Олеся Демина
«Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы». Часть I
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
Полноценное развитие как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав человека на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится сферой деятельности, в которой тесно переплетаются интересы различных специалистов.
Публикация «„Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы“, Часть I» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Поддержка ребенка с синдромом Дауна - это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.
В отечественной медицинской, педагогической и психологической науке на протяжении многих лет утверждалось положение о безнадежности этого диагноза для дальнейшего развития личности. Попытки изменить эту ситуацию со стороны государственных и правительственных структур в последние годы социально – политических преобразований в Российской федерации выразились в принятии ряда законов и нормативных актов. Эти нормативно – правовые документы рассматривают лиц, имеющих проблемы в интеллектуальной, физической и психологической сферах, как объект особой общественной заботы и понимания.
Также, подчеркивает актуальность данной программы и то, что с каждым годом увеличивается число детей с ОВЗ, том числе и с синдромом Дауна. Численность детей данной категории возросла и в МБОУ ООШ №1 г. Слюдянка. При этом наиболее частая проблема, встающая перед родителями – это успешная социализация детей с ОВЗ.
Отсюда вытекают основная цель и задачи данной программы :
Цель: развитие и социализация ребенка с синдромом Дауна.
Задачи нашей программы подразделяются на блоки:
1. Диагностический блок:
Организация комплексного медико – психолого педагогического изучения особенностей ребенка, а также определение эффективности реализации индивидуальной программы;
2. Блок развивающих задач:
•Развитие наиболее сохранных функций;
•Социализация ребенка;
•Повышение его самостоятельности и автономии.
3. Коррекционный блок:
•Формирование способов усвоения социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности;
•Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка;
•Преодоление и предупреждение вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведении и личности в целом;
•Формирование способов ориентировки в окружающем мире.
•Организация работы специалистов в этом блоке предусматривает обучение родителей отдельным психолого – педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни.
Реализация данных коррекционно – развивающих задач на базе МБОУ ООШ №1 г. Слюдянка производится следующими методами:
- Метод проб.
Все, что специалист показывает и рассказывает ребенку, не должно оставаться просто рассказом. Ребенок должен все опробовать на практике.
- Практическое примеривание.
Ребенок сравнивает свойства предметов при непосредственной их близости и действует в соответствии с результатами примеривания. Например, при работе с доской Сегена, ребенок поочередно прикладывает фигурку к углублениям, не пытаясь вставить ее, пока не подберет подходящее отверстие;
- Зрительное соотнесение
перцептивный способ ориен-; тировки, при котором ребенок сравнивает свойства предметов на расстоянии при помощи зрения. Например, при работе с доской Сегена он смотрит на фигурку, затем ищет глазами такое же углубление и вставляет фигурку.
- Личностная ориентация.
Хотя дети и имеют сходную картину заболевания, нельзя забывать о том, что каждый ребенок – это прежде всего личность. В процессе обучения детей с синдромом Дауна немаловажен творческий подход педагога.
- Комплексное воздействие.
Занятие должно быть многогранным. Коррекционное воздействие должно охватывать несколько областей. Например, на занятии по развитию сенсомоторики нужно обращать внимание не только на то, какие действия ребенок совершает руками, но и на то, как происходит оречевление этих действий. Использование данного метода позволит добиться наибольшей результативности проводимых занятий.
- Метод тактильных ощущений.
В большей мере детьми с ОВЗ мир познается через тактильные ощущения. И это касается не только детей с нарушениями зрения, но и всех остальных, в том числе, детей с синдромом Дауна. Не запрещайте малышу прикасаться к вещам, поверхностям, растениям. А в первую очередь, к самому себе. Ведь именно через тактильный контакт ребенок налаживает связь с вами, а значит и с окружающим миром.
- Совместные занятия с родственниками ребенка.
Использование данного метода позволит ребенку почувствовать во время занятия поддержку близкого человека. А также помочь родителям малыша усвоить на практике методы и приемы работы со своим ребенком. При этом немаловажно, чтобы занятия по возможности посещала не только мама, но и остальные родственники (папа, бабушка, дедушка, брат и т. д.). Ведь часто случается так, что проживая с ребенком в одной квартире, несмотря на безграничную любовь к нему, родственники не могут найти подход и наладить контакт с ребенком.
- Метод открытия.
На каждом занятии попытайтесь делать одно, хотя бы одно маленькое открытие. Например, если подышать на стекло, оно запотеет. Пальчиком можно что – то нарисовать. Или если сжать снег в ладошке, он превратится в воду. Заостряйте внимание ребенка на подобных мелочах, и тогда каждая встреча с вами будет дарить ребенку ощущение радости и новизны.
Таким образом, практическая реализация поставленных нами коррекционных задач осуществляется в процессе формирования у ребенка с синдромом Дауна адекватного восприятия мира с помощью совокупности различных методов.
Глава 1
Теоретические аспекты изучаемой проблемы
«Синдром Дауна» - самая распространенная из всех известных на сегодняшний день форм хромосомной патологии. Около 20% тяжелых форм поражений центральной нервной системы связано с генетическими нарушениями. Среди этих заболеваний ведущее место занимает синдром Дауна, при котором умственная отсталость сочетается со своеобразной внешностью. Впервые синдром описан в 1866 году Джоном Лэнгдоном Дауном под названием «монголизм». Встречается с частотой 1 на 500 – 800 новорожденных вне зависимости от пола.
Клинический диагноз прост и ставится в родильных домах. К основным признакам относятся: умственная отсталость, мышечная гипотония, брахицефалия, эпикант – вертикальная складка, закрывающая внутренний угол глаза, монголоидный разрез глазных щелей, катаракты, пятна брушфильда (очаги белого цвета на границе наружной и средней трети радужки, косоглазие, реже – помутнение роговицы и хрусталика, толстые губы, утолщение языка с наличием борозд (так называемый «складчатый» язык, плоская спинка носа, узкое небо, деформированные ушные раковины, избыток кожи на шее, «разболтанность», чрезмерная подвижность суставов, поперечная линия на ладони, клинодактилия мизинцев.
Среди аномалий внутренних органов наиболее часты пороки сердца (дефекты перегородок в сочетании с аномалиями крупных сосудов, желудочно – кишечного тракта, мочевыделительной системы, мозга.
Структура психического недоразвития детей с синдромом Дауна своеобразна : речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остается на уровне развития ниже нормы: понимание речи недостаточное, словарный запас беден, часто встречается дизартрическое звукопроизношение. Несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера иногда остается практически сохранной.
Большинство детей с синдромом Дауна обладают хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов. Уровень навыков и умений, которых могут достичь дети с СД весьма различен. Это зависит от генетических и средовых факторов, а также от степени поражения интеллектуальной сферы.
В медицинской литературе синдром Дауна рассматривается как дифференцированная форма олигофрении и, следовательно, подразделяется на степени:
1. Глубокая степень умственной отсталости;
2. Тяжелая степень умственной отсталости;
3. Средняя или умеренная умственная отсталость;
4. Слабая или легкая степень умственной отсталости.
Для решения вопроса о степени интеллектуального недоразвития ребенка с СД и разработки плана коррекционных мероприятий необходимо помнить об особенностях психического развития этих детей, постоянно соотнося их с возрастными особенностями.
Глубокие ограничения возможностей естественно сопровождаются значительным снижением качества жизни. Тяжелое заболевание ребенка отражается также на общении со сверстниками, обучении, трудовой деятельности, способности к самообслуживанию. Ребенок, к сожалению, исключается из общественной жизни. Все вышеперечисленное определяет значимость проблемы социальной адаптации и коррекции данной категории детей.
Исследования ученых показали, что систематическая педагогическая помощь детям с СД в условиях школы с привлечением родителей в процесс коррекционной работы позволяет вывести на новый качественный уровень не только сам процесс развития ребенка, но и в значительной мере определяет процесс интеграции в общество.
Глава 2
Практические аспекты деятельности
Педагогическая характеристика на
Анастасию Р.
Настя Р. обучается в структурном подразделении МБОУ ООШ №1 г. Слюдянка Школа Надомного Обучения по специальной коррекционной программе для детей, имеющих диагноз F71 (надомная форма обучения).
Семья Насти благополучная. Девочка проживает с мамой и старшим братом. Социально - бытовые условия хорошие. Эмоциональный климат в семье нормальный. Девочку очень любят. В обучении и воспитании заинтересованы и принимают активное участие все члены семьи (мама, брат, бабушка, дедушка, двоюродный брат).
Девочка испытывает постоянные трудности в усвоении всех учебных предметов следующего характера.
На первый план выходят речевые проблемы ( речевой диагноз: дизартрия) Произносит некоторые слова, искаженно, «смазано»; либо только первый слог. Присутствует необдуманное повторение (эхолалия).
Наблюдаются значительные отклонения в поведенческой сфере. Контакт с малознакомыми людьми затруднен, избирателен. Может проявлять к ним агрессию. Контакт с детьми так же затруднен. Учебная программа по предметам усваивается частично. Грубое нарушение познавательной деятельности.
Умение выделять главное в сюжетной картинке, в тексте, при классификации предметов не сформировано.
Доступно письмо элементов цифр и букв способом «рука в руке».
Не различает основные цвета и фигуры.
Доступны раскрашивание, обводка, штриховка (без соблюдения границ). Часто наблюдается отказ от видов работ в тетради.
Исходя из имеющихся данных, Насте рекомендуется обучение по индивидуальной программе на дому.