Галина Мореплавцева
Проект для детей 6–7 лет «Познаём свое тело»
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст детей: 6-7 лет
Актуальность
Дошкольный возраст - период активного проявления любознательности ребенка. Ребенку интересно все: животные и растения, то, что создано руками человека, и, конечно, сам человек - и как биологическое существо, и как представитель определенного пола, и как субъект, вступающий в самые разные отношения с другими людьми.
Публикация «Проект для детей 6–7 лет „Познаём свое тело“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Тело человека, органы чувств. Проекты
- Темочки
Психологи отмечают, что уже в раннем возрасте дети проявляют интерес к себе, своему телу, своим движениям, своему внешнему виду и т. д. Процесс самопознания проходит интенсивно и в определенной последовательности: от изучения себя как существа физического к изучению себя как существа социального (познание и осознание своих чувств, переживаний, поступков, мыслей). Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.
В старшем возрасте мы часто слышим вопросы от детей: Что такое мое тело? Как я устроен? Почему урчит в животе? Откуда берутся синяки? Как переваривается пища? Что такое мурашки? Самое интересное для ребенка – он сам. Поэтому, чтобы поддержать интерес детей к своему телу, его строению и функционированию, мы в нашей группе решили провести проект, чтобы подхватить замысел ребенка, удержать и подкрепить своей заинтересованностью.
Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является не только повышение уровня здоровья детей, но формирование у них знаний о теле человека, навыков ведения здорового образа жизни.
Педагог учит ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Прививает ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи решаются путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить знания о строении тела человека, основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить ребенка самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.
Эффективность формирования знаний о строении тела и его функционировании обеспечивается следующими педагогическими условиями: организация и насыщение видов деятельности (игры, экспериментирования, познавательной, общения) информацией по данной теме и формирование на этой базе положительного эмоционально-положительного отношения к своему телу; расширение предметно-пространственной среды для освоения детьми способов ведения основ здорового образа жизни; осуществление сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи, основанного на единстве воспитательного воздействия.
Задача воспитателя - формирование у ребенка элементарных знаний о своем организме; воспитание потребности и умения на доступном возрасту уровне заботиться о своем здоровье, закладывание основ гуманного отношения к людям.
В основу составления проектной деятельности был заложен алгоритм:
1. Первоначальное сообщение доступных ребёнку знаний и представлений, о своем теле, способах укрепления и сохранения здоровья через беседу.
2. Обогащение знаний детей через чтение художественной и познавательной литературы.
3. Уточнение знаний детей через опытно-экспериментальную деятельность, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные музыкально-ритмические игры, ТРИЗ.
4. Закрепление знаний детей в организованной - образовательной деятельности.
5. Мониторинг усвоенных знаний, умений, навыков в ходе наблюдения за детьми в свободной игре, самостоятельной деятельности, в организованной деятельности.
Проект имеет следующие направления работы:
- скелет – основа тела человека;
- мышцы, суставы;
- кровеносная система;
- система пищеварения;
- органы чувств;
- здоровый образ жизни.
В рамках каждого направления предусмотрена система работы, обязательно включающая в себя познавательно-экспериментальную деятельность.
Цель: формирование у ребенка элементарных знаний о своем организме, о назначении различных органов в организме; воспитание потребности и умения на доступном возрасту уровне заботиться о своем здоровье
Задачи:
1. Расширять представления детей об особенностях функционирования и целостности человеческого организма.
2. Учить детей беречь свой организм.
3. Расширять представление о составляющих ЗОЖ и факторах, разрушающих здоровье.
4. Воспитывать у детей чувство взаимопомощи; бережное отношение к своему телу, здоровью, здоровью других детей.
5. Поощрять исследовательский интерес, проведение простейших наблюдений.
6. Обогащать словарь детей за счет новых слов.
7. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями, родителями.
8. Создать и накопить в детском коллективе традиции и обычаи ЗОЖ.
9. Обогащать детско – родительские отношения опытом совместной деятельности.
10. Пополнить предметно – развивающую среду группы и лабораторию.
Предполагаемый результат:
- интересуется собой, сведениями о себе,
- имеет гендерные представления о себе,
- имеет навыки опрятности,
- сформированы навыки личной гигиены,
- имеет начальные представления о важных компонентах ЗОЖ;
- использует разные способы обследования предметов, включая простейшие опыты, эксперименты
- способен устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие выводы,
- проявляет интерес к различным видам игр, к участию в совместных играх; к книгам, к рассматриванию иллюстраций
Место проведения: группа и научно –экспериментальная лаборатория «Познавашки», оснащенная необходимым оборудованием, материалами и пособиями, художественной и познавательной литературой, играми, ИКТ.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители (законные представители, воспитатели, заместитель заведующего по В. Р.
Продолжительность проекта: долгосрочный (4недели)
Необходимое оборудование.
Литературный ряд:
- Э. Прати «Тело человека. Энциклопедия для детей»
- Т. Нуждина «Чудо всюду. Мир людей»
- И. Гончарик «Мое тело»
- М. Стиф «Врач»
- Т. Бухова «Что такое пупок»
- Н. Ерофеева «Открой тайны человека»
- П. Волцит «Энциклопедия тела человека»
- С. Булатский «Как устроено наше тело»
- Ю. Петрова «Энциклопедия «Охота на вирусы»
- О. Епифанова «Тело человека»
- О. Иванова «Первая книга о человеке»
- М. Лукьянов «Человек»
- К. Дейниз (пер. А. В. Тихонов) «Открой тайны человека»
- Н. Л. Шестернина «Мир человека. Гигиена и здоровье» (тематический словарь в картинках)
- А. Д. Вильшанская «Мир человека. Я и мои чувства, настроение, эмоции» (тематический словарь в картинках)
- Е. А. Пожиленко «Артикуляционная гимнастика» (тема: «Человек», «Семья», «Дом»)
- А. Барто «Девочка чумазая»
- К. Т. Зайцев «Уроки Айболита»
- К. И. Чуковский «Мойдодыр», «Айболит»
- В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»
- В. Осеева сборник рассказов «Синие листья»
- Пальчиковые игры
- загадки «Мое тело»
- стихи «Мое тело»
Музыкальный ряд:
- музыкально – ритмические движения: «Человек идет» муз. М. Лазарева, сл. Дымовой
- «Марш и бег» муз. А. Александрова
- «Шагаем как физкультурники» муз. Т. Ломовой
- «Пальчики и ручки» р. н. мелодия в обработке М. Раухвергера
Демонстрационный ряд:
- «Хорошие манеры и привычки» г. Москва, 2011г
- «Как устроен человек», ООО «Маленький гений», Москва, 2010г
- «Если малыш поранился», г. Киров 2010г
- «Тело человека», ООО «Азбука», г. Москва, 2012г
- «Наши чувства и эмоции», г. Киров, 2005г
- «Органы чувств», г. Киров, 2011г
- «Играем в Айболита», Санкт – Петербург, «Детсво – Пресс», 2010г
- Н. Л. Шестернина «Мир человека. Гигиена и здоровье» (тематический словарь в картинках, Москва, «Школьная пресса», 2010г
- А. Д. Вильшанская «Мир человека. Я и мои чувства, настроение, эмоции» (тематический словарь в картинках, Москва, «Школьная пресса», 2011г
Видео ряд:
- видео загадки,
- обучающее видео «Анатомия для детей», ООО «Видеостудия «Кварт», 2006г
Содержание работы в рамках реализации проекта
1 этап – подготовительный (1 недели)
№
п/п Наименование мероприятия Цель Участники
1 Круглый стол/ обсуждение с родителями (законными представителями) проекта по теме: «Познаем свое тело» Выявление проблем обучения и воспитания ребенка в семье. Корректировка плана проекта по результатам беседы. воспитатели
2 Пополнение лаборатории «Научно – это не скучно» материалами и пособиями в рамках темы проекта Обогащение РППС воспитатели
3 Подбор демонстрационного, раздаточного, аудио и видео материала, произведений художественной литературы Расширение, уточнение и закрепление знаний детей о своем теле. воспитатели
4 Подбор и изготовление необходимых схем и алгоритмов действия Активизация речи детей, обучение последовательному выполнению действий воспитатели
5 Подбор материала для информационного стенда «Здоровье с нами» Обогащение знаний родителей. воспитатели
2 этап – основной (2 недели).
№
п/п
Наименование мероприятия
Цель
Направление «Социально-коммуникативное развитие»
1 Сюжетно – ролевые игры:
-«Больница»
- Моя мама повар Формирование умения взаимодействовать в сюжетах с двумя (тремя) действующими лицами (врач/медсестра-больной).
Закрепление знаний о труде повара.
Формирование умения соблюдать в игре ролевые взаимодействия
2 ТРИЗ:
-«Полезно – не полезно»
-Один, два, много» Формирование умения выделять функции объекта.
