Лилия Петрова
Приемы и способы рисования татарских узоров в старших группах
▼ Скачать + Заказать документы
- Мы с вами знаем, что все народные росписи абсолютно разные.
Давайте вспомним их названия по иллюстрациям на сладах. Гжель, Хохлома, Жостовская, Полхов-Майданская, Городецкая. У каждой свои приемы и хитрости выполнения элементов узора.
- А теперь я предлагаю вам угадать, какая из народных росписей мы с вами займемся. Подсказкой для вас будут служить материалы, которые находятся перед вами.
- Как вы это определили? (По цветам красок, по узорам)
Чем отличается узор от орнамента?
Темочки:
- Орнамент и узоры
- Орнамент и узоры. Рисование
- Республика Татарстан
- Рисование. ВСЕ материалы
- Старшая группа
- Темочки
Узор - Рисунок, представляющий собой определенное переплетение линий, фигур, сочетание красок.
Орнаментом называется узор, построенный на ритмичном чередовании каких-либо рисунков или линий в определенном порядке.
Слово «орнамент» произошло от латинского «ornamentum», что значит «украшение».
С давних пор народные мастера украшали узорами вазы, шкатулки и другие предметы домашней утвари, расписывали ими потолки и стены дворцов, вырезали их на деревянных спинках стульев и кресел.
Орнамент может быть составлен из линий, геометрических фигур, из листьев, цветов, ягод, даже из птиц и зверей.
Прекрасные образцы татарского орнамента можно увидеть в ювелирных изделиях, красочные вышивки и узоры на тканях, головных уборах, разноцветной мозаике кожаной обуви, украшениях жилища.
Виды орнамента и типы мотивов.
У татарского народа существует три вида орнамента:
Первый вид – “Цветочно-растительный”. Мотивы волнообразных побегов (в виде виноградной лозы, цветов: тюльпана, пиона, ромашки, фиалки, лотоса, трилистника (показ на вышивках, на доске мелом рисуются цветы. Таким видом орнамента украшались концы полотенец, занавески, молитвенные коврики, покрывала, фартуки, платья, обувь (сапожки-ичиги, валенки, туфли, головные уборы (калфак, тюбетейка, к л п ш, платки). существуют три направления: степное, луговое и садовое. В зависимости от того, в какой местности проживал мастер или мастерица, те или иные татарские узоры и орнаменты преобладали. Для степного направления более характерны мотивы с изображением стилизованных маков, тюльпанов, незабудок, гвоздик. Луговые мотивы пестрят цветками шиповника, колокольчика, ромашки, васильков. Садовые направления были характерны для городских поселений. Изображались преимущественно георгины, хризантемы, розы, астры. Наиболее часто встречаются два цветка, которые использует татарский орнамент. Тюльпан и гвоздика служат основными мотивами
• Второй вид орнамента – “Геометрический”, применяется он в украшении сельского жилища, ювелирных изделий, надгробных камней и реже в вышивках. Геометрические мотивы: линии, зигзаги, волны, набегающей волны, мотив жгута, спирали, ломанной линии. Татарский орнамент с геометрическими мотивами использует как простые фигуры (треугольники, ромбы, круги, квадраты, так и сложные (шестигранные розетки, ступенчатые фигуры, восьмилучевые звезды).
• Третий вид орнамента называется – “Зооморфный”. Среди узоров получили распространение изображения соколов, голубей, уток, коней летучих мышей, бабочек, пчел. Зооморфные мотивы занимают скромное место в творчестве народа, встречаются во основном в резьбе по дереву, изредка в вышивках и ювелирных изделиях.
татарский орнамент очень редко содержит образы животных
Для татарского орнамента характерно многоцветие, которое начинается с основы. Для полотенец, свадебных одежд вышивка орнаментов производится на белой ткани. В остальных случаях выбор цвета ткани зависит от вкуса мастерицы. Предпочтение отдавалось ярким насыщенным цветам: зеленому, желтому, фиолетовому, синему, бардовому и красному. Цветной фон является обязательным в многоцветной вышивке. Он усиливает одну гамму цветов и смягчает другую. А в целом способствует созданию богатой цветовой гармонии. Благодаря цветному фону композиция орнамента становилась четкой, ритмичной и мягкой в цветовых переходах.
Узоры бывают симметричные и ассиметричные. Растительный орнамент имеет еще одну отличительную особенность – асимметрию элементов. На одной ветви прекрасно уживаются цветы, которые в природе никогда не растут рядом или цветут в различные месяцы года.
Пальметта — элемент растительного орнамента в виде листа пальмового дерева, по сходству с ладонью, или с «растопыренными пальцами руки». Представляет собой геометризованное изображение веерообразно расходящихся листьев пальмового дерева из цветочной чашечки с двумя спиралевидными усиками по сторонам.
