Дарья Попова
Программно-методическое обеспечение образовательной деятельности музыкального руководителя в условиях реализации ФГОС до
Программно-методическое обеспечение образовательной деятельности музыкального руководителя в условиях реализации ФГОС до
«Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие»
«Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка - это язык чувств» (В. А. Сухомлинский)
Публикация «Программно-методическое обеспечение образовательной деятельности музыкального руководителя в условиях реализации ФГОС до» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2020
Цель работы музыкального руководителя ДОО - воспитание гармонично развитой личности ребенка дошкольника, основываясь на примерах великих классических образцов мирового искусства.
Маленький Моцарт, Бетховен, Чайковский жили в атмосфере музыки и очень рано сами начал музицировать. И сегодня это факт, что именно окружающая среда — это мощный фактор развития и воспитания растущего человека.
Таким образом, важным моментом является создание для ребенка уникальной образовательной среды и условий, методов и подходов.
Как же педагогу перекинуть этот мостик между эпохами? Между образцами наследия прошлых столетий и сегодняшним днем, с новыми, иногда даже на первый взгляд непонятными формами и видами современного искусства? Как заинтересовать ребенка, мотивировать, увлечь, обратить внимание, на те вещи которые не окружают его в повседневной жизни?
Ответ очевиден - нужны новые формы в педагогике, которые соответствуют времени и продиктованы самим временем. Какие формы и методы выбрать педагогу? Сегодня идет поиск эффективных современных технологий, психолого-педагогических подходов в образовании.
Педагоги, равно как и родители, наделены миссией: подарить ребенку чудесный мир - природы, вещей, людей, приобщить к культурным и нравственным ценностям.
Педагог не должен давать детям готовые задания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Необходимо предоставить ребенку возможность самому дойти до сути, до истины вопроса, найти необходимые знания, на вопрос ребенка не стоит торопиться отвечать, целесообразно наводящими вопросами помочь ребенку самостоятельно сделать те или иные открытия.
Организуя воспитательный процесс посредством включения дошкольников в разнообразные виды деятельности, можно воздействовать на все сферы личности детей, стимулируя их полноценное развитие, обеспечивая условия для самоактуализации личности дошкольника в воспитательном процессе. И тогда будут появляться новые современные гениальные личности - ученые, деятели искусства.
Для осуществления своей деятельности у музыкального руководителя должен быть необходимый пакет программно-методического обеспечения. Он может включать в себя следующее:
1. Должностная инструкция музыкального руководителя.
2. Рабочая программа музыкального руководителя.
3. Календарно-тематическое планирование.
4. Документация кружковой работы.
5. Циклограмма деятельности музыкального руководителя
6. График работы музыкального руководителя
7. Адаптированная образовательная программа (АОП) для работы с детьми с ОВЗ.
8. Материалы мониторинга музыкального развития детей (диагностика).
9. Планы индивидуальной работы (с детьми преуспевающими; с детьми, имеющими затруднения)
10. План работы с воспитателями
11. План работы с родителями
12. План взаимодействия со специалистами (инструктор по ФИЗо, логопед)
13. Материалы по самообразованию педагога.
14. Самоанализ профессиональной деятельности музыкального руководителя за учебный год.
15. Паспорт музыкального зала и кабинета музыкального руководителя
Рассмотрим Должностные обязанности музыкального руководителя:
Осуществляет развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы, творческой деятельности воспитанников. Формирует их эстетический вкус, используя разные виды и формы организации музыкальной деятельности.
Участвует в разработке образовательной программы образовательного учреждения. Координирует работу педагогического персонала и родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам музыкального воспитания детей, определяет направления их участия в развитии музыкальных способностей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, а также их творческих способностей.
Определяет содержание музыкальных занятий с учетом возраста, подготовленности, индивидуальных и психофизических особенностей воспитанников, используя современные формы, способы обучения, образовательные, музыкальные технологии, достижения мировой и отечественной музыкальной культуры, современные методы оценивания достижений воспитанников.