Рассматривание демонстрационного материала
- Если малыш поранился
- Я и мое тело
- Строение глаза
- Строение носа
Формирование представлений о правилах ухода за больными.
Обогащение представлений о строении глаза, носа, их функционирование
4 Дидактические игры:
- Для чего это надо
- Ты – моя частичка
- Органы чувств
- Угадай по описанию
- Определи по запаху Развитие внимание, память.
Воспитание познавательного интереса
Формирование словообразования.
Систематизирование и обобщение знаний детей о своем организме
5 Викторины
- «Полезно - вредно» Обогащение знаний детей о своем организме
6 Утренняя гимнастика
«По тропинке мы шагаем, свое тело изучаем» Повышение двигательной активности детей, приобщение детей к ведению ЗОЖ
Образовательная область «Познавательное развитие»
1 Беседы:
- Клетки – кирпичики нашего организма.
- Скелет человека
- Из чего состоят кости
- Мышцы большие и маленькие
- Легкие и кислород Развитие диалогической формы речи. Обогащение словаря детей.
2 Встречи с интересными людьми:
-Экскурсия в медицинский кабинет «В гостях у медсестры» Продолжать знакомство с профессией медсестры, ее обязанностями. Расширение словаря детей
3 Экспериментирование:
- «Локоть – важная часть руки»
- Кока – кола Показать наглядным путем важность работы локтевого сустава
Показать наглядным путем вред наносимый газированными напитками
4 ООД «Болезнь грязных рук»
ООД «Замечательный нос»
ООД «Мои ушки, чтобы слышать»
ООД «Мои глаза» Обогащение представлений о строении тела человека. Ознакомление с правилами оказания первой помощи.
Ознакомление со строением носа, правилами ухода за ним, выполняемыми функциями. Расширение словаря детей.
Ознакомление со строением уха, правилами ухода за ними, выполняемыми функциями.
Развитие диалогической формы речи. Расширение представлений о способах ухода за глазами. Обогащение словаря детей
5 Просмотр видеофильма
- «Строение тела человека» Обогащение знаний детей о строении тела.
6 Серия опытов:
- Складки кожи
- Волосы сохраняют тепло
- Какой длины пищеварительный тракт
- Вкусовые зоны языка
- Угадай по запаху
- Роль кальция
- Светящиеся глаза
- Как появляется синяк Формирование познавательного интереса, развитие мыслительной деятельности.
Образовательная область «Речевое развитие»
1 Рассматривание иллюстраций, альбомов, фотоматериалов, карточек
«Зачем питаться, дышать и двигаться» Формирование познавательного интереса, развитие мыслительной деятельности.
2 Чтение художественной литературы:
- Г. Андерсен «Снежная королева»
- Э. Прати «Тело человека. Энциклопедия для детей»
- М. Лукьянов «Человек»
- К. Чуковский «Доктор Айболит»
- С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»
- - Э. Успенский «Дети, которые плохо едят в детском сад» Расширение знаний детей о своем теле.
Обогащение словаря детей за счет новых слов.
Воспитание умения слушать новые стихи, рассказы.
3 Беседы:
- «Питание и здоровье»
- «Что мы знаем о человеке»,
- «Самые полезные продукты – овощи и фрукты
- «Оказание первой помощи»
- «Как происходит процесс пищеварения»
- «Витамины»
Дать детям представление о связи рациона питания здоровья человека, о высококалорийных продуктах питания.
Закрепление у детей знания о полезных свойствах овощей и фруктов
Развитие диалогической формы речи. Развитие представлений о процессе пищеварения. Формирование потребности в ЗОЖ. Обогащение словаря детей.
4 Отгадывание загадок:
- Загадки о крупах и кашах
- Загадки об овощах и фруктах
- Загадки об органах чувств Развитие памяти, внимания
5 Беседа – рассуждение:
- Правила гигиены
Закрепление знаний о правилах ухода за телом. Закреплять умение поддерживать разговор.
6 Рассматривание демонстрационного материала
- Система пищеварения
- Нервная система человека
- Система кровообращения Обогащение представлений о строении пищеварительного тракта, его функционировании
7 Просмотр видеофильма
- «Анатомия для детей» Обогащение знаний детей о системе пищеварения
8 ТРИЗ:
- «Функции объекта»
- «Что умеет делать» Формирование умения выделять функции объекта.
9 Артикуляционная гимнастика
«Послушный язычок» Развитие моторики органов артикуляционного аппарата.
Отработка плавного выдоха.
Образовательная область «Физическая культура»
1 Утренняя гимнастика
«Мы здоровье укрепляем, делаем зарядку» Повышение двигательной активности детей, приобщение детей к ведению ЗОЖ
2 Подвижные игры:
- «Здоровые и больные»
- «Есть у нас огород»
- «Подбери картошку»
- «Раздувайся пузырь»
- «Ножки, ножки»
- «Лавата» Развитие общей моторики, координации движений.
3 Пальчиковые игры:
- «Обжорка»
Логоритмика
- «Маша в садике гуляла» Развитие мелкой моторики руки, речеслухового внимания.
4 Дыхательная гимнастика
- «Остудим борщ и кашу» учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, верхних дыхательных путей.
5 Самомассаж
«Помоги себе сам» Ознакомление с упражнениями, укрепляющими системы организма. Профилактика простудных заболеваний
Образовательная область «Художественное творчество»
1 Рисование:
- «Девочки и мальчики»
- «Моя семья»
- «Нарисую носик, ротик.» Закрепление знаний о строении тела. Учить изображать человека, соблюдая пропорции в рисунке.
Закрепление знаний о частях тела и их назначении в организме человека.
2 Аппликации «Фрукты на тарелке» Закрепление приемов аккуратного наклеивания,
3 Лепка «Сердце», «Полезные продукты – овощи и фрукты» Учить лепить овощи и фрукты соблюдая их пропорции
Работа с родителями (законными представителями)
1 Оформление информационного стенда:
- «Что можно рассказать о теле человека»
- «Читаем дома»
- «Здоровье с нами»:
- Как правильно чистить зубы.
- Хорошее зрение.
- Богатырская каша Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности
Ознакомление родителей с мероприятиями, проводимыми в ОУ и дома
2 Оформление фотовыставки
- «Я и мое тело» Отчет о проделанной работе.
3 Проведение опытов с детьми:
- Волосы и электрический заряд
-Достань предмет, не намочив руки
- Кожные складки
- Вдох и выдох Привлечение родителей к совместной с детьми исследовательской и продуктивной деятельности.
3 этап – итоговый (1 неделя)
№
п/п Наименование мероприятия Цель Ответственный
1 Развлечение:
«В гостях у профессора Колбочкина» Закрепление полученных знаний, получение положительных эмоций. муз. рук.
воспитатель
2 Создание книжки – малышки «Я и мое тело» Развитие совместного творчества в семье воспитатели
4 Оформление презентации.
Распространение опыта работы по данной теме. воспитатели
Вывод:
В ходе проведения проекта дети на достаточном уровне овладели знаниями о строении тела человека, работе внутренних органов и систем и способами бережного отношения к своим органам чувств. В ходе исследовательской деятельности дети пришли к пониманию значения всех органов человека для полноценной жизни, к осознанию необходимости заботливого отношения к ним.
В ходе экспериментальный деятельности у воспитанников повысилась умственная и познавательная активность, активизировался интерес к познанию себя, своих возможностей.
Анализ наблюдения за детьми показал высокие результаты усвоения знаний по теме «Строение тела человека», расширение словарного запаса детей.
Правильно организованная развивающая среда дала детям возможность проявить себя в социальном плане, освоить определенные правила здорового образа жизни, ощутить взаимосвязь с другими детьми, укрепить уверенность в своих силах. А созданная лаборатория, в рамках проекта, дала возможность ввести детей в новые условия опытно-экспериментальной деятельности.
Ценным явилось то, что данная проектная деятельность создала условия для включения в образовательную работу с детьми их родителей (законных представителей, что так же повысило их компетентность в данной области.
Педагогический коллектив нашей группы постоянно ведет поиск разнообразных форм вовлечения родителей в совместный педагогический процесс, так необходимый для успешного развития и социализации каждого ребенка.
