Анастасия Журавлева
Профессиональный стандарт педагога в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Профессиональный стандарт педагога в ДОУ»
Слайд 2 Стандарт — это перечень требований, определяющих квалификацию работника, необходимую для качественного выполнения возложенных на него обязанностей.
Профессиональный стандарт– характеристика квалификации, которая необходима работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности или выполнения трудовой функции (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ). Профстандарт объединил в себе требования к педагогам всех ступеней образования, которые сегодня представлены в федеральном государственном образовательном стандарте и в квалификационных характеристиках должностей работников образования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. №761н (зарегистрирован в Минюсте России 06 октября 2010 г. №18638).
Публикация «Профессиональный стандарт педагога в ДОУ» размещена в разделах
Слайд 3 Информационная справка
В проф. стандарте педагога используются следующие понятия:
компетенция – способность применять знания, умения и опыт в трудовой деятельности;
трудовая функция – составная часть вида трудовой деятельности, представляющая собой интегрированный и относительно автономный набор трудовых действий, определяемых технологическим процессом и предполагающий наличие необходимых знаний и умений (компетенций) для их выполнения;
условия труда - совокупность факторов производственной среды и технологического процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Слайд 4 Под применением профстандартов понимают использование их положений в организации деятельности образовательной организации, в том числе:
• работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом;
• при аттестации для определения соответствия занимаемой должности;
• при направлении работников на дополнительное профессиональное образование для определения вида обучения;
• при разработке должностных инструкций для определения трудовых действий и требований к знаниям, умениям;
• при разработке штатного расписания для определения наименования должностей;
• образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
• при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
Слайд 5 Профстандарты нужны :
Во-первых, чтобы определить квалификацию работника и обязанности по соответствующей должности. При этом профессиональный стандарт – более подробный документ, чем квалификационный справочник.
Во-вторых, при разработке образовательных программ:
• профессионального образования (ч. 7 ст. 11 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
• профессионального обучения (ч. 8 ст. 73 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
• дополнительного профессионального образования (ч. 9 ст. 76 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
Связь между требованиями к воспитателю ДОУ по ФГОС и профстандарту.
Образование всегда было областью, которую государство не упускало из внимания. Именно поэтому для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, была в свое время введена профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации педагога. Не являются исключением и ДОУ — дошкольные образовательные учреждения. К этой категории относятся ясли, детские сады и другие организации, занимающиеся образованием детей в возрасте до 7 лет, когда наступает время школ, гимназий и т. д.
К педработникам ДОУ (воспитателям, педагогам, узким специалистам) сейчас применяется 2 вида стандартов :
• ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ;
• Профстандарт, утвержденный Минтруда РФ.
Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников.
Слайд 6 Цели профессионального стандарта :
• Повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования;
• Установление единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности;
• Разработка системы оценки уровня квалификации педагогов при приеме на работу, при аттестации, планирование карьеры и в профессиональной деятельности.
Слайд 7. Профессиональные компетенции воспитателя, отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования
Педагог должен :
Знать специфику дошкольного образования
Знать общие закономерности развития детей
Уметь организовывать ведущие виды деятельности
Владеть теорией и методиками развития детей дошкольного возраста
Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми
Уметь планировать и корректировать образовательные задачи по результатам мониторинга
Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей
Владеть ИКТ- компетенциями
Слайд 8 Функции профессионального стандарта :
-разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы;
-осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;
-участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;
-планирование и проведение учебных занятий;
-систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению;
-организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися;
-формирование универсальных учебных действий;
-формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями;
-формирование мотивации к обучению;
-объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.
В профстандарте педагога представлены требования к педагогу дошкольного образования - воспитателю, отражающие специфику его работы на дошкольном уровне образования.
Портрет воспитателя
Чтобы выполнять возложенные на специалиста задачи, согласно профстандарту воспитателя 2018, он должен обладать определенными навыками и знаниями, а наибольшую сложность вызывает воспитательная функция, которая требует от педагога умения управлять индивидуальной и групповой деятельностью детей, анализировать состояние детского коллектива, формировать психологически комфортную среду, защищать достоинство и интересы воспитанников, эффективно взаимодействовать с другими педагогами. Следовательно, для успешной реализации организаторской, образовательной и воспитательной функций воспитатель должен соблюдать нравственные, этические и правовые нормы, для чего ему необходимо знать: действующие законодательные формы в сфере защиты прав детей и работы с ними; основы детской психологии, закономерности развития детей, общие кризисные точки; базу психодидактики; принципы эффективного достижения целей в ходе реализации образовательной деятельности; апробированные педагогические технологии, методики и приемы.
К педагогу дошкольного образования профстандартом предъявляются следующие требования:
Слайд 9 Трудовые действия
Участие в проектировании развивающей образовательной среды в группе воспитанников
Обеспечение эмоционального благополучия воспитанников через непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам и потребностям
Участие в создании содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной развивающей предметно-пространственной среды для группы воспитанников
Организация деятельности воспитанников в развивающей предметно-пространственной среде на основе развития их субъектности
Создание социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике возраста, поддержка позитивной атмосферы в группе, уклада жизни и традиций организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования
Организация общения воспитанников на основе усвоения ими норм и ценностей, принятых в обществе, формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности к совместной деятельности
Участие в создании и эффективное использование в образовательном процессе современной и безопасной цифровой образовательной среды в организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования с целью развития у детей основ информационной культуры
Создание развивающей образовательной среды для образовательной деятельности с детьми с ОВЗ, в том числе с детьми-инвалидами
Сотрудничество с педагогическими работниками и другими специалистами в решении педагогических задач
Обеспечение безопасности образовательной среды в группе, включая соблюдение требований к безопасности игрушек
Слайд 10 Необходимые умения:
Общаться с детьми с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, создавать условия для эмоционального благополучия воспитанников, поддерживать в группе позитивную атмосферу, проявлять уважение к человеческому достоинству воспитанников
Использовать педагогический потенциал развивающей образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования в решении задач образования и развития воспитанников
Осуществлять формирование содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной развивающей предметно-пространственной среды
Осуществлять организацию деятельности воспитанников в развивающей предметно-пространственной среде на основе предоставления детям возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения
Создавать социальную ситуацию развития воспитанников в соответствии с особенностями их возраста, поддерживать уклад жизни и традиции организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования
Организовывать общение воспитанников на основе усвоения ими норм и ценностей, принятых в обществе, формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности к совместной деятельности
Формировать информационную среду в группе воспитанников с целью развития у детей основ информационной культуры личности
Формировать развивающую образовательную среду для осуществления образовательной деятельности с детьми с ОВЗ, в том числе с детьми-инвалидами
Обеспечивать безопасность образовательной среды для группы воспитанников и формирование у них основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
Сотрудничать с педагогическими работниками и другими специалистами в решении педагогических задач, в том числе используя технологии сетевого взаимодействия
Слайд 11 Необходимые знания
Положения ФГОС ДО о формировании развивающей образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования
Педагогический потенциал развивающей образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования и условия его реализации
Современные подходы к созданию содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной развивающей предметно-пространственной среды
Способы организации деятельности воспитанников в развивающей предметно-пространственной среде, возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения
Педагогические условия эмоционального благополучия детей в группе; механизмы формирования позитивной атмосферы, уклада жизни и традиций в организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования
Особенности социальной ситуации развития детей дошкольного возраста и организации личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия детей и взрослых
Особенности развивающей образовательной среды для детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов
Формы и методы сотрудничества с педагогическими работниками и другими специалистами в решении педагогических задач
Требования к обеспечению безопасности образовательной среды для группы воспитанников и формирование у них основ безопасного поведения в быту, социуме, природе