмотрите, незадолго до нашего путешествия я собрала овощи с нашего огорода в одну корзинку. Я предлагаю вам разложить каждый овощ в отдельную корзинку.
Какие же вы молодцы, так быстро справились с этим заданием! А теперь скажите мне, какими овощами мы запаслись с вами на зиму?
Ребята у нас немного времени, пора отправляться в путешествие дальше.
И чтобы узнать, называется наша следующая остановка, я предлагаю Вам отгадать загадку:
Я капризна и нежна,
К любому празднику нужна.
Могу быть белой, желтой, красной,
Но остаюсь всегда прекрасной!
(Роза)
Правильно! Это роза. И наша остановка называется «Розарий». Ребята посмотрите, какие здесь розы! Скажи – те мне, а какие еще цветы вы знаете? (ответы детей).
Сколько много вы знаете цветов!
Продолжим наше путешествие! А для начала я прочту вам стихотворение
Самый главный сладкий плод
В нашем садике растёт.
Он янтарный и душистый,
Кисло–сладкий, золотистый.
Крупный, круглый и хрустящий,
Королевич настоящий!
Есть с румяненьким бочком,
И с весёлым червячком.
Наша яблоня на диво
Много яблок подарила:
Очень сладких, ароматных,
И на вкус таких приятных. (Т. Лаврова)
Воспитатель. И наша четвертая остановка «Яблони».
Ребята, а как вы понимаете пословицу: «В день по яблоку и врач не нужен»? (Воспитатель выслушивает ответы детей и подводит итог)
Воспитатель. А теперь я предлагаю поиграть вам в подвижную игру «Яблоко».
Играют одновременно все дети. Взявшись за руки, они образуют круг. По желанию выбирается водящий. Он встает в центр круга и говорит:
Яблоко, червивое яблоко,
Ветер дует, оно падает.
Когда водящий начинает произносить эти слова, игроки бегут по кругу. С окончанием фразы все должны быстро присесть на корточки. Тот, кто не сумеет это выполнить, т. е. сделает хотя бы один шаг или упадет, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока в кругу не останется трое игроков. Они объявляются победителями.
Правила игры: бегущим по кругу игрокам не разрешается разъединять руки. Из двух игроков, нарушивших правило, выходит из игры один - тот, у кого окажется свободной правая рука. Однако по уговору можно выводить из игры и того, у кого окажется свободной левая рука.
Воспитатель. Дыхательное упражнение «Чей листок дальше улетит?»
Дети стоят в одну шеренгу, делают вдох носом и дуют на листочек, лежащий у них на ладони.
Воспитатель. Ребята, пока мы играли, мы совсем не заметили, как к нам пришла сама красавица Осень.
Появляется Осень с корзиной яблок. Осень здоровается с детьми, и играют в хороводную игру «Здравствуй, Осень!». Дети стоят в кругу, Осень в центре круга, дети идут по кругу, приговаривая:
Здравствуй, Осень!
Здравствуй, Осень!
Хорошо, что ты пришла!
У тебя мы, Осень, спросим:
«Что в подарок принесла?»
Принесла я вам муки!
Значит, будут пироги!
Принесла вам гречки!
Каша будет в печке!
Ну а яблоки, что мед,
На варенье, на компот!
Принесла вам меду!
Полную колоду!
Принесла вам овощей!
И для супа и для щей!
Ты и яблок, ты и меду,
Ты и хлеба принесла,
А хорошую погоду
Нам в подарок припасла?»
Осень : «Дождику вы рады?»
Дети: «Не хотим, не надо!», – и разбегаются врассыпную, а Осень догоняет и «мочит детей дождиком».
Осень :
Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый дуб,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом –
Вся земля желта кругом! (И. В. Цветкова)
Осень прощается с детьми, рассказывает, что у нее еще много своих осенних дел и угощает их осенними гостинцами яблоками, которые дети принесут в группу и съедят во время обеда.