Участвует в организации и проведении массовых мероприятий с воспитанниками в рамках образовательной программы образовательного учреждения (музыкальные вечера, развлечения, пение, хороводы, танцы, показ кукольного и теневого театра и иные мероприятия, спортивных мероприятиях с воспитанниками, обеспечивает их музыкальное сопровождение.
Консультирует родителей (лиц, их заменяющих) и воспитателей по вопросам подготовки воспитанников к их участию в массовых, праздничных мероприятиях.
Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса.
Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Должен знать:
• приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
• законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
• Конвенцию о правах ребенка;
• педагогику и психологию;
• возрастную физиологию, анатомию;
• санитарию и гигиену;
• индивидуальные особенности развития детей, музыкального восприятия, эмоций, моторики и музыкальных возможностей детей разного возраста;
• методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими, педагогическими работниками,
• музыкальные произведения детского репертуара;
• при работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, - основы дефектологии и соответствующие методики их обучения;
• современные образовательные музыкальные технологии,
• достижения мировой и отечественной музыкальной культуры;
• основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, музыкальными редакторами;
• правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
• правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации:
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика",
профессиональное владение техникой исполнения на музыкальном инструменте без предъявления требований к стажу работы.
ФГОС ДО
3.2.1. Трудовая функция Наименование Профессиональная деятельность по обучению Код B/01.7 Уровень (подуровень) квалификации
Трудовые действия
Планирование проведения занятий в соответствии с содержанием основной общеобразовательной программы на основе вариативных форм организации учебной деятельности, соответствующих индивидуальным особенностям обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
Проведение занятий в соответствии с учебными планами и рабочими программами учебных предметов, курсов с использованием современных методик обучения, направленных на создание зоны ближайшего развития обучающихся (в том числе с особыми образовательными потребностями)
Применение ИКТ для создания цифровой образовательной среды, направленной на развитие мотивации обучающихся и индивидуализации обучения
Разработка и использование средств (инструментов) объективной оценки образовательных результатов обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС соответствующего уровня общего образования для индивидуализации обучения Формирование инклюзивной и мотивирующей образовательной среды для обеспечения полноценного участия обучающихся (в том числе с особыми образовательными потребностями) в учебной деятельности
Организация и поддержка взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся с соблюдением требований профессиональной этики для обеспечения возможности их участия в учебной деятельности
Организация совместной деятельности с коллегами по повышению качества обучения
Необходимые умения
Разрабатывать и применять современные педагогически обоснованные психолого-педагогические и инклюзивные технологии обучения
Планировать учебную деятельность на основе вариативных форм ее организации
Осуществлять подбор методик обучения, обеспечивающих его индивидуализацию и создание зоны ближайшего развития обучающихся Использовать возможности ИКТ для повышения мотивации обучающихся и индивидуализации обучения
Осуществлять разработку и выбор эффективных средств (инструментов) для объективной оценки образовательных результатов обучающихся
Разрабатывать индивидуальные учебные планы обучающихся с учетом динамики их образовательных результатов
Разрабатывать и применять технологии создания инклюзивной образовательной среды и технологии педагогической конфликтологии
Разрабатывать и применять технологии повышения учебной мотивации обучающихся (в том числе с особыми образовательными потребностями)
Выбирать и использовать эффективные способы организации взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся и создавать условия для их участия в учебной деятельности
Выбирать и использовать эффективные формы организации сотрудничества с коллегами в решении задач совместной деятельности по повышению качества обучения
Необходимые знания
Законодательство Российской Федерации о правах ребенка, об образовании, трудовое законодательство
Содержание ФГОС соответствующего уровня общего образования, основной общеобразовательной программы
Содержание и развитие учебного предмета, курса и методик обучения учебному предмету, курсу
Содержание рабочей программы учебного предмета, курса
Современные психолого-педагогические и инклюзивные технологии обучения
Психолого-педагогические, возрастные и иные индивидуальные особенности обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
Нормативные правовые акты по организации обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Педагогические методики и технологии индивидуализации обучения
Методика развития мотивации обучающихся и индивидуализации обучения в цифровой образовательной среде
Методика разработки индивидуальных учебных планов обучающихся
Принципы и методика разработки средств (инструментов) оценки образовательных результатов обучающихся
Основы социальной психологии и педагогической конфликтологии
Закономерности возрастного развития и социализации личности, психологические законы периодизации и кризисов развития
Социально-психологические подходы к организации и управлению групповой и индивидуальной учебной деятельностью обучающихся
Методики создания инклюзивной и мотивирующей образовательной среды
Методика организации совместного решения задач повышения качества обучения
Технологии создания условий для участия родителей (законных представителей) обучающихся в учебной деятельности
Требования профессиональной этики, профессиональноэтические нормы взаимодействия с коллегами, родителями (законными представителями) обучающихся по вопросам обучения
Санитарно-эпидемиологические правил и нормативы
Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты, требования антитеррористической защищенности
Другие характеристики
профессиональное владение техникой исполнения на музыкальном инструменте без предъявления требований к стажу работы.
Переходим к разговору о планировании основных документов, необходимых в деятельности музыкального руководителя.
Планирование – необходимый элемент системы педагогической работы, способствующий её целенаправленности и эффективности.
Система планирования по музыкальному воспитанию в соответствии с ФГОС предусматривает:
1. реализацию программных целей и задач;
2. реализацию содержания образовательной деятельности в адекватных
возрасту формах взаимодействия с детьми;
3. планирование различных образовательных ситуаций в соответствии с годовым планом образовательного учреждения на основе интеграции;
4. наличие картотеки музыкального репертуара по всем видам деятельности.
Закон об Образовании Российской Федерации и Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляют к планированию учебно-воспитательного процесса новые требования.
Планирование позволяет установить связи между всеми видами музыкальной деятельности детей и всеми формами её организации.
Планирование отражает темпы музыкального развития каждого ребёнка и продвижение всего коллектива детей в каждой возрастной группе.
В планировании намечается что, когда и как целесообразно применить в воспитании и обучении детей.
Планирование преследует цель распределения всего материала программы по времени. Это касается музыкального воспитания на занятиях, в самостоятельной и повседневной жизни детей, быту.
Музыкальные занятия проводятся два раза в неделю. Поэтому при планировании можно наметить систему музыкального развития детей.
Развлечения, праздники, использование музыки в быту проводятся эпизодически, но и это находит отражение в плане.
В плане можно наметить и далёкую перспективу, и конкретные задачи ближайших дней.
Музыкальное воспитание осуществляется главным образом музыкальным руководителем, но воспитатель принимает участие во всех музыкальных, воспитательно-образовательных мероприятиях, а в руководстве самостоятельной музыкальной деятельности детей является главным.
Вот почему перспективный план должен составляться ими совместно, а календарный – преимущественно музыкальным руководителем.
Итак, целесообразно составление двух видов плана:
1. Перспективный, рассчитанный на 6 - 12 месяцев.
2. Календарный (ежедневный, рассчитанный на 1-2 недели.
В первом из этих планов планируется далёкая цель, во втором – планируются ближайшие задачи.
На музыкальных занятиях происходит смена материалов и видов деятельности, поэтому целесообразно отразить в плане ход занятия.
В календарном плане отражается:
1. последовательность разучиваемого материала;
2. программные требования, над которыми ведётся работа в связи с намеченным репертуаром;
3. некоторые методические приёмы.
Оценка музыкального развития детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной программы является частью мониторинга.
Проводимая в ДОУ мониторинговая система в соответствии с ФГОС имеет прогностический характер, то есть позволяет выявить перспективные линии развития дошкольника, а также профилактический характер, по-скольку позволяет заметить факторы риска в развитии ребенка.
Полученные мониторинговые данные создают информационную базу для индивидуализации образовательного процесса, исходя из индивидуальных образовательных потребностей каждого воспитанника ДОУ.
