Елена Анатольевна Куприенкова
Приёмы нейрогимнастики в работе с детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Тема моего выступления
«Приёмы нейрогимнастики в работе с детьми
младшего дошкольного возраста»
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский
На сегодняшний день, всё больше и больше появляется детей с речевыми нарушениями, с задержкой речевого развития.
Публикация «Приёмы нейрогимнастики в работе с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Почему же наблюдается такая ситуация? Причин может быть много. Это и экологические, биологические, социальные факторы, влияющие на состояние и развитие наших детей. Но ещё одна немаловажная причина, на мой взгляд, это малоподвижный образ жизни наших детей.
Давайте вспомним с вами, как мы проводили время в нашем детстве. Я думаю, что многие из нас в детстве бегали босиком, прыгали на скакалке, в резиночку играли, крутили обруч, играли в классики, прятки, казаки-разбойники и многое другое…
А как гуляют дети сейчас? Кто видит в наше время прыгающих и бегающих детей на улице? А со скакалкой, с обручем?
Современное поколение ведут малоподвижный образ жизни, сидят возле гаджетов, в телефонах, у компьютера. Но мы идём с вами к тому, что современное поколение – с каждым годом становится физически, психически ослаблены.
Цель: знакомство с приёмами нейрогимнастики.
Задачи:
1. Объяснить значение использования нейрогимнастики в работе над развитием речи детей. 2. Вызвать интерес к проведению нейрогимнастики.
Таким образом, недостаточность физической активности ведёт наших детей к плохому снабжению головного мозга кислородом, несформированной координации движений, не развитой ориентировки в пространстве, не развитого чувства ритма, а также дисгармоничному развитию межполушарных связей.
И сегодня я хочу вас познакомить с приёмами нейрогимнастики.
Нейрогимнастика – это определённый комплекс упражнений, направленный на активацию полноценной работы левого и правого полушария, помогая управлять физической, умственной и эмоциональной жизнью, она эффективна для детей любого возраста.
Гимнастика для мозга в педагогике называется также кинезиологическими упражнениями.
Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Она помогает сбалансировано развивать оба полушария головного мозга. Сама гимнастика состоит из ряда несложных для выполнения упражнений, поэтому её можно смело включать в свой режим дня.
КОРОТКО ОБ ОСОБЕННОСТЯХ МОЗГА
Правое полушарие, оно отвечает за действие левой половины тела, т. е. когда мы шевелим левой рукой, то активизируется правое полушарие, и наоборот. Оно регулирует восприятие музыки, танцы, изобретения, восприятия живописи, воображения.
Левое полушарие отвечает за математику, речь и языки, чувства, письмо, логика.
Нейрогимнастика способствует :
- Развитию речи;
- Развитию способностей;
- Развитию мелкой моторики;
- Развитию памяти, внимания;
- Развития мышления;
- Развитию крупной моторики.
Гимнастика учитывает пластичность мозга дошкольников и помогает «настроить» его таким образом, чтобы оба полушария работали активно и продуктивно.
Занятия активируют те участки, которые ранее бездействовали.
Приступать к выполнению гимнастики для мозга можно в любом возрасте (с самых простых упражнений). С каждым годом упражнения усложняются.
Основные элементы комплекса:
- растяжки, нормализирующие тонус мышц опорно-двигательного аппарата;
- дыхательные упражнения, улучшающие ритмику организма, его энергонаполняемость, развивающие самоконтроль и произвольность;
- Глазодвигательные упражнения, позволяющие улучшить зрительное восприятие, увеличить поле зрения, активизировать межполушарное взаимодействие;
- пальчиковые упражнения для развития тонкой моторики рук, стимулирующие определённые речевые зоны головного мозга;
- массаж, направленный на биологически активные точки, как проекции определённых зон воздействия;
- двигательные упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, позволяющие снимать непроизвольные движения и мышечные спазмы;
- релаксирующие упражнения, способствующие расслаблению, снятию напряжения, эмоционального стресса.
С нашими детьми мы работаем с сентября прошлого года. Большая часть группы не разговаривающих детей, либо разговаривающие, но очень плохо. Вместе с Галиной Николаевной, мы задумались о том, что может помочь в развитии речи наших малышей. Мы решили ввести в свой режим дня отдельные элементы и упражнения из нейрогимнастики. Занимаемся мы индивидуально, либо в маленьких подгруппах в течение 3-5 минут. С каждым годом время можно немного увеличивать.
Так же очень полезно рисовать двумя руками одновременно. Мы приобрели специальные дощечки для занятий.
Вот некоторые упражнения: зайчик-колечко-цепочка, флажок-рыбка-лодочка.
Упражнения кулак- ребро – ладонь.
Двигательные упражнения мы включили в утреннюю гимнастику.
Как Вы заметили, начали мы с самых элементарных упражнений, которые не требовают подготовки. Сначала упражнения прорабатывались индивидуально, теперь уже начинаем работать в микро группах.
Таким образом, я вам представила лишь некоторые элементы по нейрогимнастике, которые благоприятно влияют на межполушарные связи, и воздействуют на мозговые структуры.
Заканчивая своё выступление хотелось бы ещё раз обратить Ваше внимание на то, что любая двигательная активность будет стимулировать развитие мозга, но особенно если это координированные движения.
Спасибо за внимание!