Основные цвета : белый, красный, зеленый, синий.
Смешивание цветов:
В старшей группе используются узоров : Продолжать знакомство детей с элементами национального орнамента. Рассмотреть цветочно-растительные мотивы (полевые, луговые, садовые); мотивы пальметт и полупальметт, лотосообразные мотивы, мотивы листьев и др. Обратить внимание на характер композиции (симметричные, ассиметричные, на цветочный букет, в котором одновременно могут использоваться мотивы разных цветов.
Обогащать художественный опыт детей в декоративной деятельности: показать способы рисования симметричного букета, у которого одинаковы обе стороны узора относительно вертикального стебля.
Совершенствовать технику декоративного рисования на силуэтах одежды, головных уборов, обуви (тюбетейка, фартук, ичиги и др., предметах быта (полотенце, веретено и др., поощрять разнообразие используемых элементов национального орнамента.
Познакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (темно-фиолетовый, сиреневый). Учить смешивать краски для получения новых оттенков. Поощрять самостоятельный выбор сочетания цветов. (фиолетовый и белый = сиреневый)
Привлекать детей к выполнению коллективных работ по мотивам татарского прикладного искусства. Давать возможность комбинировать освоенные способы, сочетать приемы декоративного рисования с различными техниками художественного конструирования, аппликации, детского дизайна.
Обогащать опыт изображения предметов быта, персонажей татарских народных сказок. Поощрять создание сюжетных композиций по сказкам Г. Тукая, А. Алиша («Кого встретила болтливая утка», «Кто самый сильный», «Встреча Шурале и Былтыра» «Коза и баран» и др.).
Поддерживать стремление детей передавать в рисунках яркие события из общественной жизни родного города (села, побуждать к рассказу о нарисованном. Содействовать свободному проявлению художественного творчества.
В подготовительной группе используются : Рисование. Продолжать знакомство с элементами национального орнамента. Рассмотреть с детьми образ «древа жизни». Обратить внимание на характер композиции - ассиметричный, на цветочный букет, в котором одновременно могут использоваться мотивы разных цветов.
Совершенствовать технику декоративного рисования : показать способы рисования асимметричного букета, представляющего собой изящно изогнутую ветку, стебли которой щедро усеяны элементами бутонов, цветов, плодов, листьев, завитков. Познакомить со способами планирования узора (предварительный эскиз, набросок, композиционная схема). Поддерживать поиск приемов изображения (включая приемы рисования без кисти). Развивать чувство композиции.
Эски з (фр. esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. В конструкторской документации: эскиз — чертёж, выполненный от руки в глазомерном масштабе.
Набросок (от французского croque; немецкого - Entwurf; английского - sketch) Набросок - это быстрый рисунок в общих чертах; разновидность графики (преимущественно, но бывает и в живописи, в скульптуре. Это изображение малого формата, легко и быстро нарисованное.
Поощрять задумку, проявление творчества в замыслах узоров для декоративных тканей, головных уборов, обуви, полотенец в зависимости от формы предмета, его назначения, материала.
Создавать условия для освоения новых и комбинирования знакомых техник. Предоставлять возможность использовать разные материалы, объединять разные способы изображения реальных и сказочных образов (включая героев сказок народов Поволжья, поощрять оригинальность композиционного решения.
Поддерживать создание коллективной сюжетной, декоративной композиций с элементами национального колорита. Поощрять умение поддерживать замысел сверстников, детскую инициативу, самостоятельность, ответственность.
Поощрять умение передавать в рисунках яркие события из общественной жизни республики. Рассматривать вместе с детьми работы и побуждать к рассказу о том, что нарисовано. Содействовать расширению тематики детских работ
Правила рисования карандашом :
1. Карандаш нужно держать тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным, не сжимая сильно, не близко к отточенному концу.
2. Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идет сбоку линии, а когда рисуешь линию слева направо, рука - внизу линии. Так вести руку нужно для того, чтобы видеть, как рисуешь, тогда получится прямая линия.
3. Линию нужно рисовать снизу, не останавливаясь, не отнимая карандаша от бумаги, иначе она может получиться не ровной. Не надо проводить одну линию несколько раз.
4. Предметы прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановками на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше.
5. Предметы округлой формы надо рисовать одним движением, без остановки.
Правила рисования краской :
1. Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным, за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.
2. При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому рука с кистью движется, впереди линии.
3. При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, кисточку держать наклонно к бумаге.
4. Чтобы нарисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги кончиком кисти.
5. При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении и только в одну сторону, каждый раз начиная движение сверху или слева.
6. Каждую линию при закрашивании и при рисовании нужно проводить только один раз.
7. Вести линии нужно сразу, не останавливаясь.