В результате анализа индивидуальных диагностических данных педагог может значительно быстрее, чем в процессе обычных коллективных занятий, изучить группу детей, составить ее «портрет», а также выявить степень продвижения детей этой группы в конце каждого года занятий как в плане развития способностей, так и уровня достижений в том или ином виде музыкальной деятельности.
В провидение диагностики применяются различные методики.
Рассмотрим методику К. В. Тарасовой.
Диагностика делится на входную и выходную: входная диагностика проводится в начале учебного года (сентябре, октябре, а выходная в конце учебного года (апрель, май).
Мониторинг следует проводить в привычной для ребенка обстановке. Это подгрупповые или индивидуальные задания для детей – короткие тестовые задания, дидактические игры, беседы, этюды, экспериментальные ситуации (образцы заданий приводятся в инструментарии).
Педагогу важно быть доброжелательным в общении с дошкольником, помогать ему сориентироваться в задании посредством простых и понятных вопросов, выслушивать ребенка до конца, не перебивая и не поправляя ответы. В ходе диагностики необходимо широко использовать наглядный материал.
Цель мониторинга:
• индивидуальный контроль развития музыкальных способностей дошкольников;
• выявление детей с низким уровнем развития музыкальных способностей и планирование с ними дальнейшей коррекционной работы;
• выявление детей со средним уровнем развития музыкальных способностей и планирование с ними работы способствующей дальнейшему их музыкальному развитию;
• выявление музыкальным руководителем сильной и слабой стороны в своей собственной работе и проведение соответствующей ее коррекции.
Дата проведения: входной мониторинг сентябрь - октября
выходной мониторинг апрель - май
Таблица мониторинга музыкальных способностей детей подготовительной группы (пример)
№ Ф. И. ребенка Эмоциональный отклик Чувство ритма Музыкальный слух Уровень восприятия-мышления Творческое восприятие
Сент. Май Сент. Май Сент. Май Сент. Май Сент. Май
Представлены тестовые задания для каждого возраста и расписаны уровни освоения программы.
Существует методика О. П. Радыновой. Она также различается по возрастным группам. (Мониторинг приведен в «Методических указаниях к Докладу»)
В советское время многие музыкальные руководители использовали методику Н. А. Ветлугиной (в 50-е г. г. прошлого столетия)
Она выделила три показателя проявления музыкальных способностей детей в процессе музыкальных игр:
1. способность воспринимать музыку, чувствовать ее ритмическую выразительность, непосредственно и эмоционально откликаясь на нее;
2. способность выразительно, непринужденно, ритмично двигаться под музыку;
3. способность оценивать красивое в музыке и движении, проявлять музыкальный вкус в пределах, возможных для данного возраста.
К способам обследования музыкальных явлений Н. А. Ветлугина относила:
• вслушивание, узнавание свойств музыкальных звуков;
• сравнивание их по сходству и контрасту; различение их выразительного значения;
• их воспроизведение с одновременным слуховым контролем в певческих интонациях, игре на инструментах, выразительных ритмических движениях;
• комбинирование звуковых сочетаний;
• сопоставление с принятыми эталонами.
Для диагностики музыкальных способностей детей ею и ее последователями создавались специальные музыкальные инструменты и пособия, например, «Музыкальный букварь», заслуживающий высокой педагогической оценки.
График работы включает в себя «сетку занятий» га неделю.
Весь образовательный процесс педагога содержится в Циклограмме. Он включает в себя:
Самостоятельную деятельность муз руководителя:
– подготовка зала к занятиям
- работа с документацией,
- изготовление музыкальных пособий,
- подготовка к музыкальным занятиям,
- изготовление дидактических игр,
- подбор музыкального материала и литературы,
- подготовка к вечерам развлечений (сценарии)
-НОД,
- утренняя гимнастика,
- индивидуальная работа с детьми по развитию муз умений и навыков,
- работа с воспитателями всех возрастных групп,
- организация самостоятельной музыкальной деятельности в группе, на прогулке,
- консультации для родителей, подготовка «Журнала для родителей»
- развлечение для всех возрастных групп,
- кружковая работа
Очень важна работа музыкального руководителя по самообразованию.
Эта работа - залог дальнейшего профессионального роста и развития педагога. Она может оформляться в свободной форме. Приводим пример.
Месяц Содержание работы Форма работы Практические результаты
Сентябрь 1. Анкетирование родителей по теме:
2. Проведение мониторинга развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. 1. Разработать анкету, провести анкетирование родителей (средние - подготовительные группы)
2. Провести мониторинг. 1. Анализ результатов анкетирования.
2. Анализ результатов мониторинга, построение диаграмм.
Октябрь 1.«Педагогические технологии в организации процесса восприятия музыки».
2. Консультация для родителей. 1. Изучить литературу: Гогоберидзе А. Г. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста», выделить материал, соответствующий теме, составить конспект.
2. Используя интернет-ресурсы выделить материал, определяющий актуальность данной проблемы, её значимость. 1. Конспект по изученной теме.
2. Папка-передвижка для родителей (все возрастные группы)
Ноябрь1. консультация для родителей. 1. Изучить материал из опыта работы Герасимовой В. В. – муз. рук-ля 1 кв. категории, г. Озеры, 2011 г. 1. Выступление с сообщением на родительском собрании (все возрастные группы).
Декабрь 1. Новогодние праздники во всех возрастных группах (сценарии) 1. Разработать сценарии для всех возрастных групп для проведения новогодних праздников. 1. Новогодние праздники:
Январь 1. (конспект занятия).
2. «Вокальное развитие дошкольников» 1. Разработать конспект тематического занятия в средней группе по соотнесению прослушанной музыки с цветовой гаммой.
2. Подобрать, изучить литературу, составить конспект. 1. Конспект занятия в средней группе Конспект.
Февраль 1. «Развитие песенного творчества детей дошкольного возраста». 1. Подобрать методы, приемы, упражнения для развития песенного творчества детей из опыта коллег. Обобщить, законспектировать. 1. Консультация для воспитателей.
Март 1. «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей».
2. «Двигательное творчество на музыкальных занятиях». 1. Обобщить опыт работы коллег, составить конспект.
2. Разработать конспект фольклорного занятия в старших, подготовительных группах. 1. Конспект.
Апрель 1. Мастер-класс для воспитателей ДОУ по экспериментальной деятельности. 1. Разработать план-конспект мероприятия.
Май 1. Выпускной праздник (сценарий)
2. Проведение мониторинга развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. 1. Разработать сценарий к выпускному празднику.
2. Провести мониторинг. 1. Выпускной праздник.
2. Анализ результатов мониторинга в сравнении с началом года.
А закончить хочется словами из статьи Бурениной Анны Иосифовны – к главного редактора журнала «Музыкальная палитра», президента Фонда «Петербургский центр творческой педагогики «Аничков мост»: "Все больше и больше детских садов остаются без музыкального руководителя. Еще 5–10 лет — и музыкальных руководителей почти не останется.
Что же делать? Вот, пожалуй, несколько таких требований:
- уважать и ценить труд музыкального руководителя, не заставлять его подменять воспитателей или других работников детского сада (конечно, с учетом желаний самого музыкального руководителя);
- создавать хорошее, приподнятое настроение и не допускать стрессовых ситуаций на работе (ведь плохое настроение музыкального руководителя может отразиться и на настроении детей);
- не требовать копирования опыта других педагогов, если он не соответствует возможностям, наклонностям музыкального руководителя;
- оказывать материальную поддержку в приобретении нот, пособий, музыкальных инструментов, костюмов, атрибутов и других материалов, необходимых для работы (поскольку музыкальный руководитель не может все оплатить из своей мизерной зарплаты);
И последнее, но, пожалуй, самое важное — создание творческой, доброжелательной атмосферы, стимулирующей работу педагога-музыканта.
Берегите музыкального руководителя!
Может быть, именно он научит детей красоте и тем самым спасет мир!"