Елена Емельянова
Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся
I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Сложившаяся до введения ФГТ система дошкольного образования по своему содержанию была основана на предметном принципе обучения детей. Основной моделью построения педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях являлась учебно-дисциплинарная, при которой педагог руководил и управлял действиями ребенка в соответствии с заданной программой, а дети обязаны были подчиняться требованиям воспитателя. Основным результатом изучения программы была сформированность суммы знаний, умений и навыков, которая и определяла готовность ребенка к школе. Но специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность детей к школе.
Публикация «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2013
Новая модель организации образовательного процесса, согласно ФГТ, предусматривает «решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования». То есть уходит понятие «занятия» как обязательной формы дидактической деятельности детей и ему на смену приходит понятие «непосредственной образовательной деятельности», в ходе которой воспитатель становится равноправным партнером и включается в деятельность наравне с детьми, а дети присоединяются к деятельности добровольно и работают каждый в своем темпе.
Изменились также требования к результатам образовательного процесса: «социальный портрет» выпускника содержит совокупность интегративных качеств, которые позволят ему быть успешным в школе и социуме.
Таким образом, современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, что обуславливает определенные требования к деятельности дошкольных образовательных учреждений.
Основной целью педагогической деятельности дошкольных учреждений является развитие интегративных качеств ребенка, а
одним из направлений в развитии этих качеств является развитие эмоциональной отзывчивости у детей. Только на основе эмоционального опыта у детей развивается социальная восприимчивость, то есть способность понимать и учитывать не только свои чувства и желания, но и чувства других, способность к формированию адекватной реакции на различные жизненные ситуации, развиваются навыки эмоциональной саморегуляции. Ребенок должен откликаться на эмоции близких людей и друзей, сопереживать персонажам сказок, историй, рассказов, эмоционально реагировать на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы. Для этого необходимо владеть коммуникативными навыками, ведь развитие коммуникативных качеств дошкольников является важнейшим направлением социально- личностного развития ребенка, что отражено в требованиях ФГТ к планируемым итоговым результатам освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Ребенок, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, умеет адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
Однако в рекомендованных программах дошкольного образования нет четко прописанных форм, средств, методов для развития этих качеств в комплексе. В группах не всегда созданы соответствующие условия. Использование воспитателями однообразных форм работы не всегда позволяет эффективно решать проблемы, возникающие при общении детей. Часто дети чувствуют себя одинокими из-за того, что не умеют взаимодействовать. Конфликтные взаимоотношения со сверстниками препятствуют нормальному общению и полноценному развитию ребенка. Отрицательное эмоциональное самочувствие приводит к появлению неуверенности к себе, недоверчивости к людям.
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
Анализ практического опыта деятельности дошкольных учреждений показывает, что не все воспитатели владеют методами психолого-педагогического воздействия на ребенка, педагог и психолог часто не координируют свою работу в направлении социально-личностного развития ребенка. Поэтому при решении проблемы развития эмоциональной и коммуникативной сферы детей дошкольного возраста, возникает необходимость:
-овладения воспитателем методами психолого-педагогического воздействия на ребенка;
-формирования субъективного отношения к ребенку;
-установления тесного контакта с психологом дошкольного учреждения.
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
Ориентируясь на ФГТ и, уделяя должное внимание эмоциональному и коммуникативному развитию личности дошкольника, мы можем получить следующие умения и навыки:
- вести диалог со сверстниками и взрослыми;
- соотносить свои устремления с интересами других людей;
- продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу;
- получать необходимую информацию в общении;
- выслушать другого, прийти к общему решению;
- принимать помощь;
- понимать чувства и эмоции других людей;
- контролировать свои.
Данные умения и навыки позволят развить у ребенка такие интегративные качества личности как:
-эмоционально отзывчивый;
--овладевший средствами общения и способами взаимодействия как со сверстниками, так и со взрослыми.
4.Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Для успешной реализации такого социально- личностного аспекта как развитие коммуникативных качеств и эмоциональной саморегуляции у дошкольников необходимо произвести изменения во всех составляющих образовательного процесса: содержании, средствах обучения и воспитания, а также в контроле образовательных результатов.
Воспитателям рекомендуется:
-изучить такие современные инновационные технологии как: Бычкова С. С. «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников»; Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Стёпина Н. М. «В мире детских эмоций»; Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. «Учим детей общению»; Панфилова М. А. «Игротерапия общения»; Рылеева Е. В., «Вместе веселее!»; Саранская О. Н. «Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!»»; Семенака С. И. «Уроки добра»; Шипицина Л. М. «Азбука общения»; Яковлев В. И., «Психолого-педагогическая технология оптимизации эмоционального статуса у детей старшего дошкольного возраста» и др. ;
-на основе изученных технологий и используя рекомендации психолога составить:
-перспективный план по развитию коммуникативных качеств и эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста;
- примерный перечень наблюдений, бесед, игровых ситуаций по формированию социальных навыков и ценностных ориентаций у дошкольников;
-картотеку эмоциональных игр и упражнений;
-картотеку игр и упражнений для развития коммуникативных способностей;
-картотеку сюжетно-ролевых игр.
Так как игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности,то она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников. Поэтому в образовательную область «Социализация» включается цикл игр, направленных на формирование навыков социального восприятия в процессе взаимодействия детей друг с другом. Для этого используется обыгрывание конфликтных (проблемных) ситуаций и моделирование выхода из них. Проведение игр и упражнений «Подумай и изобрази», «Как поступить», «Чудесный терем дружбы», «Поможем ближнему», «Что можно сделать для друга» способствуют формированию у детей умения замечать и оценивать личностные качества и поступки других детей и персонажей, умения выражать черты характера и эмоции свои и партнера, усвоению моральных норм и правил поведения.
Цикл игр для развития эмоций формирует умение произвольно воспроизводить определенные эмоциональные состояния мимикой, жестом, движением, знакомит детей с «азбукой эмоций».
С этой целью можно проводить мимические и пантомимические упражнения : «Тренируем эмоции» (нахмурься, как: осенняя туча, злая волшебница, хитрая лиса, «Глаза в глаза», «Тень», «Зеркало», «Чтение эмоций (по фотографии, «Азбука настроения», «Пиктограммы», «Ролевая гимнастика» (походи, как младенец, как старик, как медведь, как лиса и др.). Эти упражнения можно включить (выборочно, в соответствии с тематикой недели) в ритуал начала НОД, заключительную часть или физкультминутку.
Для разборов конфликтных ситуаций можно использовать «Коврик злости», где можно проговорить свои претензии и обиды, а затем «вытоптать» свой гнев в «Уголке топанья» или выбить в «Подушку – колотушку», а затем вместе отправиться на «Островок дружбы» и торжественно связать «Ленточки дружбы» (для девочек) или сковать «Цепи друзей» (для мальчиков) .
Для снятия мышечного и эмоционального напряжения можно использовать следующие пособия: мягкие молоточки, биты, подушки для боя, мягкие поролоновые мячики, молотки для забивания деревянных гвоздей.
В образовательную область «Коммуникация» входят игры, направленные на сближение детей друг с другом. Регулярное выполнение упражнений таких, как: «Давайте познакомимся», «Встреча», «Прорвись в круг», «Подними и покачай» способствует снижению уровня дезадаптации у проблемных детей, сближению детей, совершенствует речь как средство общения. Задачам формирования у ребенка умения принимать во внимание точку зрения другого, структурированию и систематизации представлений о себе и другом ребенке, формированию устойчивого межличностного взаимодействия, оценочного отношения к себе, сверстникам, своему поведению и поведению других служат такие игры, как: «Комплименты», «Подумай и ответь» (за что тебя можно любить, за что можно пожурить, «Мои любимые вещи», «Какой я», «Составь рассказ» (метод незаконченных предложений) – темы разнообразны: «Я люблю, когда…», «Когда меня обижают…», «Меня беспокоит…»
В образовательную область «Чтение художественной литературы» входит чтение и эмоционально- нравственная оценка поступков и чувств героев, драматизация отрывков из литературных произведений с целью «проживания» конфликтной ситуации и поиска выхода из нее без применения силы, а с помощью высказывания своих мыслей и чувств.
Для закрепления можно проводить сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, игры-путешествия, организовывать совместную деятельность с детьми других групп детского сада (совместные праздники, развлечения, походы, участие в кукольных спектаклях, драматизации сказок, соревнования, фестивали, конкурсы).
Для диагностики коммуникативных навыков можно использовать:
- методику И. А. Зимней «Сформированность умений межличностного общения». Ее целью является изучение сформированности ряда умений межличностного общения ребенка со сверстниками.
- методику Н. В. Клюевой и Ю. В. Касаткиной «Учим детей общению». Цель методики - выявить уровень сформированности коммуникативных
навыков, а также изучить и оценить межличностные отношения в группе детей старшего дошкольного возраста.
Для диагностики эмоциональной сферы можно использовать методику «Капитан корабля». Ее целью является социометрическое изучение и оценка межличностных предпочтений в группе детей дошкольного возраста.
Для проведения диагностики используется наблюдение, беседа, рассматривание рисунков детей.
5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Кадровые изменения.
- Повышение компетентности и профессионализма педагогов;
- Введение ставок психолога и логопеда в штат ДОУ;
-Овладение новыми инновационными методиками.
Научно-методические изменения.
-Организация постоянно действующего научно-практического семинара «Формирование коммуникативных качеств дошкольников»;
- Разработка методических рекомендаций для воспитателей по развитию эмоциональной сферы дошкольников;
- Составление перспективных планов по социально-личностному развитию детей;
- Составление картотеки сюжетно-ролевых игр, игр и упражнений для развития коммуникативных способностей, эмоциональной сферы;
- Составление циклов бесед по темам социально-личностного развития детей;
-Разработка методических рекомендаций для родителей, способствующих развитию коммуникативных качеств дошкольников.
Материально-технические изменения.
- Обогащение предметно-развивающей среды в группах «Ковриками злости», «Островками дружбы», «Уголками топанья», предметами и пособиями для снятия мышечного и эмоционального напряжения: мягкие молоточки, биты, подушки для боя, мягкие поролоновые мячики, молотки для забивания деревянных гвоздей;
-Пополнение библиотеки справочной и методической литературой по теме социально-личностного развития дошкольников;
- Пополнение медиатеки современными цифровыми ресурсами.
Нормативно-правовые изменения.
Изучить:
Закон «Об образовании» РФ.
Конвенция ООН «О правах ребенка».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.07.2011г. № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666.
Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (письмо от 21.10. 2010 г. № 03-248).
Письмо Министерства образования и науки РФ от 22 июля 2010 г. № 03-13 «О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования».
В календарно-тематический план ДОУ внести задачи социально-личностного развития ребенка.
Информационные изменения.
Своевременное информирование воспитателей о проведении курсов повышения квалификации, появлении новых диагностических методик и методических разработок по темам социально-личностного развития детей.
Организационные изменения.
Организация и проведение педсоветов на темы: «Эмоциональное благополучие как фактор успешного развития детей», «Развитие коммуникативных качеств детей в игре», семинаров-практикумов, мастер-классов, открытых мероприятий в ДОУ с целью закрепления практических навыков педагогов в организации НОД и образовательной деятельности в режимных моментах по развитию коммуникативной и эмоциональной сферы дошкольников.
II.Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе
Тема пособия: «В гости к героям сказки «Теремок»
Возраст целевой группы: старший дошкольный возраст
Цель пособия: формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста
Задачи пособия:
1. Обогащать знания детей об эмоциях и их внешних проявлениях.
2. Закреплять знание пиктограмм эмоций, уметь соотносить их с внешними проявлениями у детей.
3. Формировать умение детей оказывать положительные знаки внимания, воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
4. Воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.
Алгоритм работы со слайдами:
№ слайда Действия и возможный вариант пояснений педагогов
Ребята, вы любите ходить в гости?
Я предлагаю вам отправиться в гости к героям сказки «Теремок».
Поможем героям сказки собрать «волшебный цветок». Для этого надо ласково обратиться к лисе, волку, медведю, лягушке, мыши.
По щелчку «мыши» лепестки «присоединяются» к серединке.
У мышки сегодня День рождения. Давайте подарим ей «Радугу добрых пожеланий». Каждое доброе пожелание подарит радуге один цвет.
Цвета появляются по щелчку «мыши».
Мышка, волк, лисичка, зайчик, лягушка и медведь поссорились. Чтобы их помирить, надо
Поможем медвежонку понять, что чувствует мальчик и выбрать нужную эмоцию-пиктограмму. Как можно развеселить мальчика?
По щелчку «мыши» лишние пиктограммы исчезают.
Поможем волчонку понять, что чувствует девочка и выбрать нужную эмоцию-пиктограмму. Как вы думаете, чему радуется девочка?
По щелчку «мыши» лишние пиктограммы исчезают.
Поможем лягушке понять, что чувствует мальчик и выбрать нужную эмоцию-пиктограмму. А когда случалось удивляться вам?
По щелчку «мыши» лишние пиктограммы исчезают.
Молодцы, ребята! Героям «Теремка» понравилось с вами играть.
По щелчку «мыши» летят бабочки.