Приложение МААМ

Признаки психоэмоционального напряжения у дошкольников

Светлана Кудрина
Признаки психоэмоционального напряжения у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Психическое состояние и его основные характеристики.

Учёт психического состояния ребёнка является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье подрастающего поколения, особенно в связи с тем, что школьниками становятся дети шести лет. Требуется не только профессиональная оценка психического состояния ребёнка, но и создание соответствующих условий охраны и гигиены его нервной системы как во время пребывания в дошкольном учреждении, так и во время учебного процесса в начальной школе.

Темочки:

В науке психическое состояние рассматривается как психическое явление достаточно сложное по структуре, отражающее взаимодействие человека с жизненной средой. Гармоничность и уравновешенность этого взаимодействия, готовность к нему служат основными критериями оценки психического состояния субъекта.

Осознанию человеком своих отношений с миром природы, людей и самим собой в оздоровительных психотерапевтических технологиях придаётся большое значение. А путь к этому лежит через рефлексию и описание человеком своих ощущений и определения на их основе своего физического и психического состояния

Обучать тому, как определить своё психофизическое состояние, необходимо начиная с детского возраста. Для этого и родители, и психолог, и воспитатель, и учитель первого класса должны научиться чётко разграничивать личностные черты и особенности психического состояния ребёнка.

Это, прежде всего, связано с тем, что у человека нет видимых переходов от одного психического состояния к другому. Любое актуальное состояние берёт своё начало в предыдущем, иногда развивается месяцами, не замечаемое порой ни самим человеком, ни окружающими его людьми.

В медицинской практике этот период называют состоянием дезадаптации. Различают также состояния эмоциональные, волевые, когнитивные, тревоги, напряжения. Утомление, эйфория, фрустрация, удовлетворенность и другие характеризуются также как психические состояния. Среди всех этих состояний специалисты выделяют эмоциональные, поскольку в остальных состояниях всегда присутствует эмоциональный компонент.

Стресс определяют как интегральный ответ организма, и личности на экстремальные воздействия или повышенную нагрузку. Понятие «стресс» применяется в разных науках. Психология наполнила это понятие новым содержанием, и в настоящее время стресс рассматривается как механизм регуляции отношений организма со средой. Он, как указывают исследователи, может быть как положительным, так и отрицательным. Но всегда отрицательные эмоции вызываются страхом, завистью, ненавистью, малодушием, грубостью, несправедливостью. Кроме подавленного настроения исследователи отмечают целый ряд признаков, указывающих на то, что ребёнок находится в стрессовом состоянии.

Эти признаки могут говорить о том, что ребёнок находится в стрессовом состоянии, только в том случае, если они ранее не наблюдались. Необходимо также отметить и то, что не все эти признаки могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже тогда, когда появились только некоторые из них.

Психоэмоциональное напряжение лишает ребёнка естественного для его возраста состояния радости и приводит к неврозам. При неврозе ухудшается управление функциями организма. Поэтому дети не просто становятся раздражительными и обидчивыми, но часто жалуются на головную боль. Кроме того, у них могут быть нарушения ритма сердечной деятельности, часто отмечается повышение артериального давления.

Взрослый человек в силу своего жизненного опыта, как правило, имеет возможность выбора реагирования на стрессовую ситуацию, но степень свободы этого выбора и у него бывает ограничена её особенностями. Ребёнок же далеко не всегда имеет свободу выбора в реагировании, мало того, в силу отсутствия достаточного жизненного опыта даже при наличии свободы действий его реакция часто бывает неадекватной ситуации.

Дома с родителями дети чаще всего выбирают путь противодействия, поскольку в силу детской доверчивости не опасаются встретить жесткую ответную реакцию. «Я боюсь, не умею, не буду», - пытается достучаться до сознания родителей малыш. Ведь именно в этих словах заключается его оценка и интерпретация ситуации. Но когда «глухие и слепые» родители, выведенные из терпения поведением ребёнка, не понимая причин этого поведения, дают ему жёсткий отпор, то ребёнок теряет последнюю опору, на которую бессознательно рассчитывал.

