Получи документы

«Профилактика манипулятивного поведения у детей дошкольного возраста». Консультация для воспитателей

Ольга Бочкарева
«Профилактика манипулятивного поведения у детей дошкольного возраста». Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы

Дети, в отличие от взрослых, быстро ориентируются в семейных отношениях. Они точно определяют, кто из родителей не сможет отказать им и готов выполнить все их желания. Простые поначалу средства детской манипуляции (истерики и плач) с годами становятся более изобретательными.

Привыкая к такой модели поведения, ребенок – манипулятор и во взрослой жизни не откажется от своих привычек. Поэтому так важно распознать признаки манипулятивного поведения на начальном этапе и научиться правильно вести себя с таким ребенком.

Публикация «„Профилактика манипулятивного поведения у детей дошкольного возраста“, Консультация для воспитателей» размещена в разделах

Манипуляция– наиболее распространенный вид человеческого общения. В словарях оно трактуется как акт влияния на людей, управления ими с особенно пренебрежительным подтекстом. Когда мы говорим, что ребенок манипулирует взрослыми, речь не идет о настоящей манипуляции. В этом возрасте малыш еще не может ставить себе цели «добиться контроля над поведением и мыслями другого человека», поскольку сам не всегда осознает свои поступки, не говоря уже о планировании действий.

Распознавая признаки манипулятивного поведения ребенка, родители зачастую принимают это как проявление «артистизма» или «лидерства». Если поведение в какой-то ситуации можно предугадать, значит, дошкольник уже создал свой сценарий и ожидает соответствующего поведения взрослого. Все дети манипулируют своими родителями и хорошо знают их слабые места.

Предпосылки к манипулятивному поведению

Появление в семье маленького манипулятора становится следствиеместественной для ребенка любви к повторениям. Если однажды у него получилось добиться чего-то подобным способом, он может использовать его много раз, до тех пор, пока будет получать желаемое.

Обучаясь общаться, ребенок нередко подражает поведению родителей и других окружающих его взрослых. У них он учится и приемам манипуляции. Например, мама обещает почитать еще одну сказку дочке, если она «разрешит» дать лекарство. Воспитатель в детском саду отвлекает внимание ребенка разговором о новой игрушке, чтобы расставание с мамой было не столь болезненным. Такое общение с дошкольником практикуется почти во всех семьях. Оно не будет представлять опасности, если сопровождается уговорами, объяснениями. Постоянное принуждение к принятию решений не будет благоприятствовать тому, чтобы ребенок научился договариваться с людьми.

Применение некоторых манипуляций также не дает права говорить о том, что у ребенка сформировалось подобное поведение. Оно появляется лишь при условии, если дошкольник к трем – четырем годам становится эгоистом, что в действительности неверно, даже если вся семья старается выполнять его запросы. С раннего возрастасознание дошкольника концентрируется на нем самом, на его собственных телодвижениях, потребностях. Именно за счет этого формируется «Я» человека. Если окружающие заботливо ухаживают за дошкольником, своевременно удовлетворяют его потребности, у него вырабатывается «базовое доверие к миру». То есть ребенок изначально верит в положительный контакт с другим человеком, в то, что это принесет исполнение желаний. Но это чувство доверия не имеет ничего общего с эгоизмом.

Условием возникновения эгоизма является полное центрирование семьи на ребенке, готовность пожертвовать всем ради удовлетворения любых его желаний и прихотей. Второе условие –гиперопека. К трем годам ребенок способен выполнить некоторые действия по самообслуживанию. Если подобного не происходит, он постепенно привыкает перекладывать «эту обязанность» на чужие плечи и удовлетворять свои желания за счет других любыми способами.

Зачастую дети прибегают к таким крайним мерам «воздействия на родителей», как болезнь. Они могут «вызвать» температуру, действительно ощущать боль в животе или головную боль, если переживают только что увиденный семейный конфликт, услышанную фразу о болезни кого-то из членов семьи и др. Некоторые дети любят болеть, если родители проявляли чрезмерное внимание к ним во время предыдущей болезни. В этом случае недуг – гарантия благ как материальных, так и духовных, возможность стать центром всеобщего внимания.

Для того чтобы понять, что стало причиной недомогания, стоит проанализировать: погодные условия повлияли на плохое самочувствие или ребенок все же испытывает нехватку внимания. У многих родителей нет времени не только поговорить с ребенком. Но и обратить внимание на просьбу, взглянуть, что он смастерил, какой получился рисунок. В этом случае у ребенка остается только один способ привлечь к себе внимание – заболеть. Правда, если для родителей его плохое самочувствие становится досадным препятствием в работе, они, сдерживая раздражение, стараются как можно быстрее вылечить малыша. Последствием этого в лучшем случае может оказаться поиск новых методов борьбы за родительское внимание. Нередко ими становятся проказы, очень быстро привлекающие внимание, пусть даже негативное.

Если именно отсутствие внимания родителей стало причиной болезни ребенка, положение можно исправить следующим образом. Начните уделять внимание малышу не только тогда, когда он болеет, но и когда он здоров. В конечном итоге на это уйдет гораздо меньше сил и средств. Даже очень занятые родители могут найти для этого время. Общаться с дошкольником нужно в той форме, в какой ему хочется, предоставив право выбора. Взаимодействие должно проходить «глаза в глаза». Желательно, чтобы отведенное на общение время было не занято посторонними делами – общением по телефону, приходом гостей и пр.

Правила поведения с ребенком – манипулятором

В целях профилактики манипулятивного поведения ребенка в первую очередь нужно установить с ним дружеские отношения, соблюдая при этом некоторые правила. Так, родители должны быть лидерами в семье. Рассогласованность их действий плохо сказывается на психическом развитие детей, приводит к формированию неуверенности, тревоги и агрессии. За правило можно взять следующую схему: если ребенку нужно разрешение на что-либо, необходимо его получить у каждого из родителей. Тогда вместо манипулирования он будет искать способ убедить папу и маму выполнить его желание.

Важно научить ребенка прямо просить о том, что он хочет, а не прибегать к приемам манипуляции. Родителям нужно твердо держать свое слово: иногда дети манипулируют взрослыми, когда знают, что, надоедая уговорами достаточно долго, они могут «нет» превратит в «да». Такой способ манипуляции как прямой шантаж следует пресекать сразу.

Нельзя говорить детям плохо о другом родителе, жаловаться на супруга, не стоит возлагать на них решение семейных проблем. Нельзя позволять ребенку сплетничать и обсуждать с одним родителем другого родителя: он может только поделиться чувствами, которые испытывает от тех или иных действий, но не жаловаться на «плохую маму» или «жестокого папу». Если ребенок пытается обвинить другого родителя в придирках и несправедливости, можно предложить ему вынести этот вопрос на совместное обсуждение, когда оба родителя смогут его выслушать и ответить.

В воспитании детей очень важна дисциплина как альтернатива манипуляции ребенка родителями. Различают внешнюю ивнутреннюю дисциплину. Внешняя заключается в том, чтобы дети слушали родителей, а внутренняя основывается на выработке у ребенка самодисциплины.

Для внешней дисциплины характерны такие понятия как «награда» и «наказания». Наказание зачастую подавляет чувства детей, вызывает агрессию, которая провоцирует повторное наказание. В итоге ребенок становится неуверенным в себе, не чувствует поддержки. Родители ошибочно считают, что жесткое воспитание будет способствовать исправлению дошкольника, на самом деле поведение его будет только ухудшаться. Ребенок должен чувствовать себя членом общества и ощущать безопасность. Только тогда родители смогут воспитывать его с помощью актуализирующей дисциплины, а не манипуляторской. При этом важно создать в доме благоприятную атмосферу, где ребенку спокойно и уютно. В этом случае он сможет нормально воспринимать определенные ограничения.

Один из способов справиться с детской манипуляцией (в т. ч. в виде капризов и истерик) – переключить внимание ребенка. Можно отвлечь его каким-то новым ярким предметом или предложить интересное занятие. Например, посмотреть мультфильм или почитать любимую сказку, нарисовать картину. Взрослый также может рассказать ребенку стихотворение, потешку. Еще один вариант – участие дошкольника в выбранном взрослым занятии (уборке квартиры, дежурстве, приготовлении пищи и т. д.). Когда он подключается к делам родителей или воспитателя, то ощущает свою нужность, приобщается к миру взрослого. Если выбирать занятие совместно, то дошкольник учиться считаться с мнением окружающих его людей.

Взрослые могут сами подключиться к занятиям малыша, перестать на время быть строгим родителем, воспитателем, стать полноправным участником какой-нибудь детской игры. В качестве примера в приложении представлены некоторые «отвлекающие» игры, которые можно проводить как дома, так и в детском саду.

Таким образом, четкая линия поведения родителей и других окружающих ребенка взрослых, неподдельное внимание к его действиям, чувствам и эмоциям позволят установить с дошкольником дружеские отношения, помогут сформировать правильные модели поведения.

Филиал «Крепыш» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

детский сад №39 г. Пензы

Консультация для воспитателей на тему :

«Профилактика манипулятивного поведения у детей дошкольного возраста»

Подготовила:

воспитатель ф. №2 МБДОУ №39

Бочкарева О. А.

Пенза 2020

Публикации по теме:

Консультация для родителей и воспитателей на тему «Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и воспитателей на тему: " Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста" При развитии речевого слуха работа.

Консультация для родителей «Профилактика аллергии у детей дошкольного возраста во время цветения»Консультация для родителей «Профилактика аллергии у детей дошкольного возраста во время цветения» Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей «Профилактика аллергии у детей дошкольного возраста во время цветения».

Консультация для воспитателей «Как познакомить детей младшего дошкольного возраста с праздником 1 Мая»Консультация для воспитателей «Как познакомить детей младшего дошкольного возраста с праздником 1 Мая» Наступил весенний месяц май. Он принес нам еще один весенний праздник – 1 Мая. 1 Мая – один из общереспубликанских праздников в Республике.

Консультация для воспитателей «Нормативы речевого развития детей дошкольного возраста» Первая младшая группа. Словарь: Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем,.

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста». Игра, учение, труд - вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребёнка и к изучению, и к труду, при этом сама игра всегда.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателейПроектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Консультация для воспитателей «Развитие экологической грамотности у детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Развитие экологической грамотности у детей дошкольного возраста» В ходе работы по экологическому воспитанию дошкольников, я как педагог, должна воспитывать в детях бережное отношение к природе, стимулировать.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста» Каждый родитель желает, что бы его ребёнок вырос вежливым, порядочным человеком. Правила хорошего тона следует прививать детям с раннего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Профилактика манипулятивного поведения у детей дошкольного возраста». Консультация для воспитателей
Опубликовано: 9 марта 2020 в 14:36
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Профилактика манипулятивного поведения у детей дошкольного возраста». Консультация для воспитателей» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Бочкарева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД