Елена Стрельцова
Консультация «Полоролевое воспитание»
▼ Скачать +Заказ
Проблема пола, всегда вызывала и вызывает интерес в обществе. Главенствующая роль в полоролевой социализации ребёнка принадлежит родителям. Семья является важным и определяющим фактором в воспитании детей.
Под воздействием примера родителей у детей формируются предпочтения определенных видов деятельности, а также интересы, соответствующие полу. От представления о содержании типичного для пола поведения, от возникновения предпочтений и интересов, зависит формирование личности, а именно: уверенность в себе, определенность установок, эффективность общения с людьми и благополучие отношений в семье.
Публикация «Консультация „Полоролевое воспитание“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Поэтому важно поддерживать и развивать предпосылки будущих качеств женственности и мужественности.
Пол - первая категория, в которой ребенок осмысляет себя как индивидуальность.
Родители покупают разные игрушки для мальчиков и девочек. Игрушки для мальчиков больше ориентированы на активную и подвижную игру (пистолеты, машины, спортивный инвентарь, тогда как игрушки для девочек предназначены для более тихих занятий, часто ориентированных на домашнее хозяйство (куклы, кукольные домики, посуда, мебель).
Родители ориентированы на разные занятия с мальчиками и девочками, по-разному оценивают родители нетрадиционное поведение у мальчиков и девочек. