Наталья Подвигина
Приобщение детей к традиционной русской культуре
Приобщение детей к традициям народной культуры – важнейшая задача развития ребенка. Необходимо с раннего возраста приобщать дошкольников к русской национальной культуре, к народным традициям, к истокам. У каждого народа есть свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколения. Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, и должны воспитываться в национальных традициях.
Публикация «Приобщение детей к традиционной русской культуре» размещена в разделах
Но как воспитать дошкольников духовно богатыми, когда наше телевидение, СМИ несут в себе огромный заряд тревоги и агрессии? Воспитывать в детях любовь к Родине и национальным традициям, как можно раньше. Россия, Родина, Родной край. Какие дорогие и близкие с детства слова, как научить юное поколение любить «большую» и «малую» Родину, воспитывать у них желание беречь и приумножать лучшие традиции своего народа, уважать самобытную культуру?
Первым шагом должно быть расширение знаний о своей малой Родине, изучение обычаев и традиций своего города, района, области. С раннего возраста у ребенка развиваются чувства, черты характера, которые связывают его непосредственно со своими корнями. Белгородчина — уникальный край, где сохранение традиций побуждает у детей чувство любви и гордости к «малой» Родине. Край наш богат, красив его ландшафт, в каждом городе, районе, селе существуют особые традиции в песенном, декоративно-прикладном искусстве, манере речи, которые передаются из поколения в поколение.
Например: К великим праздникам относились Пасха, Рождество, Масленица. Рождественские святки начинались 6 января. Вечером шли «кликать» коляду парни и девушки. В старину считали, что чем лучше хозяева одарят колядовщиков, тем счастливее для всех сложится новый год. Дома вместе с детьми изготавливали маски, изображающие разных животных, сочиняли праздничные поздравительные пожелания. Масленицупраздновали накануне великого поста целую неделю, широко, раздольно. Обязательная еда на празднике - блины – символ солнца. Каждый день масленицы имел свое название –«встреча», вторник – «заигрыш», среда – «лакомка», четверг – «разгуляй», пятница – «тещины вечера», суббота – «золовкины посиделки», воскресенье - «целовальник» .Пасху праздновали три дня. В это время никто не работал, матери даже пеленок не стирали, кушанье готовили с запасом. Стены украшали вышитыми рушниками, стели на стол праздничную скатерть, пекли куличи, варили холодец, красили яйца. В пасхальную ночь все шли в церковь. Дома оставались только малые дети и глубокие старики. Организовывали веселые игры: «чекание» яйцами, «прокати» яйцо.
Народное творчество раскрывает перед дошкольниками дверь в мир пре-красного и доброго, что влияет на формирование музыкальных способностей и духовно- нравственных качеств детей. Важно развивать творческие способности дошкольников. Необходимо использовать все виды фольклора. Знакомить с особенностями культуры русского народа. Знакомя детей со сказками, пословицами, загадками мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим ценностям. В пословицах и поговорках высмеются недостатки, восхваляются положительные качества людей.
Например:
1. Свет не без добрых людей. Здесь говорится о том, что можно встретить много и добрых людей, которые тебе помогут и словом, и делом.
2. Вежливость нужна каждому. Здесь говорится о том, что быть вежливым должен быть каждый человек, она помогает нам находить контакт с людьми, поддерживать хорошие отношения.
3. Бережливость лучше прибытка. Эта пословица говорит о значении бе-режливости для людей, потому что она помогает экономить силы, наше время и деньги, с бережливостью должны все дружить.
4. Скромность всякому к лицу. Здесь утверждается, что надо быть скромным, не рассказывать много о своих успехах, не хвалиться ими, потому что если человек воспитан, то он прежде всего скромный и благородный.
5. Ленивому всегда праздник. Эта пословица говорит о том, что лентяй всегда найдет время для отдыха, а не для работы, ленивый не любит много трудиться, а любит веселиться.
Особое место в произведениях русского народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. В некоторых сказках главные персонажи сами не трудятся: работу за них выполняют другие, например:
• «Морозко» - где падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела - еще до свету.
• «Двенадцать месяцев» (народная сказка, а не её обработка Марша-ком) – где падчерице с утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай, то хворосту из лесу привези, то белье на речке выполощи, то грядки в огороде выполи.
• «Мужик и медведь» (другое название - «Вершки и корешки») – где му-жик сеет сначала репу, а на следующий год – рожь, а медведь лентяй.
• «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что» - где Марья-царевна села ткать. Всю ночь ткала и выткала ковер, какого в целом свете не видывали: на нем все царство расписано, с городами и деревнями, с лесами и нивами, и птицы в небе, и звери в горах, и рыбы в морях; кругом луна и солнце ходят.
• «Зайкина избушка» - когда решили заяц и лиса избушки на зиму построить. Лисичка построила себе избушку из сыпучего снежка, а зайчик - из сыпучего песка».
• «Лиса и журавль» - где лиса наварила манной каши и размазала по тарелке… На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком.
Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и вместе с тем обучают навыкам поведения. Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, любви. Ребёнку народное творчество доступно и понятно, а значит и интересно.
Уже в младших группах можно использовать народные игрушки: пирамидки, матрешки, каталки, качалки и др. Малыши знакомятся с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками. От возраста к возрасту усложняется задача по слушанию детей музыкального материала, восприятию.
В своей работе я широко использую народные игры на занятиях на прогулке, в ходе праздников и развлечений. Большинство этих игр записаны со слов жителей Белгородской области:«Дедушка Мазай», «Шел козел по лесу», «Царь государь», «Белочка и охотник», «Чехарда», «Веревочка», «Чижик», «Заря», «А мы просо сеяли», «Метелица», «А мы просо сеяли», «Золотые ворота» и т. д.
Большое место занимают народные праздники и традиции. Дети знако-мятся с народными танцами, песнями, водят хороводы. Узнают о культуре проведения таких праздников.
Важное место отводится семье. Я считаю, что семейный очаг, соединение родственных душ – главное звено воспитания любви к народным традициям. Необходимо научить уважать и беречь семейные традиции, узнать свою родословную, почитать старшее поколение.
С чего же начать изучение истории своей семьи: знакомстводошкольни-ков с родословной, создание генеалогического древа (в работе с маленькими детьми этот термин можно не употреблять, достаточно слов — древо семьи). А интересное семейное дело всегда благоприятно влияет на детей. Малыш начинает ощущать поддержку всей семьи и у него появляется чувство единства и сплочённости, что в дальнейшем помогает справиться с трудностями.
Параллельно с составлением генеалогического древа можно создать герб семьи. Можно организовать выставки семейных фотографии и семей-ных реликвий. С целью поддержания интереса к родословной, детям можно предложить такие тематические задания как: «Наша фамилия», «Родители моих родителей», «Профессии родителей». Можно предложить родителям вместе с детьми изготовить семейную газету, в которой будут отражены яркие события из жизни семьи, история происхождения фамилии и т. д.
Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Организация краеведческих уголков в возрастных группах, позволит повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей, традициями родного края.
Следовательно, в уголке должны быть:Младшая группа
1. Материал для работы по социально-нравственному воспитанию:
- тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры по теме «Взрослые люди» (родовые характеристики, профессии, действия, внешний вид);
- тематические папки с иллюстрациями по теме «Семья» (члены семьи, совместные действия, семейные фотографии)
- фотографии, иллюстрации по теме «Дом, в котором ты жи-вешь» (архитектурные строения, различающиеся по размеру, внешнему виду, строительному материалу, назначению);
- тематические папки с иллюстрациями по теме «Ребенок и его сверстни-ки» (девочки и мальчики, игры, дети в разных ситуациях, занятия и т. д.);
- тематические папки с иллюстрациями, пиктограммами, показывающими различное эмоциональное состояние взрослых и детей;
- тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры, книги, рас-сказывающие о правилах поведения в общественных местах, об этикете (по типу «так можно делать, а так — нельзя»).
2. Материал для ознакомления детей с малой родиной : (группа, детский сад, улица или микрорайон, где расположено ДОУ, тематические папки с фотографиями и иллюстрациями города, открытки, альбомы.
3. Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры : предметы старины, русские игрушки; куклы из деревянных чурбачков, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); куклы в национальных костюмах.
4. Художественная литература (песенки, потешки, сказки и т. д.).
Примерный материал:
• Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной посёлок»;
• Родословные древа детей;
• Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы.
• Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;
• Предметы декоративно-прикладного искусства
• Книги, альбомы с русскими народными сказками, потешками, прибаутками;
• Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников. Тематические иллюстрации боевой техники, к 8 марта, к 23 февраля, к 9 мая.
В старшей и подготовительной группах:
• Государственная символика (флаг, герб, текст гимна)
• Портрет президента
• Карта страны, глобус
• Куклы в национальных костюмах
• Альбомы с архитектурными памятниками страны.
• Альбомы: «Мой город», «Наши великие соотечественники». Это писатели, поэты, художники и др., «День Победы»
• Предметы декоративно-прикладного искусства;
• Иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного поселка;
• Книги, альбомы с русскими народными сказками, потешками, прибаутками;
• Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.
• Различная познавательная и художественная литература;
• Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной посе-лок», «Города герои»;
• Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для нашей природы;
• Родословные древа детей;
• «Наша армия родная», тематические альбомы родов войск и боевой техники.
• Коллекция тематических значков (о городе, о войне, об армии и т. д.)
• Наборы открыток «Русский быт».
• Диски с записью сказок и патриотических песен. Аудио и видеокассеты о природе родного края.
• Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.
• Зона костюмирования (фуражки, пилотки, бескозырки, накидки, плащи, воротники, ремни, бинокли, длинные юбки, платки, шали).
Воспитывая в детях любовь к национальным традициям, узнавая все лучшее, что оставлено нам в наследство, у них развиваются духовно-нравственные качества, развивается личность ребенка, и они становятся добрее.