Нина Панькова
Профессиональное выгорание педагогов ДОУ и его профилактика
▼ Скачать + Заказать документы
Профессиональное выгорание педагогов ДОУ и его профилактика
В современных условиях гуманизации образования особенно остро стоит задача развития личности учащихся, изучения их индивидуальных особенностей. Необходимо создание условий, обеспечивающих наиболее полную реализацию потенциала личности и развитие ее способностей, становление индивидуальности каждого конкретного ребенка. В связи с этим возрастает роль личности педагога в процессе формирования индивидуальности обучающихся и, соответственно, возрастает интерес к изучению стиля деятельности педагогов.
Публикация «Профессиональное выгорание педагогов ДОУ и его профилактика» размещена в разделах
Однако практика показывает, что педагог в процессе своей профессиональной деятельности подвергается эмоциональному утомлению, что отрицательно сказывается на исполнении им трудовых функций. В данном контексте можно говорить о наличии у педагога синдрома эмоционального выгорания. Можно предположить, что синдром эмоционального выгорания, характеризующийся эмоциональной сухостью педагога, расширением сферы экономии эмоций, личностной отстраненностью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся, оказывает достаточно сильное влияние на характер профессионального общения педагога. Данная профессиональная деформация мешает полноценному управлению образовательной деятельностью, оказанию необходимой психологической помощи. Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольно четко прослеживается факт потери педагогом интереса к ребенку как к личности, неприятия его таким, какой он есть, упрощения эмоциональной стороны профессионального общения. Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость).
Таким образом, нами обнаружено противоречие между требованиями государства к профессионализму педагога и отсутствием должного внимания в образовательных организациях к профилактике его выгорания.
В 1974 году американский психиатр для характеристики психологического состояния здоровых людей, но находящихся в постоянном контакте с другими людьми и эмоциональном перенапряжении ввел термин – «эмоциональное выгорание». Х. Дж. Фрайденбергером была разработана теория данного явления, при котором человек находился в постоянном изнеможении и истощении с ощущением собственной бесполезности.
Спустя десятилетие, в зарубежной литературе было опубликовано около тысячи статей, посвященных проблеме «эмоционального сгорания» на работе. Исследования в основном, носили описательный и эпизодический характер. По мнению большинства исследователей, «эмоциональному выгоранию» были подвержены работники медицинских и благотворительных учреждений. Однако позже данная группа риска была пополнена рядом других профессий : учителя, полицейские, юристы, тюремный персонал, политики, менеджеры всех уровней. Таким образом, на сегодняшний день, у исследователей в области психологии, сложилась единая точка зрения на сущность психического профессионального выгорания и его структуру.
Профессора Калифорнийского университета психологии разработали научный метод для изучения проблемы выгорания, который предполагает три уровня:
1. Эмоциональное истощение – проявляется в безнадежности, эмоциональных срывах, усталости и снижении энергетических ресурсов организма, а также в нарушениях здоровье сберегающих ресурсов. Также возникает ощущение «притупленности» эмоций и безразличие к происходящему.
2. Деперсонализация – это деформация отношений с другими людьми, либо повышенная зависимость от них, либо крайне негативное отношение к людям. В отношении педагогов такое явление проявляется как восприятие воспитанников не как личностей, а как своих подчиненных. Появляется дистанция в отношениях с ними и ожидание самого худшего в их поведении.
3. Сокращенная профессиональная реализация (или редукция личностных достижений) – третий компонент выгорания. Симптомами здесь являются тенденции к негативной самооценки своих профессиональных достижений, ограничении своих возможностей и самоунижении.
Профессиональное выгорание – это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.
Рассматривая эмоциональное выгорание как динамический процесс, можно выделить три стадии его формирования:
1. Напряжение, сопровождающееся эмоциональным истощением, усталостью от профессиональной деятельности. Симптомы проявления: недовольство собой, загнанность в тупик, тревога и депрессия.
2. «Резистенция» (сопротивление) - когда избыточное эмоциональное истощение провоцирует включение защитных механизмов и реакций у человека. Симптомы: выборочное эмоциональное реагирование, экономия эмоций, редукция (уменьшение) профессиональных обязанностей.
3. «Истощение», при которой наступает психофизическое переутомление и опустошенность, сопровождается психосоматическими расстройствами.
Современная психология позволяет выделить несколько основных стрессогенов, которыми насыщена наша повседневная жизнь и которые приводят к возникновению синдрома выгорания :
1. Необходимость постоянного интенсивного общения с социумом.
Часто возникающие проблемы и трудовые будни заставляют нас ежедневно сталкиваться со множеством людей с различным эмоциональным состоянием. Если человек отличается скромностью и замкнутостью, то чрезмерная концентрация на собственных и чужих проблемах приведет к накапливанию стрессов и эмоциональному дискомфорту.
2. Работа, требующая усиленного самоконтроля. Каждый день требует от нас собранности, пунктуальности, самоорганизации, вежливости. Публичность и чрезмерная открытость нашей жизни заставляет нас и окружающих жестко контролировать себя, что приводит к внутренней нестабильности и эмоциональному раздражению.
3. Постоянная напряженность окружающей среды. Ускоренный ритм современной жизни и контроль действий на работе, а также чрезмерная загруженность делами и нехватка свободного времени для отдыха истощают наш организм. Стресс является закономерным следствием завышенных требований и нехватки внешних и личностных энергетических ресурсов.
Симптомы, характерные для синдрома профессионального выгорания, условно можно разделить на три основных группы: психофизиологические, социально-психологические и поведенческие.
1. Психофизиологические симптомы:
• бессонница или нарушение режима дня, полное отсутствие сна до раннего утра или резкое засыпание, неспособность заснуть повторно среди ночи, тяжелое пробуждение;
• нарушение дыхания и одышка при любой нагрузке;
• пониженная реакция на изменения окружающей среды, полное отсутствие радости и любопытства или чувства страха при возникновении опасности;
• постоянная физическая усталость, когда ощущение бессилия не проходит даже утром после нормального полноценного сна;
• постоянное желание выспаться, сонливость, заторможенность;
• постоянные головные боли без причины;
• резкое изменение показателей веса (снижение, увеличение);
• снижение зрения, обоняния, осязания, слуха; потеря тактильных ощущений;
• хронические заболевания органов пищеварения и нарушение обменных процессов (запор, диарея);
• хроническое чувство слабости, понижение энергетических запасов,
снижение иммунитета, биохимических показателей в крови и гормонального фона;
• чувство физического и психологического истощения.
2. Социально-психологические симптомы:
• безосновательные нервные срывы, замкнутость, вспышки агрессии и гнева, отстранение от окружающих;
• отсутствие положительного настроя на будущее и профессиональный рост;
• повышение раздражительности, агрессии и бурное реагирование на происходящие события;
• постоянное чрезмерное переживание и ощущение беспричинного беспокойства, стыда, вины, обиды, стеснительности и подозрительности;
• резкое понижение самооценки и недовольство собой;
• стрессы, депрессия, пассивность, скука, апатия, снижение эмоциональных реакций, ощущение подавленности;
• хроническое и необъяснимое ощущение страха и предчувствие отрицательного итога и неудачи;
• чрезмерное ощущение тревоги и неправильности положения и ситуаций.
3. Поведенческие симптомы:
• злоупотребление алкоголем и сигаретами, переедание или полное отсутствие аппетита, концентрация, увеличение и появление вредных пристрастий и привычек;
• изменение режима дня и сна;
• неадекватная критика окружающих, отчужденность от близких;
• невозможность выполнения главных задач из-за зацикленности на мелких проблемах, трата полезного времени и энергии на непервоочередные дела;
• отсрочка планов на следующий день и в результате их невыполнение;
• чувство непосильности привычной работы и катастрофической нехватки энергетических ресурсов;
• чувство собственной бесполезности, понижение заинтересованности в работе, безразличие и равнодушие к результату;
• повышенная раздражительность, необоснованная злоба и агрессия, обиды, истерики.
Проведя диагностическое обследование педагогов ДОУ с помощью опросника на выгорание (MBI). Авторы методики: психолог К. Маслач и С. Джексон адаптирована Н. Е. Водопьяновой, я выявила, что у 15,8 % педагогов наблюдается высокий уровень профессионального выгорания, 57,8 % педагогов имеют средний уровень профессионального выгорания и 26,4 % педагогов имеют низкий уровень профессионального выгорания.
На основе полученных данных можно сделать вывод о необходимости работы с педагогами на тему «Профессиональное выгорание педагога ДОУ и его профилактика».
Своевременная профилактика выгорания включает в себя три направления работы.
1. Организация деятельности. Администрация может смягчить развитие «сгорания», если обеспечит работникам возможность профессионального роста, наладит поддерживающие социальные и другие положительные моменты, повышающие мотивацию. Руководство может организовать здоровые взаимоотношения сотрудников.
2. Улучшение психологического климата в коллективе. Следующее направление профилактики синдрома «выгорания» – это создание психологического комфорта, создание коллектива существующего как единое целое, как группы людей поддерживающих друг друга. Одним из факторов, нарушающим психологический климат в коллективе, является крайне низкий уровень материальной обеспеченности педагогов, из – за чего люди не имеют возможности снять груз переживаний и расслабиться в домашней обстановке, в семье. Пребывание на природе, походы в театр также требуют времени и материальных возможностей, а последние у большинства крайне ограничены. Тем не менее, решение вопроса можно найти в расширении духовной сферы личности человека (кругозора, эстетических потребностей, что ведет к большей терпимости и взаимопониманию.
3. Работа с индивидуальными особенностями. Психологическая работа с педагогами должна включать три основных направления, соответствующие выявленным аспектам выгорания :
1) развитие креативности;
2) развитие умений разрешать конфликтные ситуации;
3) формирование навыков саморегуляции, обучение техникам расслабления.
Поднять настроение, снять напряжение нам помогают различные способы.
Практические упражнения
Упражнение «Передай маску» (маска эмоций)
Цель: Разминка для мышц, снятие напряжения
Педагоги сидят в кругу. И каждый должен передать свое настроение рядом сидящему. Задача каждого узнать передаваемую эмоцию.
Игра «Заряд энергии»
Все участники берутся за руки и по команде начинают пожимать руку сидящего справа, таким образом энергия от ведущего идет по кругу и возвращается в его левую руку (можно передавать энергию по кругу несколько раз, столько раз, насколько того требует ситуация).
Упражнение «Ладошки»
Все закрывают глаза и кладут руки на колени ладонями кверху, тот, к чьим ладоням прикоснулись, открывает глаза, встает, подходит к любому участнику, прикасается к его ладоням, садится на его место и снова закрывает глаза. Тот, кто встал, выбирает другого игрока и т. д. Игра заканчивается по сигналу ведущего. После игры обязательно проводится рефлексия. Вопросы для рефлексии:
Удалось ли в течение игры не открывать глаза, кроме тех случаев, когда это было положено по правилам?
Комфортно ли было длительное время сидеть с закрытыми глазами?
Изменилось ли внутренние ощущения и переживания до и после прикосновения чьих-либо рук?
«Медитация»
Цель – снятие напряжения, сосредоточение, повышение работоспособности.
«Сядьте как можно удобнее, закройте глаза, попробуйте расслабиться (пауза).
Постарайтесь ни о чем не думать, отпустите все свои мысли, глубоко вдохните (пауза).
Почувствуйте свое тело, прислушайтесь к нему, ощутите участки, где скопилось напряжение, попробуйте снять его (пауза).
Сделайте глубокий вдох (пауза).
Постарайтесь полностью расслабиться (пауза).
Включается магнитофонная запись.
Прислушайтесь. Совсем близко слышен шум моря (пауза).
Ваше расслабленное тело лежит на теплом песке, ветерок чуть заметно обдувает Вас.
Теплые, золотистые волны бегут по песку, легкий ветерок нежно подгоняет их, заставляя бежать все быстрее (пауза).
Волны нежно касаются кончиков ваших пальцев на ногах, чуть покрывают ступни (пауза).
По всему вашему телу распространяется пробуждающее тепло (пауза).
Вы чувствуете, как каждая новая волна пробуждает вас от сна, дарит новые силы.
Ваше тело наливается новой силой, крепнет, делается сильнее.
Вы чувствуете прилив бодрости, ваши мышцы и ваш разум пробуждается ото сна.
Откройте глаза. Потянитесь как можно сильнее (пауза).
Расправьте руки, встаньте, потянитесь еще раз.
Упражнение «Снятие напряжения в 10 точках»
1) плавное вращение глазами: дважды в одном направлении, дважды в другом;
2) зафиксируйте свое внимание на отдаленном предмете, а затем переключитесь на предмет, который перед вами;
3) нахмурьтесь, напрягая окологлазные мышцы, а потом расслабьтесь;
4) широко зевните несколько раз;
5) расслабьте шею, покачав головой, затем покрутив ею из стороны в сторону;
6) поднимите плечи до уровня ушей и медленно опустите;
7) расслабьте запястья и поводите ими;
8) сожмите кулаки, разожмите, расслабляя кисти;
9) напрягите и расслабьте ягодицы, а затем икры ног;
10) покрутите ступнями, чтобы расслабить лодыжки;
Дыхательные упражнения для быстрого снятия стресса: сделайте вдох на 4 счета, задержите на 4 счета дыхание, затем сделайте выдох на 4 счета, снова задержите дыхание на 4 счета.
Упражнение «Психологическая зарядка»
1) Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом левым и повторить: «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь!»
2) Положить ладонь на грудь и произнести «Я на свете всех умней!», вытянув руки над головой: «Не боюсь я никого!», повернуть голову вправо: «Чудо как я хороша!», повернуть голову влево: «Проживу теперь 100 лет!»
3) Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я принимаю удачу, с каждым днем становлюсь богаче!»
4) Встать на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача!»
5) Руки на бедрах, делая наклоны вправо-влево повторять: «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу!»
6) Вытянуть руки вперед, сжав кулаки, делая вращение руками: «На пути у меня нет преграды, все получится, как надо!»
Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, можно предотвратить возникновение профессионального выгорания, или снизить его, если синдром уже проявляется:
– определение для себя краткосрочных и долгосрочных целей (достижение краткосрочных целей приносит очень важное для оптимального эмоционального состояния человека – состояние успеха);
– использование «тайм-аутов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
– овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, положительный настрой, самовнушение);
– профессиональное развитие и самосовершенствование (обмен профессиональной информацией, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива; для этого существуют различные способы – курсы повышения квалификации, конференции и пр.);
– уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным);
– эмоционально – личностное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается, или процесс этот оказывается не столь выраженным);
– поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь);
– умение рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки.
А в заключении 12 советов М. Беркли – Ален «Порой я балую себя»
1. Сделайте себе небольшой подарок.
2. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.
3. Найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом.
4. Позвольте себе полдня провести за «ничегонеделанием».
5. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.
6. В выходной позвольте себе подольше поспать.
7. Похвастайтесь перед другом или родственниками своими достижениями.
8. Потратьте некоторую сумму из своих сбережений и купите себе какую-нибудь безделушку.
9. Каждый вечер вставайте под душ и «смывайте» события прошедшего дня, так как вода издавна является мощным универсальным проводником.
10. Если у Вас имеются нарушения со сном, читайте на ночь стихи, а не прозу. Так как стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.
11. Высыпайтесь. Здоровый сон составляет 5 – 6 часов. Перед сном обязательно проветривайте помещение, это способствует улучшению сна.
12. Чаще совершайте прогулки. Особенно прогулки полезны вечером.