Что обычно в этой ситуации чувствуют дети?

Чаще всего они чувствуют боль, тревогу, неуверенность, злобу и почти всегда – страх.

В образовательном учреждении в стрессовой ситуации адаптационный процесс чаще протекает как реакция приспособления. И у детей, как способ защитного поведения, очень часто появляется социальная маска. Они могут стать лживыми, неуверенными, склонными к бесплодным мечтаниям, трусливыми, некоммуникабельными, фанатично упрямыми, часто беспомощными в жизни.

К сожалению, эти последствия стрессов редко своевременно замечают взрослые. Обычно они замечают, что с ребёнком что-то неладно, когда разворачиваются множественные реакции.

Часто бывает так, что признаки стрессового состояния взрослые замечают, а вот определить их причину затрудняются.

Иногда они бывают связаны с так называемыми, отмечает он, «циркадными ритмами». Депрессивное состояние может быть связано с проблемами личностного роста, а не с наличием стрессовых ситуаций.

Стрессорное воздействие на детей в образовательном учреждении могут оказывать:

-нерациональный режим жизнедеятельности,

-дефицит свободы движений,

-недостаточность пребывания на свежем воздухе,

-нерациональное питание и плохая его организация,

-неправильная организация сна и отдыха детей,

-авторитарность стиля общения с детьми и взрослыми при отсутствии к ним внимания и заботы,

-необоснованное ограничение свободы детей,

-интеллектуальные и физические перегрузки,

-неблагоприятные в геомагнитном плане дни и плохие погодные условия, а также другие факторы, связанные с разнообразными проблемами семьи и взаимоотношений со сверстниками.

Основные средства профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения у детей.

Существует множество рекомендаций по снятию стрессовых состояний. Например, известные психологи Ю,С. Николаев и Е. И. Нилов рекомендуют реагировать на неприятную ситуацию улыбкой и шуткой. Психиатр В. Леви предлагал выбрать себе идеал героя с весёлым и добрым характером. Но дело в том, что все эти и им подобные рекомендации вынуждают человека подавлять реакцию на раздражение и, таким образом, лишают его разрядки. Детям в силу специфики возрастных особенностей (в первую очередь из-за малого жизненного опыта) делать это крайне трудно, а отсутствие разрядки часто приводит к неврозу и в последствии, как считают медики, к гипертонии.

Риск возникновения стрессового состояния особенно велик в детстве при нарушении условий для нормального физического развития. Наукой давно доказана взаимообусловленность физического здоровья и психического состояния человека. Ощущение физического здоровья, своих физических возможностей и телесного благополучия способствует устойчивому чувству комфорта.

Известно, что на любое событие душа и тело отзываются вместе. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус, и наоборот, мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску.

Учёными давно доказано, что лучшим средством для снятия нервного напряжения является физическая нагрузка. Использовать движения в качестве противовеса отрицательным эмоциям рекомендовала, например Н. П. Бехтерева. Известный русский физиолог И. П. Павлов говорил о том, что любая физическая деятельность дарит мышечную радость, создавая устойчивое настроение.

Вред недостаточной двигательной нагрузки давно известен. Но не менее опасно пренебрежение такими важными компонентами здорового образа жизни как сон, питание, закаливание.

В последние годы всё большее значение в профилактике стресса придаётся обучению человека психосаморегуляции состояния. Исследования подтверждают, что дети гораздо быстрее и с большим эффектом научаются приёмам аутогенной тренировки, нежели взрослые. Это обусловлено, прежде всего, тем, что у детей живое воображение, которое помогает им быстро и легко войти в нужный образ.

Использование упражнений по психосаморегуляции состояния даёт возможность наполнить традиционную систему физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении новым смыслом и содержанием и создать технологию, которую мы могли бы смело назвать не только здоровьесберегающей, но и формирующей у детей позицию созидателя и разумного поведения в отношении своего физического и психического здоровья.

