марина морозова
Построение системы работы по психологической подготовке к школе детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
«Построение системы работы по психологической подготовке к школе детей с общим недоразвитием речи»
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.
Публикация «Построение системы работы по психологической подготовке к школе детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Проблема готовности к школе детей с общим недоразвитием речи актуальна и в нашем детском саду, так в детском саду функционируют 4 группы для детей с различными речевыми нарушениями (логопедические группы).
Анализируя результаты прохождения адаптационного периода к школе у выпускников детского сада, была отмечена следующая особенность, что в категорию дезадаптантов и возможных дезадаптантов попадают в основном дети, у которых есть логопедический диагноз - общее недоразвитие речи. Отмечается, что дети с общим недоразвитием речи гораздо больше подвержены стрессу, им труднее привыкнуть к новому коллективу и взрослым. Исследования в области современной психологии показали, что комплексная психологическая коррекция поможет детям с общим недоразвитием речи повысить уровень развития познавательных процессов, развить коммуникативные навыки, сформировать адекватное представление о школьной жизни.
Значимость проблемы позволяет определить данную тему как актуальную и создать систему психологической работы с детьми с общим недоразвитием речи по социализации и адаптации к новым школьным условиям.
Коррекционная работа в нашем дошкольном учреждении ведется комплексно, при взаимодействии всех специалистов: педагоги групп, педагог-логопед, педагог-психолог, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель, руководитель изостудии.
Объем и содержание коррекционной работы определяется районной логопедической комиссией. Координация деятельности, анализ коррекционной работы проходит через ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум) дошкольного учреждения.
Руководствуясь рекомендациями членов районной логопедической комиссии, свою работу по подготовке к школе детей общим недоразвитием речи я разделила на два основных этапа:
1 этап. Развитие эмоционально-волевой сферы.
Цель: Повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений, совершенствовать навыки межличностного общения со сверстниками и взрослыми.
Форма работы : Тренинговые занятия по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы «Давай познакомимся» автор И. А. Пазухина. Возраст: 5-6 лет.
2 этап: Профилактика возможных трудностей при социализации и адаптации к новым школьным условиям.
Цель: Помочь детям успешно адаптироваться к новым школьным условиям.
Форма работы : Групповые занятия, направленные на психологическую профилактику возможных трудностей ребенка при адаптации к школе. Возраст: 6-7 лет.
Система работы 1 этапа была разделена на 3 основных направления:
1. Диагностика.
• Метод наблюдения за детьми в процессе различных видов деятельности
• Опрос педагогов работающих с детьми на данных группах.
• Анализ листов адаптации.
Анализ исследования показал, что период адаптации у детей с общим недоразвитием речи протекает гораздо сложнее, чем у детей с нормальным уровнем развития.
2. Коррекция развития осуществлялась при помощи тренингов занятий (программа «Давай познакомимся» автор И. А. Пазухина)
Данные занятия построены на постоянном диалогическом общении детей с психологом и сверстниками поэтому, рекомендованы для детей с речевыми нарушениями. Занятия строятся в доступной и интересной для детей игровой форме с использованием:
развивающих игр (игры-драматизации, игры на развитие навыков общения); упражнения (подражательно-исполнительного и творческого характера, на мышечную релаксацию); этюды; беседы; моделирование и анализ заданных ситуаций; элементы арт-терапии.
Коррекционно-развивающий процесс был бы не полным без участия в нем родителей. При взаимодействии с родителями, детей с общим недоразвитием речи, я использовала следующие методы психологического просвещения : выступление на родительском собрании, письменные консультации для стенда, индивидуальное, групповое консультирование.
Результативность.
Проанализировав результат полученных диагностических данных, следующим этапом моей работы является профилактика возможных трудностей при социализации и адаптации к новым школьным условиям детей с общим недоразвитием речи.
Цель 2 этапа по подготовке к школе – помочь детям успешно адаптироваться к новым школьным условиям.
Каждое занятие разделено на несколько частей:
1. Ритуал начала занятия; 2. Основная часть; 3. Разминка; 4. Практическая часть;
5. Заключительная часть.
Продолжительность занятий: 30-40 минут, 1-2 раза в неделю.
Анализ результатов II этапа подготовки к школе (подготовительная группа).
Отмечается увеличение количества детей с высоким уровнем готовности на 12% и уровнем готовности выше среднего на 14% (за период 2012 – 2013 уч. год).
Повысилось количество детей прошедших адаптацию без затруднений на 13%, уменьшилось количество детей попавших в категорию – возможные дезадаптанты на 9%. Количество детей испытывающих трудности при адаптации к школе (дезадаптанты) снизилось на 4 %.
Результаты проведенной коррекционной работы показали, что построенная система психологической подготовки к школе детей с общим недоразвитием речи, является достаточно эффективным средством развития основных компонентов психологической готовности к школе : интеллектуальной, личностной и социальной.