Григорян Евгения
Понятие и причины суицидального поведения среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.
Суицидальное поведение встречается как в норме (без психопатологии, так и при психопатиях и при акцентуациях характера – в последнем случае оно является одной из форм девиантного поведения при острых аффективных или патохарактерологических реакциях.
Публикация «Понятие и причины суицидального поведения среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» размещена в разделах
Суицидальное поведение имеет разные формы проявления намерения, высказывания, угрозы. Следует иметь в виду, что лишь в 10-15 случаях (по данным А. Е. Личко) речь идет об истинном намерении покончить с собой, а в остальных - это «крик о помощи». По степени вероятности суицид можно разделить на три вида:
- демонстративный суицид. Разыгрывание сцен с целью привлечь внимание, разжалобить, выразить протест, избежать серьезного наказания;
- аффективное суицидальное поведение. Попытки самоубийства, совершаемые в состоянии сильного эмоционального напряжения, которое может быть кратковременным, длительным. Намерения могут быть как истинными, так и мнимыми. Состоянию предшествуют острые конфликты;
- истинно суицидальное поведение. Ему предшествует продуманное намерение покончить с собой. Провоцирующими факторами могут служить конфликты с учителями, с коллективом, драматические ситуации разрыва отношений с близкими людьми, безответное чувство.
Все воспитанники детского дома в той или иной степени относятся к «группе риска». К нам попадают дети, от которых отказались сразу после рождения, т. к. они появились на свет не желанными или дети, имеющие опыт жизни в асоциальных семьях.
«Все мы родом из детства» - это хорошо знакомая всем фраза многое объясняет в развитии и особенностях поведения наших воспитанников. Дети рано понимают свою ненужность, переживают предательство взрослых, самых родных для них людей. Все эти факторы нарушают эмоциональные связи ребенка с окружающей социальной средой, с миром взрослых и сверстников, родившихся желанными и развивающихся в более благоприятных условиях, а так же вызывает нарушения в формировании психологического здоровья.
У ребенка не формируется чувство эмоциональной привязанности, такие дети часто испытывают трудности в общении, сотрудничестве. Они часто пассивны, инертны, инфантильны или наоборот гиперактивны, стараются вести себя вызывающе в обществе, пытаются любыми способами привлечь к себе внимание взрослых, не осознают ценность собственной жизни.
Согласно статистики, у воспитанников детских домов отмечаются особенности внутренней позиции: слабая ориентация на будущее, обедненность эмоциональных проявлений, упрощенное и обедненное содержание образа самого себя, сниженное отношение к себе, импульсивность поведения ситуативность поведения и мышления.
Все перечисленные особенности, по данным исследований, повышают склонность наших воспитанников к совершению суицидальных попыток.
Поэтому в детском доме регулярно проводится работа по профилактике суицидального поведения.
Задачи работы:
1) Развитие осознания ценности собственной жизни
(нормализация самооценки, повышение уверенности в себе, развитие умения планировать, строить планы на будущее, профориентация)
2) Формирование морально-нравственной сферы
(формирование представлений о жизненных ценностях)
3) Развитие эмоционально-личностной сферы
(работа с сильными эмоциями, повышение стрессоустойчивости, развитие произвольности деятельности, волевых процессов)
Специфика профилактической беседы с суицидентом.
Главным в преодолении кризисного состояния человека является индивидуальная профилактическая беседа с суицидентом. Специфика ее состоит в следующем:
1. Ни в коем случае нельзя приглашать на беседу через третьих лиц (лучше сначала встретиться как бы невзначай, обратиться с какой-либо несложной просьбой или поручением, повод для встречи).
2. При выборе места беседы главное, чтобы не было посторонних лиц (никто не должен прерывать разговора, сколько бы он не продолжался).
3. Желательно спланировать встречу не в рабочее время, когда каждый занят своими делами.
4. В процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы и тем более не выполнять какие-либо «попутные» дела. Надо всем своим видом показать суициденту, что важнее этой беседы для вас ничего нет.
Профилактическая беседа должна включать в себя 4 этапа.
Начальный этап - установление эмоционального контакта с собеседником, взаимоотношений «сопереживающего партнерства». Важно выслушать суицидента терпеливо и сочувственно, без критики, даже если вы с чем-то и не согласны (т. е. необходимо дать человеку возможность выговориться). В результате вы будете восприниматься как человек чуткий, заслуживающей доверия.
Второй этап - установление последовательности событий, которые привели к кризису; снятие ощущения безысходности. Имеет смысл применить следующие приемы «преодоление исключительности ситуации»; «поддержка успехами» и др.
Третий этап - совместная деятельность по преодолению кризисной ситуации. Здесь используются: «планирование», т. е. побуждение суицидента к словесному оформлению планов предстоящих поступков; «держание паузы» - целенаправленное молчание, чтобы дать ему возможность проявить инициативу.
Завершающий этап - окончательное формулирование плана деятельности; активная психологическая поддержка суицидента. Целесообразно использовать следующие приемы: «логическая аргументация», «рациональное внушение уверенности».
Если в ходе беседы человек активно высказывал суицидальные мысли; то его необходимо немедленно направить в ближайшее лечебное учреждение. Если такой возможности нет, суицидента целесообразно во что бы то ни стало убедить в следующем:
• что тяжелое эмоциональное состояние – явление временное;
• что его жизнь нужна его родным, близким, друзьям и уход из жизни станет для них тяжелым ударом;
• что он, безусловно, имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из нее, в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать.
При исследовании психотравмирующих обстоятельств, приведших к суициду, выявлено, что по сравнению со взрослыми самоубийцами, конфликт у подростков был более кратковременный, его длительность составляет от нескольких дней до года. Суицидальные конфликтные ситуации могут складываться для подростка из незначительных, по мнению взрослых, неурядиц. Однако некоторый максимализм в оценках, неумение прогнозировать последствия своих поступков и предвидеть исход сложившейся ситуации создают ощущение безысходности, неразрешимости конфликта, порождают чувство отчаяния и одиночества. Все это делает даже незначительную конфликтную ситуацию суицидоопасной, что подчас недооценивается окружающими взрослыми.
Группы риска – это депрессивные подростки, злоупотребляющие наркотиками и алкоголем, жертвы насилия, дети как с плохой успеваемостью в школе, так и одаренные, дети с синдромом "отличника", приверженцы депрессивных молодежных субкультур.
Профилактика суицидального поведения детей и подростков.
При разработке мер профилактики суицидов у детей и подростков нужно иметь в виду:
1. Граница между истинным и демонстративно-шантажным суицидальным поведением в детском и подростковом возрасте условна. Целесообразно все суицидальные мысли, тенденции, попытки ребенка рассматривать как реальную угрозу его жизни и здоровью.
2. Чем меньше возраст больного, тем острее протекают депрессивные состояния с высокой суицидальной опасностью.
3. Депрессия сама по себе не содержит суицидальных тенденций. Они появляются под действием конфликтных ситуаций, если не приняты адекватные меры профилактики, диагностики и лечения.
4. Психологические переживания часто переоценивается подростками и недооценивается взрослыми.
5. В структуре депрессивного состояния есть симптомы, наличие которых должно насторожить психолога.
6. При депрессивных состояниях у детей и подростков всегда высок риск повторений, что требует индивидуальной профилактической работы.
7. Как правило, суицидальные угрозы и намерения реализуются депрессивными детьми и подростками в истинные покушения на самоубийства.
При проведении беседы с подростком, размышляющим о суициде, рекомендуется:
• внимательно слушать собеседника, т. к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;
• правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
• не выражать удивления услышанным и не осуждать ребенка за любые, даже самые шокирующие высказывания;
• не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания "у всех есть такие же проблемы" заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;
• постараться развеять романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;
• не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;
• стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей,
• оцените серьезность намерений и чувств ребенка, если он уже имеет конкретный план самоубийства - ему срочно нужна помощь,
• оцените глубину эмоционального кризиса, замечайте детали, например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, - это может служить основанием для тревоги,
• внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам, подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии,
• не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве (часто подросток бывает рад возможности открыто рассказать о своих проблемах).
Педагогам можно рекомендовать:
• ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
• анализировать вместе с воспитанником каждую трудную ситуацию;
• учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: "Что будет, если. ";
• воспитывать в ребенке привычку рассказывать педагогам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
• не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;
• не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы;
• обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов;
Кто подвержен суициду
1) Группы риска, наиболее подверженные суициду. В своей работе социальный педагог и психолог, решая проблемы профилактики суицида, должны, прежде всего, обращать внимание на сообщества людей, которые могут быть наиболее подвержены суициду, назовем их группами риска.
2) Наследственные суициды
3) Лица, страдающие психическими заболеваниями (депрессии)
4) Трудные подростки
5) Беспризорники
6) Неформальные группы
Сегодня суицид - проблема государственного масштаба. В работе с подростками необходимо знать психовозрастные особенности.
- Ранний подростковый возраст (от 10 до 14 лет)
Мышление обычно конкретное, абстрактное мышление только начинает развиваться, биологические изменения заставляют интересоваться собственным телом;
- Высокая степень нарциссического самопознания;
- Независимость и осознание себя;
- Растущий интерес к ценностям и моделям поведения групп сверстников, потребность вписаться в группу;
- Конфликты по поводу школьных заданий, выбора друзей, работы на дому;
- Пик эгоизма;
- Сильная застенчивость;
- Иногда ощущение неуязвимости, что приводит к поведению, связанному с риском;
- Частое ощущение, что тебя никто не понимает.
- Средний подростковый возраст (от 15 до 17 лет)
- Большая озабоченность своей привлекательностью для противоположного пола;
- Возможность абстрактно мыслить и планировать;
- Сильное влияние культуры сверстников;
- Попытка определить свои возможности, желания;
- Возможно отрицание родительских ценностей, принятие собственных решений, несмотря на незрелость суждений и импульсивность;
- Появляется осознание взаимосвязи между поступками в настоящем и последствиями в будущем.
Итак, мир подростка большей частью состоит из него самого и поэтому, когда ребенок попадает в тяжелые условия, то начинает переживать, страдать, замыкаться на себе. Эгоцентризм приобретает характер отрицания себя. Если формируется негативное отношение к себе, то агрессия направляется на самого себя (аутоагрессия) : тревога, чувство вины, депрессия. Подросток часто не понимает, что с ним происходит, не может и не умеет поделиться своими ощущениями. Отсюда заниженная самооценка и пессимистическая установка на свое будущее.
Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре со взрослыми. Он нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: он очнется, и снова будет жить.
Исследования врачей - психиатров доказали, что человек, находящийся в суицидальном состоянии, глубоко несчастен, но совсем необязательно, что он психически болен.
Способы суицида.
• Отравления лекарственными препаратами.
• Отравления бытовой химией.
• Порезы вен и повешения.
• Большинство исследователей полагают, что фатальные ДТП с единственной жертвой - фактически суициды.
О мерах профилактики суицида среди детей и подростков
Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии. Напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей-неволей он оказывается.
Статистика:
Частота суицидальных действий среди молодежи в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14-24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Из общего количества суицидов 90% - совершается людьми с психотическими состояниями и лишь 10% - без психотических расстройств. Некоторые специалисты пишут о том, что в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка - это привлечение к себе внимания.