Учебно - методическое обеспечение
методические пособия:
1. Акулова О. В. «Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы», Москва, «Просвещение», 2013г
2. Ванклив Д. «Большая книга научных опытов для маленьких детей», Москва, АСТ «Астрель», 2010г
3. Вильшанская А. Д. «Мир человека. Я и мои чувства, настроение, эмоции» (тематический словарь в картинках, Москва, «Школьная пресса», 2011г
4. Дреер С. С., А. Н. Потыкан «Модели комплексно-интегрированных занятий с детьми 1,5 – 7 лет», «Учитель», 2010г
5. Картушина М. Ю. «Логоритмика для малышей», Москва, Творческий центр «Сфера», 2004г
6. Кулик Г. И., Сергиенко Н. Н. «Программа для ДОУ. Школа здорового человека», Москва, Творческий центр «Сфера», 2008г
7. Лободина С. В., Алексеева Д. Ф. «Здоровый дошкольник». Учебно-методическое пособие, Санкт – Петербург, 2000г
8. Нищева Н. В. «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры», С-Пб, «Детство - Пресс», 2015г
9. Петровская О. «Тело человека», Москва, Книжный дом «Азбукварик Групп», 2010г
10. Прати Э. «Энциклопедия для детей. Времена года», Москва, «Махаон», 2010г
11. Прати Э. «Энциклопедия для детей. Тело человека», Москва, «Махаон», 2012г
12. Петрова Т. И. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников», Москва, «Школьная пресса», 2012г
13. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. «Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию», Москва, «Просвещение», 1997г
14. Фирилева Ж. Е. «Са-фи-дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей», Детство-пресс, 2007г
наглядно-дидактические пособия:
1. «Хорошие манеры и привычки» г. Москва, 2011г
2. «Как устроен человек», ООО «Маленький гений», Москва, 2010г
3. «Если малыш поранился», г. Киров 2010г
4. «Тело человека», ООО «Азбука», г. Москва, 2012г
5. «Наши чувства и эмоции», г. Киров, 2005г
6. «Органы чувств», г. Киров, 2011г
7. «Играем в Айболита», Санкт – Петербург, «Детсво – Пресс», 2010г
8. «Как устроен человек». Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром.
видео пособия:
1. «Анатомия для детей», ООО «Видеостудия «Кварт», 2006г
Приложение 1
Опыты и эксперименты в рамках проектной деятельности «Познаем свое тело»
1. Складки кожи
Материал – гнущаяся трубочка для коктейля.
Предложить детям согнуть трубочку в месте, где есть складки. Складки растягиваются, и трубочка легко гнётся. У людей есть складки на локтях, похожие на складки на трубочке. Благодаря этим складкам руки человека легко сгибаются. Также складки есть и на других сгибающихся частях тела, например, на коленях, на пальцах ног и рук.
2. Волосы сохраняют тепло
Материал – ватные шарики, коробка, мерный стаканчик, часы с таймером, 2 банки с крышками, 2 термометра для воды.
Засыпаем дно коробки слоем ватных шариков. Одну банку ставим в коробку, другую оставляем на столе. Наполним до верха ватными шариками пустоту в коробке. С помощью мерного стаканчика наливаем в каждую банку по две чашки (500 мл) горячей воды. Кладем термометры в банки. Через минуту мы их вынимаем и смотрим на высоту жидкости в столбиках. Она одинаковая. Закрываем банки крышками, а в банку в коробке закладываем слоем ватных шариков и закрываем коробку. Ставим таймер на 10 минут. Через 10 минут открываем банки и опускаем в них термометры. Сравниваем высоту жидкости в столбиках. Высота столбика термометра из банки, обложенной ватными шариками, намного выше. Это значит, что вода в этой банке теплее. Теперь мы знаем, что волосы на теле человека помогают ему сохранять тепло, так же как ватные шарики в коробке не давали воде охлаждаться.
3. Какой длины пищеварительный тракт
Материал – линейка, ножницы, кассовая лента, ручка, квадрат белой бумаги (15 см, два листа (22,5 на 30см)розовой бумаги, непрозрачный скотч, упаковочная бумага 1,5 метра
Отмеряем и отрезаем две полоски кассовой ленты 20см и 4.5 метра
Написать на короткой полоске ПИЩЕВОД, а на длинной ТОНКАЯ КИШКА. Ручкой нарисовать желудок и написать ЖЕЛУДОК на белом листе бумаги. Вырезаем рисунок желудка. Склеиваем части в следующем порядке: пищевод, желудок, тонкая кишка и толстая кишка. Получилась модель пищеварительного тракта. Еда, которую мы глотаем, проделывает по этим каналам свой путь в теле. Пищеварительный тракт намного длиннее, чем человеческий рост. Как же он помещается. Нужно положить ребенка на лист упаковочной бумаги и обвести контур тела. Вырезать рисунок и разложить на бумаге части пищеварительного тракта. Дополнить рисунок, нарисовав лицо и волосы, чтобы получился настоящий муляж внутренних органов.
4. Вкусовые зоны языка
Материал - подносы, пластиковые стаканчики с кислой, сладкой, горькой, соленой водой, зеркала, ватные палочки.
Язык отличает вкусы рецепторами. На поверхности язычка находятся тысячи маленьких бугорков - внутри них и находятся вкусовые рецепторы. Возьмем в руки зеркала и рассмотрим свои вкусовые сосочки. А теперь поставим перед собой зеркало. Смочим ватную палочку в растворе № 1, поочередно прикладывайте палочку к разным зонам (частям) языка. Постарайтесь запомнить ваши ощущения. Проделайте опыт с каждым из предложенных напитков. Для каждого раствора используется новая, чистая палочка. Делаем вывод, что
бугорочки на кончике языка чувствуют сладкое и солёное. Бугорочки, расположенные по бокам языка, чувствуют кислое, а находящиеся в задней части – горькое.
5. Угадай по запаху
Материал–поднос, яйца от киндер-сюрприза с проделанными дырочками с разными запахами (лимон, зерна кофе, апельсин, огурец, духи, чеснок, лук)
Предложить детям отгадать по запаху, что же спрятано в киндер-сюрпризе. Спасибо нашему носу за то, что он помогает различать запахи.
6. Роль кальция
Материал-нож (взрослому, куриная голень, средство для мытья посуды, столовый уксус, щипцы, литровая банка с крышкой.
Предварительно отрезав мясо с кости и вымыв ее в мыльной воде, сполоснуть кость в воде. Попробовать согнуть кость пальцами. Положить кость в банку, налить туда уксус и закрыть крышкой.
Продолжить опыт на следующий день. Щипцами достать из банки кость, смыть уксус водой, проверить кость на прочность. В каждый день в течении недели проделываем это. На седьмой день, кость стала значительно мягче и стала сгибаться. Кости твердые, потому что содержат кальций. Уксус забирает кальций из костей, делая их гибкими. Если бы не было кальция в костях, человек не смог бы стоять и передвигаться.
7. Светящиеся глаза
Материал–мел, линейка, черный картон, ножницы, жестяная банка из-под кофе, круглая резинка, фонарик.
Мелом в центре листа нарисовать овал длиной 7,5см и шириной 2,5 см
Вырезаем овал. Накрываем листом банку так, чтобы овальное отверстие в бумаге оказалось в центре горлышка банки. Закрепляем бумажный лист резинкой. Выключаем свет в группе, продолжается опыт в темноте. Держим банку перед собой, на уровне глаз, как можно дальше от себя, но овальная дырка повернута к себе. Если просто посмотреть в отверстие, то ничего не увидишь. Включаем фонарик и наводим его на отверстие. Свет фонарика отразится от блестящей поверхности дна банки и отверстие засверкает. Теперь мы знаем, что блеск кошачьих глаз – это свет, который проник через отверстие в глазу и отразился в глубине глаза. Эта оболочка помогает кошкам лучше видеть ночью, чтобы проще было найти себе еду.
8. Как появляется синяк
Материал- салфетки, полиэтиленовые пакеты, виноградины
Если человек ударяется обо что-нибудь твердое, у него может образоваться синяк. Синяк появляется, когда сама кожа не разрывается, а кровяные сосуды под ней лопаются. Кровь течет под кожей. Сейчас мы увидим на примере, как появляется синяк. Заверните виноградины в салфетку и положите в полиэтиленовый пакет. Положите пакет на стол, ударьте по нему рукой так, чтобы виноградины лопнули. Сок просочился сквозь волокна салфетки, но не вытек из пакета. Представим, что пакет-это кожа человека, салфетка-тело под кожей, виноград -кровяной сосуд, а виноградный сок-кровь.
9. Локоть – важная часть руки
Материал-тарелочки, яблоки
Предложить показать детям свой локоть. Для чего нужен человеку локтевой сустав. Выпрямите руку, представьте, что у вас нет локтевого сустава. А теперь возьмите яблоко с подноса и поднесите его ко рту. Яблоко берется легко, а в рот не получается положить. Так же предлагается достать до уха, до носа, до плеча. Делаем вывод, что без локтевого сустава наши руки не смогут делать большинство работ.
10. «Кока – кола»
Материал – подносы, стаканчики, мятные конфеты ментос, «Кока-кола»
Посмотрим, как «Кока-кола» совмещается с другими продуктами в желудке человека. Положить в стакан конфеты ментос, встряхнуть напиток, налить в стакан. Что же произошло? «Кока-кола» высоким пенным фонтаном брызнула в разные стороны. С некоторыми продуктами «Кока-кола» не совместима и вступает в химическую реакцию, похожую на взрыв. Вот такой взрыв может произойти в вашем желудке.