Наталья Кузьминская
Консультация для родителей «Познавательные интересы вашего ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 7»
«Познавательные интересы вашего ребенка»
старший дошкольный возраст
ОО «Познавательное развитие»
Подготовил:
воспитатель
Кузьминская Н. Н, первая кв. категория
Кашира - 2020 год
Публикация «Консультация для родителей „Познавательные интересы вашего ребёнка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Уровень развития познавательных интересов во многом определяет подготовку ребенка к обучению в школе. Поэтому важно знать показатели познавательных интересов у старших дошкольников. Понаблюдайте за ребенком в разных видах деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками, чтобы выяснить, сформированы ли у него познавательные интересы. При этом обратите внимание на следующее:
• задает ли ребенок вопросы, каково их содержание и количество;
• стремиться ли ребенок пополнить свои знания об интересующем его предмете, используя различные средства информации (просит почитать, рассказать; рассматривает иллюстративный материал; самостоятельно наблюдает; осуществляет несложные опыты; обращается к теле-радиопередачам и т. д.)
• рассказывает ли взрослым и сверстникам о своих интересах;
• участвует ли в беседе о том, что его интересует (проявляет ли при этом активность, инициативу, охотно ли делиться своими знаниями);
• отражает ли свои впечатления в разных видах деятельности, проявляя при этом инициативу, творчество (игры, рассказы, рисунки, лепка, конструирование, поделки из природного материала и пр.);
• способен ли к длительному сосредоточению внимания, есть ли отвлечения, умеет ли элементарно планировать деятельность, пытается ли преодолевать возникшие трудности;
• свойственна ли ребенку увлеченность, эмоциональность и выразительность речи, мимика, движений при проявлении интереса?
Основа познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Под ее влиянием ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, в случае если проявил догадку, получил одобрение взрослых, - создают у ребенка уверенность в своих силах.
Познавательный интерес связан с деятельностью памяти. Вы, конечно, замечали, что дошкольник легче и прочнее запоминает интересный материал, быстрее его воспроизводит. Условием возникновения познавательного интереса является установление связи между имеющим опытом и вновь приобретенными знаниями, нахождением в привычном, хорошо знакомом предмете новых сторон, свойств, отношений.
Между развитием интереса ребёнка и его знаниями об окружающем мире существует взаимная связь. С одной стороны, интерес побуждает ребенка к приобретению знаний. Например, Оля интересовалась жизнью муравьев. Она подолгу наблюдала за муравейником и узнала много нового: муравьи рано открывают «двери» своего дома, часто тащат груз значительно крупнее их самих и т. д. С другой стороны, знания побуждают ребенка к размышлению. Так, однажды Оля с удивление увидела, что «двери» муравейника закрыты. Я ей объяснила, что есть такая примета: перед дождем муравьи закрывают ходы муравейника. Дальнейшее наблюдение Оли убедило ее в верности этой приметы.
Прочные знания – основа активности ребёнка. Они способствуют проявлению живого интереса к действительности. Недаром народная мудрость гласит: «Любить –значит знать».
Знакомя детей с окружающим миром, чаще прибегайте к приему сравнения. Благодаря сравнению предметов, явлений действительности, ребёнок глубже познает их, выделяет в них новые качества, свойства, что дает возможность по-иному взглянуть на то, что казалось ему хорошо знакомым. Так, на улице города ребенку можно предложить сравнить виды транспорта (грузовую и легковую машины, автобус и троллейбус и т. д.) Старшие дошкольники могут сравнивать непосредственно наблюдаемый объект с другим объектом, запечатлённым в памяти. Например, вечером, можно предложить какое небо было утром и сейчас вечером, отметить изменения. Побуждая ребенка к сравнению, мы повышаем его наблюдательность, обеспечиваем более активное и сознательное усвоение знаний.
Познавательный интерес дошкольника отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. Интерес, осуществляемый в деятельности, становиться стойким и осознанным. Если деятельности протекает успешно, то у ребенка усиливается желание заниматься ею, что благотворно сказывается на развитие ку него познавательного интереса. Поощряйте занятии и игры детей, относитесь к ним одобрительно, помогайте довести начатое дело до конца. Внимание взрослых воодушевляет ребенка, а участие их в детских играх и занятиях особенно радует дошкольника.
Обладая огромной побудительной силой, познавательный интерес заставляет ребенка активно стремится к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний. Ребенок часто спрашивает взрослых о том. Что его волнует, просит почитать, рассказать. В семье обычно делают это. Однако следует помнить, что для развития ребенка важно не только количество знаний. Но и способ их усвоения. Читая или рассказывая ребенку, не стремится к тому, чтобы он запомнил содержания произведения. Побуждайте ребенка к самостоятельным рассуждениям, спрашивайте его, понравилась ли ему просчитанное или рассказанное, что он считает в нем главным, как поступил бы на его месте того или иного героя, что узнал нового и т. д. В детском саду родители могут проконсультироваться о том, и как читать страшим дошкольникам, как беседовать с ним о прочитанном.
Пытливость мысли и интересы ребёнка проявляются в его вопросах. Они порождаются новым и неизвестным, всем тем, то вызывает у ребенка сомнение, удивление, недоумение. Вопросы старших дошкольников помогают им ориентироваться в окружающем мире, уточняют и систематизируют представление о нем. Особое значение для развития мышления детей имеют вопросы: почему солнце светит и греет, а луна только светит? Отчего над рекой поднимается пар? Зачем люди изучают далекие планеты? Они направлены на установление причины явлений, уяснение связей и отношений между ними.
К детским вопросам необходимо относиться внимательно и бережно. Отвечать на них рекомендуется таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребенка. Встречный вопрос взрослого: «А как ты думаешь сам?» - побуждает ребенка к самостоятельным размышлениям, укрепляет веру в свои силы. Краткость, ясность ответа, доступность его пониманию дошкольника – этим должен руководствоваться взрослый, отвечая на детские вопросы. При этом следует помнить мудрый совет В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открывать так. Чтобы кусочек жизни заиграл пере детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». По возможности надо побуждать ребенка к дальнейшим наблюдениям и рассуждениям, к самостоятельному поиску ответа на возникший вопрос.