Все вышеперечисленные основные средства профилактики психического напряжения детей являются структурными компонентами среды жизнедеятельности ребёнка, а также системы физического воспитания детей в детском учреждении. Но для того, чтобы эти средства могли служить достижению цели, должно быть усилено их психологическое содержание.

Признаки стрессового состояния дошкольника могут проявляться :

- в трудностях засыпания и беспокойном сне;

- в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;

- в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;

- в рассеянности, невнимательности; в беспокойстве и непоседливости

- в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;

- в том, что он постоянно сосет палец или жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);

- в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников; - в игре с половыми органами;

- в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;

- в повышенной тревожности; в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях. Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, только в том случае, если они не наблюдались ранее.

Предлагаем Вашему вниманию релаксационные игры, которые помогут снять психоэмоциональное напряжение у ребенка, создать у него положительные эмоции, успокоят его, а также наладят сон.

Игра «Лимон». Взрослый предлагает ребенку представить, что в правой руке у него лимон, из которого нужно выжать сок. Ребенок как можно сильнее сжимает правую руку в кулаке, затем расслабляет ее. Аналогичное упражнение выполняется левой рукой. Затем ребенок садится на стул и пьет воображаемый сок, мимикой изображая кислый вкус.

Игра «Поймай бабочку» Взрослый показывает летящую бабочку, пробует ее поймать - выполняет хватательные движения над головой одной рукой, потом другой, обеими руками одновременно. Ребенок повторяет показанные движения. Затем медленно разжимает кулачки, смотрит, поймал бабочку или нет. Затем соединяет раскрытые ладони, представляя, что держит ее.

Игра «Муравей». Ребенок и взрослый сидят на ковре. Взрослый: «Мы сидим на полянке, ласково греет солнышко. Мы спокойно дышим - вдох, выдох. Вдруг на пальчики ног залез муравей. С силой потяни носочки на себя. Ножки прямые и напряжены. Прислушайся, на каком пальчике сидит муравей, задержи дыхание. Сбросим муравья с ножек, выдыхаем воздух. Носочки вниз, стопы в стороны, ножки расслаблены, отдыхают». (Повторить несколько раз.) Игра «Холодно - жарко». Взрослый: «Мы играем на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Нам стало холодно, мы замерзли, обхватили себя ручками, головку прижали к ручкам - греемся. Согрелись, расслабились. Но вот снова подул холодный ветер.».

Игра «Потягушечки». Взрослый предлагает ребенку поспать, отдохнуть. Ребенок и взрослый садятся на корточки, закрывают глаза. Взрослый (через несколько секунд) : «Вот мы и проснулись, сладко потянулись. Открываем глаза, медленно встаем, вытягиваем руки вперед, затем поднимаем их вверх, отводим за голову и поднимаемся на носки. Сладко потянулись, друг другу улыбнулись». Взрослый и ребенок встают на ступни, опускают руки вниз. Игра «Задуй свечу». Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.

Публикации по теме:

Опыт работы «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» Воспитатель Котлярова Татьяна Павловна Цель: Создание условий для.

Сюжетно-ролевая игра как способ психоэмоционального развития детей 2–3 летСюжетно-ролевая игра как способ психоэмоционального развития детей 2–3 лет Дошкольный возраст – самое начало жизни ребенка, когда он только-только начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями.

Дидактическая игра для дошкольников «Найди отличия» для обогащения словарного запаса по теме «Признаки осени»Дидактическая игра для дошкольников «Найди отличия» для обогащения словарного запаса по теме «Признаки осени» Данная игра представляет собой набор из четырех двухсторонних карточек с изображением признаков времен года. Цель: обогащение словарного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Признаки психоэмоционального напряжения у дошкольников
Опубликовано: 17 декабря 2024 в 20:43
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Признаки психоэмоционального напряжения у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Кудрина (УИ 3046970) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД