Людмила Скребкова
Предметно-пространственная среда по ФЭМП
▼ Скачать + Заказать документы
«Презентация предметно-пространственной среды по ФЭМП»
Математический уголок в детском саду
Современные примерные образовательные программы провозглашают одной из важнейших задач дошкольного учреждения формирование всесторонне развитой, творческой, стремящейся к активному познанию окружающего мира личности. Немаловажной составляющей всестороннего развития ребёнка является логико-математическое. И, в свою очередь, зоны логико-математического развития (математические уголки) являются необходимой частью общей развивающей среды в ДОУ.
Публикация «Предметно-пространственная среда по ФЭМП» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Задачи организации математических уголков
Хочу, напомнить, что в ранних группах детского сада организуют не уголки математики, а сенсомоторные зоны, оборудование которые знакомит малышей с цветом, формой, величиной предметов, способствует развитию мелкой и крупной моторики, ориентированию в пространстве, но не касается собственно математических понятий и операций, таких как количество, сопоставление предметов в группе, образование множеств и т. д.
Математические уголки обустраивают в группах для детей четвёртого года жизни и старше.
Цель их создания: стимулировать познавательную активность детей и побуждать их к разнообразной деятельности в области овладения математическими представлениями, умениями, навыками согласно возрастным психофизиологическим особенностям.
Задачи, которые преследует организация математического уголка в группе детского сада:
• Обогатить развивающую среду группы материалами и оборудованием, направленными на формирование математических представлений. Развивать мышление детей не менее важно, чем способствовать их физическому или речевому развитию.
• Упорядочить работу по формированию математических представлений детей. Собрав в одном месте все игры, систематизировав пособия и литературу по математике, воспитатель имеет возможность и проводить целенаправленную работу с детьми, и делиться опытом с коллегами, что способствует дальнейшему пополнению и совершенствованию развивающей среды группы. Кроме того, педагог видит, каких материалов в уголке достаточно, а что следует изготовить, обновить. Если игры и оборудование хранятся в разных местах, бессистемно, вести их учёт и своевременно пополнять гораздо труднее.
• Повышать интерес детей к занятиям разнообразной деятельностью, связанной с математикой. Яркое, занимательное наполнение уголка обязательно привлечёт внимание даже тех детишек, которые не проявляют интереса к организованной деятельности по ФЭМП, и позволит развивать их математические способности исподволь, косвенно: к примеру, если ребёнок любит рисовать, то ему можно предложить разукрасить изображение домика, рыбки, дерева, сложенное из геометрических фигур, называя каждую фигуру («А теперь давай раскрасим этот треугольник — крышу. Какого цвета она будет?») или «оживить» силуэт цифры («Эта двойка похожа на уточку, нужно только дорисовать ей клюв, глазки и лапки»). Некоторые дети гораздо быстрее схватывают информацию, которая подаётся не как главная, а как второстепенная, что и используется во время творческой и игровой деятельности в уголке математики.
• Способствовать развитию одарённых детей, удовлетворять их повышенную потребность в познании нового. Для этого в уголке математики должны находиться материалы, которые «опережают» возраст воспитанников. В старшей группе опережающему развитию воспитанников будут способствовать подборки логических упражнений: задач-шуток, на сообразительность, на развитие памяти и внимания, а также всевозможные головоломки.
• Способствовать появлению у детей потребности не только в действиях с игрушками, забавах, развлечениях, но и в играх, где требуется проявить мыслительные способности, интеллект, раскрыть смысл таких игр: добиться победы, стать первым благодаря своим знаниям, уму, смекалке.
• Формировать умение организовывать своё свободное время, выбирать занятие по интересам, заниматься любимой деятельностью вместе с товарищами, помогать им в овладении умениями (выложить узор из фигур, последовательность, соотнести число и цифру).
• Развивать мыслительные процессы, сообразительность, находчивость, воспитывать самостоятельность, организованность и даже смелость. Иногда робкие, нерешительные дети не отвечают на занятии, потому что боятся ошибиться, неуверены в себе. В математической игре они проявляют себя и дают воспитателю возможность оценить их реальные знания и умения. Ответив правильно в ходе игры, получив поддержку педагога и товарищей, дошкольники (особенно старшие) нередко избавляются от боязни быть высмеянными за ошибку и начинают активно вести себя на занятиях.
Требования к организации математического уголка
Создавая уголок математики в группе, воспитатель в первую очередь продумывает, где он будет расположен, из чего состоять, чем наполнен и как украшен, чтобы вызвать интерес детей и гармонировать с общим дизайном группы. Всё оборудование уголка располагают так, чтобы дети могли с удобством им пользоваться. Главное, на что нужно обратить внимание, - это общие требования, предъявляемые к развивающей среде ДОУ :
• Безопасность и охрана здоровья детей.
o Оборудование и материалы уголка не должны содержать потенциально опасных для детей предметов (слишком мелких, острых и т. д.). Поэтому пуговицы, фасолины и другой подобный материал для отсчитывания, пересчитывания наощупь должен храниться в наглухо завязанных или зашитых мешочках, чтобы дети не могли самостоятельно достать их и использовать не по назначению. Пользоваться такими предметами без надёжной упаковки допустимо лишь под строгим контролем педагога.
o Вместо пластиковых жёстких геометрических фигур (треугольников, квадратов) лучше использовать мягкие пластиковые или картонные, так как их углы не причинят детям вреда.
o Полки, стеллажи для игрушек и игр должны быть надёжно закреплены, находиться на уровне глаз детей, чтобы у воспитанников не было необходимости тянуться за материалами, а тем более становиться на стулья, чтобы их достать.
o Располагать уголок следует в таком месте, чтобы он был хорошо освещён, а столы и стулья, за которыми будут проводиться игры и другие виды деятельности, должна соответствовать росту детей.
• Доступность, соответствие возрасту детей. Основное наполнение уголка должно соответствовать требованиям программы для той возрастной группы, где расположен уголок.
• Разнообразие. Материалы и оборудование в математическом уголке должно охватывать различные понятия и представления : о свойствах и отношениях предметов, величинах, числах, цифрах, геометрических фигурах и телах, закономерностях, зависимостях, последовательностях.
• Связь умственной, практической и экспериментальной деятельности.
o Дети должны иметь возможность не только увидеть количество предметов на картинке, соотнести его с определённым числом, но и самостоятельно составлять множества из мелких игрушек, природного материала (каштанов, камушков, шишек, разделять их на меньшие, объединять в одно.
o Чтобы ребёнок мог на практике сопоставить и сравнить предметы по величине, обследовать их, убедиться, к примеру, что шар действительно круглый и катится, а у куба есть грани и углы, что большое ведёрко вмещает в себя много шариков, а маленькое всего один и тому подобное, необходимо иметь достаточное количество соответствующих деталей конструктора, втулок, вкладышей, ёмкостей различной величины.
o Проведя свой маленький эксперимент, юный исследователь убедится в правоте слов воспитателя и будет гораздо больше доверять ему, а также получит массу тактильных и сенсорных ощущений, способствующих развитию интеллекта.
• Создание условий для творческого самовыражения детей. Известно, что все дошкольники талантливы и стремятся проявить свои таланты в рисовании, лепке, аппликации, создании моделей, прочей изобразительной деятельности. Уголок математики стоит оснастить раскрасками, альбомами для наклеек, творческими играми математического содержания: «Сложи узор», «Оживи цифру», «Геометрическая мозаика».
Следует учить дошкольников всегда складывать материалы, пособия после игр на место, поощрять тех, кто делает это без напоминания, по собственной инициативе.
Виды деятельности в математическом уголке
Основными видами деятельности в математическом уголка являются:
• Совместная деятельность педагога и воспитанников. Это может быть дидактическая игра, рассматривание и обсуждение плакатов, моделей, экспериментирование, постановка и решение проблемных ситуаций, отгадывание загадок, решение задач.
• Обучающая деятельность воспитателя, восприятие информации детьми. Это в основном знакомство с новой игрой, объяснение правил, обучение детей пользованию материалом, пособиями.
• Самостоятельная деятельность дошкольников. Ей отводится больше всего времени, и виды её разнообразны: предметно-практическая, исследовательская, экспериментальная, игровая, художественная, конструирование, моделирование.
Содержание уголка математики подбирают в соответствии с программными требованиями и возрастными особенностями детей.
При подборе игр следует обращать внимание на такие нюансы:
• Кубики, детали пазлов, мозаики должны быть не слишком крупными и не мелкими, удобными для детской руки.
• Детали конструктора, игрушки, пирамидки для составления сериационных рядов, образования множеств лучше подбирать ярких, насыщенных основных цветов или пастельных переходных (розового, фиолетового, салатового). Кричащих, чрезмерно ярких, так называемых кислотных оттенков стоит избегать. Они действуют раздражающе на тонкую детскую психику, кроме того, отрицательно влияют на формирование художественного вкуса. Естественные цвета и оттенки — лучший выбор.
• Настольные игры, изготовленные воспитателем, рационально обклеить прозрачной плёнкой, скотчем, чтобы они подольше сохранили свой привлекательный внешний вид. Особенно важно сделать это, если при изготовлении карточек, картинок использовали гуашь или акварель. Краски могут размазаться, испачкать одежду, руки детей, а игра придёт в негодность.
• Для украшения уголка часто используют крупные фигурки персонажей сказок, детских книг. Они должны также соответствовать программе. В младшей группе мало кому из детей известны Дюймовочка, Чиполлино, Незнайка, а тем более Знайка, поэтому украшать их портретами уголок математики ещё рано. Уместнее будут Колобок (он и по форме напоминает геометрическую фигуру - круг, Зайчик, Гномик, Клоун. Эти герои известны и любимы детьми, вызовут интерес и положительные эмоции.
Интересны детям и такие игры и пособия:
• «Танграм», «Колумбово яйцо», «Пентамино», где из разных частей нужно сложить схематическое изображение предмета или животного. Для эффективного их использования необходимо иметь достаточное количество схем и картинок того, что получится при выкладывании в итоге.
• Логические блоки Дьенеша. Игры с ними уже включают в себя разделение множества на подмножества по определённому признаку (блоки раскладывают в 1 или 2 обруча, причём множества пересекаются).
• Палочки Кюизенера используют не просто как материал для сравнения длины, теперь уже детям рассказывают о соотношении длины, цвета и числа в пределах 5.
• Чтобы развивать пространственное воображение детей, в уголок помещают тетради с печатной основой для самостоятельной деятельности, картинки для раскрашивания и дорисовывания, схематические изображения улицы, квартиры, дома, на которых дети дорисовывают или выкладывают детали (дома, транспорт, мебель, цветы, людей).
• Закрепить навыки счёта и умение соотносить число с цифрой помогут плоскостные макеты овощей, фруктов, грибов, цветов, а также изображения тарелок, ваз, корзинок с наклеенными цифрами. Вместо предметных картинок можно использовать и природный материал: шишки, каштаны, крупные орехи, камушки, ракушки.
• Для освоения навыков измерения длины, высоты, объёма в математическом уголке размещают тесёмки, ленты разной длины, стаканчики, ведёрки, крупы и сухой песок в контейнерах. Используют этот материал только в совместной деятельности с воспитателем, потому что верёвочки, тесёмки и тому подобное представляют опасность для детей, а песок, крупу и другой сыпучий материал легко рассыпать, смешать. Для самостоятельной деятельности удобен и безопасен ростомер, картонные условные мерки, линейки длиной 15–20 см. Для самостоятельного пересыпания, определения объёма малышам предлагают ведёрки, мисочки, каштаны, крупную мозаику, детали конструктора типа «Лего». Материал должен быть такого размера, чтобы не представлять опасности для здоровья детей.
Игры и пособия следует менять через 1–2 месяца использования, возвращать их можно, но не все, а наиболее понравившиеся детям, дополняя новыми, более сложными.
Математический уголок в старшем дошкольном возрасте
У дошкольников старшего возраста начинает формироваться абстрактное вербальное мышление, дети становятся более организованными, умеют контролировать себя, стремятся к самовыражению, достижению результата не только на занятии, но и в самостоятельной деятельности.
Содержание уголка пополняется настольными играми не только на воспроизведение знаний, но и на смекалку, сообразительность: «Найди отличия», «В чём ошибся художник», «Бывает-не бывает», «Что лишнее?» Применяются игры и пособия на классификацию по нескольким признакам, сопоставление групп, сериации, ориентировку по схеме или модели, установление последовательностей. В большинстве случаев они печатные, а не предметные, поскольку и работать с ними легче, и можно расширить сферы, затрагиваемые в играх: космос, экзотические животные, мир океана, гор, полюсов. К примеру, если в средней группе ребёнок соотносит по высоте 5–6 домашних животных, то в старшей ему будет гораздо интереснее построить по росту животных Африки, начиная от жирафа и слона и заканчивая обезьянкой (можно брать 8–10 объектов).
Игры с блоками Дьенеша также усложняются и приобретают множество вариантов.
Важным элементом наполнения математического уголка становится познавательная литература. Дети шестого года жизни учатся находить ответы на свои вопросы в книгах, поэтому воспитатель должен предоставить им энциклопедии, книги и тетради с занимательными заданиями, лабиринтами, головоломками. Нелишними будут и головоломки-предметы : верёвочные, деревянные, на передвижение и поиск выхода, составление целого из частей.
Старшим дошкольникам нравится решать примеры, выполнять задания на сравнение чисел, причём дидактические игры такого плана они используют не только для самостоятельной математической деятельности, но и проверяют знания друг друга, устраивают маленькие соревнования, кто быстрее ответит, используют игровой материал и в сюжетно-ролевой игре «Школа». Карточки с примерами, цифрами и знаками должны быть в достаточном количестве, чтобы их хватило всем желающим.
Модель часов или настоящие часы, обычный календарь помогут дошкольникам усвоить представление о времени, разбираться в единицах его измерения и самостоятельно определять время, что очень поможет им в школьной жизни.
Рекомендации
• В старшей группе дети любят путешествия, сказочные, волшебные сюжеты, и уголок может носить название «Страна математики», «Королевство Феи математики», «Волшебная математика». Иногда название уголка созвучно названию группы: «Зайки-знайки», «Математическая ромашка», «Гномики-математики». Красочно оформив название, педагог непременно знакомит с ним детей, поясняет его смысл.
• Уделите внимание подбору материала, который стимулирует креативность и творческие проявления детей. Например, в старшей группе уголок математики можно пополнить шапочками с изображением цифр, геометрических фигур, предложить ребятам перевоплотиться в этих жителей страны математики и рассказать о «себе» (описать фигуру, цифру).
• Не перегружайте оформление уголка пёстрыми разноцветными плакатами, героями из различных сказок одновременно. Пусть лучше в этом месяце к детишкам в гости придут Смешарики и поучат их определять состав числа (1–2 новые игры на состав числа с любимыми персонажами в оформлении, а в следующем появятся Маша и Медведь и будут вместе с детворой определять высоту, ширину, длину предметов (1–2 новые игры на измерение с помощью линейки и условной меры).
• Чтобы дети не рвали и не портили печатные игры, им нужно давать возможность экспериментировать с бумагой, рвать, мять, скручивать её. Тогда они не будут испытывать свойства бумаги на игровом материале. Обеспечьте воспитанников бумажными полосками разного цвета, длины, ширины, предложите им сложить полоски гармошкой, разорвать на части, сложить из частей треугольник, квадрат, лошадку. А после смять и положить на ладошку. Спросите детей: «Что мы получили? Шарик из мятой бумаги. Это мусор? (Да). С чем интереснее играть, с этим шариком или тем, что находится в математическом уголке? (ответ очевиден)» Попросите детей никогда не мять и не рвать книги, тетради, карточки для игр в уголке, иначе всё это превратится в ненужный мусор. Для воспитанников старшей группы такая короткая воспитательная беседа на основе практических действий принесёт больше пользы, чем просто запрет не рвать и не портить оборудование уголка. А за малышами нужно хорошо присматривать и терпеливо объяснять, что можно делать, а чего нельзя.
Разнообразное, творчески и красочно оформленное содержание математического уголка обязательно привлечёт внимание воспитанников группы и пробудит интерес к математике. Этот интерес при умелом руководстве педагога может перерасти в любовь к сложной, но замечательной и важной науке, царице всех наук, поэтому на оформление и наполнение уголка математики в ДОУ следует обратить особое внимание.