Людмила Лёгкая
Применение игровых наборов Фребеля на занятиях по ФЭМП в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Применение игровых наборов Фребеля на занятиях по ФЭМП в средней группе»
«. игры Фребеля, а еще более придуманные им или собранные детские
занятия в руках хорошей наставницы, понимающей инстинктивно
потребностей детской природы и умеющей удовлетворять им, приносят
много пользы».
К. Д. Ушинский
В соответствии с ФГОС дошкольное образование в детском саду должно
строится на эффективных формах работы, а основной формой работы и
основным видом деятельности является игра.
В нашем современном мире с каждым годом дети предпочитают всё
больше не коллективные игры, а информационные технологии. В свою
очередь игровые технологии для детских садов с каждым годом
совершенствуются.
Игровая технология – это ориентированная на зону ближайшего развития
деятельность, совмещающая педагогическую цель с привлекательным для
ребёнка мотивом деятельности и включает достаточно обширную группу
методов и приемов организации педагогического процесса в форме
различных педагогических игр (Г. Селевко). Первым, кто рассмотрел игру
как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный
немецкий педагог 19 века Фридрих Фребель. Он считал игру высшим
проявлением детской активности и первым оценил на практике важнейшее
значение игры в обучении ребёнка. Именно в игре, считал он, ребёнок
выражает свой внутренний мир, получает и наиболее остро переживает
жизненные впечатления, проявляет себя как деятель и творец. Фридрих
Фребель первый кто создал детский сад, а также дидактический материал, в
основе которого входят геометрические тела и геометрические фигуры.
Позже дидактическому пособию дали название «Дары Фребеля».
Познавательное развитие дошкольников является одним из базовых
элементов в системе становления личности ребенка. В связи с этим проблема
математического развития становится особо актуальной на современном
этапе. Развитие и формирование элементарных математических
представлений – это особо исключительная и важная часть
интеллектуального и личностного развития дошкольника. Математика
является огромным фактором формирования познавательных, творческих и
интеллектуальных возможностей ребенка. Способствует развитию
воображения, эмоций, памяти, речи, формирует настойчивость, терпение,
творческий потенциал личности, а также приемы мыслительной
деятельности.
Формирование у ребенка математических представлений должно
опираться на предметно-чувствительную деятельность, в процессе которой
легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками
счета, измерения, приобрести элементарную, прочную основу ориентировки
в общих понятиях. Поэтому основным принципом ознакомления детей с
математикой является наглядность, что и представляет собой игровой набор
«Дары Фребеля». Фребель писал, что педагог вправе проявить свое
творчество и фантазию где и как он мог бы использовать тот или иной
комплект или продумать их интеграцию, дополнить их собственными
заданиями. Задания систематизированы в
три раздела: количество и счет, геометрические формы и величина.
Дары Фридриха Фребеля на развития пространственного мышления, сюда
входят дары No1, No2, No3, No4, No5, No6.
Набор для развития элементарно математических способностей
Дар No1 «Текстильные мячики»
Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие речевых способностей и
самостоятельной игровой деятельности, изучение цвета, формы и качеств
предметов, формирование пространственной ориентации.
. «Яблочки на тарелочке»
Цель: закреплять умение в счете в пределах 5, закреплять представления
детей о геометрической фигуре, о цвете; развивать интерес к математическим
действиям.
Описание: Дети катают мячики по тарелочке и считают в слух. Кто первый
запнётся, или перепутает цифру, тот выбывает из игры. Игра продолжается
до тех пор, пока не останется один игрок.
«Дар» No 11 «Цветные тела» - цилиндры, шары, кубы разного цвета,
шнурок для нанизывания.
Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие сенсомоторных навыков,
изучение геометрических форм, развитие умений классифицировать,
сортировать, выполнять задание по образцу, развитие речевых
способностей и игровой деятельности.
Игра «Собери бусы» Цель: формировать умение видеть простейшие
закономерности в чередовании фигур, умение работать по схеме; развивать
внимание, логическое мышление.
Описание: Педагог предлагает детям нанизать на шнур бусины, которые
представлены в схеме. Взрослый может задать вопрос какого цвета бусина (а
в старшей группе можно и какой геометрическая фигура)
Дар 7 «Цветные фигуры»
Включает цветные круги, полукруги, треугольники (равносторонние,
прямоугольные равнобедренные, тупоугольные равнобедренные,
прямоугольные разносторонние) и квадратики.
Изучение различных плоскостных геометрические фигур. В первую
очередь обращаем внимание, что каждый квадратик соответствует одной
стороне куба. Обводим квадратики разной величины карандашом. Считаем
стороны углы и стороны. Рассказываем ребенку про параллельные
стороны. Разрезаем квадраты по диагонали и получаем 2 треугольника.
Разрезаем квадрат по обеим диагоналям и получаем четыре треугольника. Тут
же можно объяснить какие углы у треугольников острые, прямые и тупые.
Игра «Каждой фигуре свое место». Цель: формировать умение находить
фигуры по двум признакам (форме и цвету, закреплять представления детей
о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, о цвете; развивать
интерес к математическим действиям.
Игровое задание «Почини платочек»
Задачи: закрепить умение подбирать нужные геометрические формы и цвет;
развивать внимание, мелкую моторику рук; воспитывать интерес к игре,
усидчивость. Оборудование: набор No7, разноцветные квадратные карточки с
изображенными контурами разных геометрических фигур (белого цвета,
подходящие по размеру фигурам из набора No7. Содержание игры
Воспитатель предлагает детям починить платочки, которые испортили
мышки. Задает вопросы: Каким цветом платочки? Какие заплатки мы
положим на платочки? Детям раздаются платочки, приемом прикладывания
дети «закрывают дырки» подбирая геометрические фигуры по цвету, форме.
Игра «Выложи геометрические фигуры»
Дидактические задачи: учить детей выкладывать геометрические фигуры
различного цвета из шнурков и палочек: круг, квадрат, треугольник; учить
обследовать их по контуру, называть отличия (у квадрата и треугольника
есть углы, а у круга - нет; круг может катиться, а квадрат и треугольник –
нет, потому что им мешают углы); развивать у детей логику, мышление,
внимание, моторику руки, чувство цвета; закрепить знание основных цветов;
воспитывать дружелюбие, взаимовыручку, уважение к сверстникам. Игровые
правила: брать предметы одной рукой, выкладывать круг только из шнурков,
а квадрат и треугольник из палочек (использование дар 12 и 8)
ДарNo8 «Палочки». Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие
зрительно-моторной координации, сортировка и упорядочивание фигур по
цвету, форме, соотношение количества и размера, обучение счету, используя
палочки в качестве счетного материала, выполнение простейших
математических действий, развитие творческих и речевых способностей,
самостоятельной игровой деятельности, подготовка руки к письму. Здесь
опять нет предела детской фантазии: домики, дорожки заборчик и многое
другое.
Игровое задание «Подбери палочку к флажку»
Задачи: закрепить знание геометрических фигур, основных цветов, понятий
«длинный» «короткий»; формировать умение группировать предметы по
цвету; развивать мелкую моторику рук, внимание, логическое мышление,
математические способности; воспитывать умение самостоятельно
выполнять задания. Оборудование: набор No 7, набор No 8 (палочки двух
размеров) Содержание игры Предложить детям сделать флажки для друзей
на праздник: синий квадратный с длинной палочкой того же цвета, красный
треугольный с короткой палочкой того же цвета и т. д.
Игровое задание «Блины для трёх медведей»
Задачи: закрепить умение систематизировать предметы по определенному
признаку (цвет, размер); развивать внимание, мелкую моторику
рук; воспитывать умение самостоятельно выполнять задания.
Оборудование: набор No 9 (кольца и полукольца, тарелки (вырезанные из
картона) разных цветов (соответствующие цветам колец из набора) и разных
размеров (большие, поменьше и маленькие). Содержание игры Воспитатель
предлагает разложить по тарелочкам блины для трех медведей. В большие
тарелки блины для папы-медведя, в тарелки поменьше – для мамы-
медведицы, в маленькие – для медвежонка. Воспитатель уточняет, что блины
надо разложить не только по размеру, но и по цвету. Поэтому, Катя будет
раскладывать блины в жёлтые тарелки, Саша - в красные и т. д.
Применяя игровые задания с использованием набора
«Дары Фребеля» в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста,
мною были замечены позитивные результаты. Данная технология помогает в
рамках игровой ситуации осваивать сложные понятия, которые давались бы
тяжело в образовательной деятельности. Ребята с большим интересом и с
удовольствием играют с игровым пособием «Дары Фребеля». Данное
методическое пособие открывает дополнительные возможности
использования игрового набора в процессе реализации примерных основных
общеобразовательных программ дошкольного образования