Елена Стоцкая
Понятие об игре и игровой деятельности в структуре образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
У философов своя точка зрения на игру, они утверждают: «Игра - это особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей, в этом смысле она есть особое педагогическое творение».
Д. Б. Эльконин так определяет игру: «Человеческая игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности».
Игровая деятельность - это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил.
Публикация «Понятие об игре и игровой деятельности в структуре образовательного процесса» размещена в разделах
Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий. В игре как особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение коим обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.
Таким образом, слово «игра» не является научным понятием в строгом смысле этого слова. Многие исследователи пытались найти что-то общее между самыми разнообразными и разнокачественными действиями, обозначенными словом «игра», поэтому до настоящего времени четкого разграничения этих деятельностей и объяснения разных форм игры нет. Исследования путешественников и этнографов, содержащие материал о положении ребенка в обществе, находящемся на относительно низком уровне истории развития, дают достаточно оснований для предположений о возникновении и развитии детской игры. На разных стадиях развития общества, когда основным способом добывания пищи являлось собирательство с применением простейших орудий, игры не существовало. Дети рано включались в жизнь взрослых. Усложнение орудий труда, переход к охоте, скотоводству, мотыжному земледелию привели к существенному изменению положения ребенка в обществе. Возникла потребность в специальной подготовке будущего охотника, скотовода и им подобных. В связи с этим взрослые начали изготовлять орудия, являющиеся точной копией орудий взрослых, но меньшего размера, специально приспособленных для детей. Возникли игры-упражнения. В дальнейшем появились сюжетно-ролевые игры. Игры, в которых ребенок принимает на себя и выполняет роль, соответственно каким-либо действиям взрослых. Дети объединяются и организуют свою особую игровую жизнь, воспроизводящую в основных чертах общественного отношения и трудовую деятельность взрослых. Историческое развитие игры не повторяется. Из далекого прошлого к нашу жизнь пришли игры, которые матери использовали для развития своих крох: «Сорока-ворона», «Ладушки, ладушки», «Скок, поскок…» и др. Теперь мы их называем дидактическими. Таким образом, детство неотделимо от игры. Игра предоставляет каждому ребенку возможность реализовать свои потребности и интересы, является одним из важных средств его развития.
Из раскрытия понятия игры педагогами, психологами различных научных школ можно выделить ряд общих положений:
- игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов;
- игра - свободная форма деятельности детей, в которой осознается, изучается окружающей мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения;
- игра - первая ступень деятельности ребенка, изначальная школа его поведения;
- игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют;
- игра - свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество;
- игра - главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.
Дидактические игры занимают особое место в системе сенсорного, физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Они имеют большое образовательное значение, т. к. тесно связаны с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. В преддошкольном возрасте дидактическая игра сообщает малышу новые знания, учит каким-либо новым действиям.
Дидактические игрывыполняет такие функции:
- развивающую;
- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации в игре;
-игротерапевтическую : преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- социализации.
Значение игры невозможно переоценить. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, в раннем возрасте она несет в себе функцию обучения и развития.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в детских садах.