Галина Власенко
Приобщение детей дошкольного возраста к национальным и культурным традициям коми народа как средство воспитания патриотизма
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы МДОУ «Междуреченский детский сад»
«Любовь к родном краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь эта любовь переходит в любовь к Родине, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Д. С. Лихачев.
ЦЕЛЬ: Воспитывать уважение, любовь, бережное отношение к родному краю, через ознакомление детей с национальными и культурными традициями.
ЗАДАЧИ:
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика Коми
- Темочки
1) Формировать представления о жизни и быте Коми народа в прошлом и настоящем,
2) Учить видеть сходство и различие в труде и быте людей, природных условиях (растительном и животном мире) Республики Коми и других территорий Российской Федерации,
3) Расширять представления детей о прикладном искусстве народа Коми, учить видеть его красоту, неповторимость, понимать прикладной характер предметов (узорное вязание, ткачество, резьба по дереву и бересте, изготовление деревянной посуды,
4) Стремиться отражать в разнообразной деятельности (игре, изобразительном и ручном труде) знания о республике и её людях,
5) Прививать любовь к национальным художественным и музыкальным произведениям
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Она проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества у него разовьются, зависит прежде всего от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какие впечатления обогатят. Поэтому большую работу по ознакомлению детей с языком, культурой, историей и традициями Коми народа необходимо вести уже в дошкольном возрасте.
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
В нашем детском саду проводится целый ряд мероприятий, направленных на изучение и приобщение детей к Коми языку, культуре, историческому прошлому и внедрение национальных ценностей в условиях современности.
К таким мероприятиям прежде всего можно отнести кружковые занятия «Коми- кыв,чужан -кыв»,организованные педагогом дополнительного образования Рочевой Валентиной Александровной. Совместная образовательная работа с детьми включает рассказ педагога, общение с детьми на Коми языке, демонстрацию предмета, показ репродукций, фотографий, использование дидактического материала, разучивание стихов, песен, игр на Коми языке.
Педагоги всех возрастных групп знакомят детей с декоративно - прикладным творчеством в непосредственно организованной деятельности с учетом возрастных особенностей. Художественное творчество: конструирование, ручной труд, рисование, лепка – являются неотъемлемой частью нашей работы.
В мини – музее, созданном в детском саду, педагоги формируют представления о быте, ремеслах, хозяйственном укладе и связанными с ним традициями и обычаями.
Здесь собрана уникальная коллекция старинных предметов быта Коми народа, представлена крестьянская утварь (коромысло, ухват, чугун, короб для хлеба, старинные наряды). Наш мини – музей занимает небольшое пространство и не отвечает строгим требованиям настоящего музея, т. к.
Многое из того что там находится сделано руками сотрудников д/с и родителей.
Экспозиции мини-музея позволили детям изучить такие предметы, как коромысло, ухват и узнать в деле предметы, которые часто упоминаются в народных сказках, но исчезли из современного обихода.
В музее, организованном в нашем образовательном учреждении, дети погружаются в другую необыкновенную, историческую и сказочную среду, одновременно накапливают сенсорный, практический и культурно – исторический опыт.
Детям очень нравится в непосредственной «домашней» обстановке, сидя на деревянных лавочках, слушать Коми сказки про «Перу-Богатыря», читать и узнавать историю из книги «Дети древней земли», отгадывать загадки, играть в разные игры.
Значительное место в жизни наших воспитанников стали занимать хороводные игры, которые способствуют сплочению, формированию дружбы. Многие родители воспитанников детского сада приняли участие в сборе информации о Коми - народных играх и поделились знаниями с воспитателями и детьми.
Экспонаты музея являются частыми атрибутами в театрализованной деятельности и развлечениях. Игровые костюмированные мероприятия включают в себя элементы драматических и театрализованных форм игры. Такая деятельность обеспечивает высокий эмоциональный уровень сопереживания и сопричастности к национальным традициям и обычаям.
В ДОУ собрана небольшая (пока) коллекция национальных народных музыкальных и шумовых инструментов, которые используются на музыкальных занятиях, праздничных мероприятиях и на занятиях познавательного цикла.
Полученные впечатления от праздников, занятий дети отображают в разнообразной деятельности: изобразительной, конструктивной, театрализованной, игровой, трудовой, речевой.
Вся работа проводится при тесном сотрудничестве всех педагогов образовательного учреждения, родителей, музыкального руководителя. Ведется активное сотрудничество с библиотекой поселка, со школьным музеем.
Мы не собираемся останавливаться на достигнутом. В дальнейшем мы планируем 1) и дальше пополнять музей экспонатами, мобилизуя творческий потенциал всех сотрудников ДОУ и родителей воспитанников, 2)сотрудничать с журналом «Би-кинь».
Чувство любви к Родине начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют порой огромную роль в становлении личности.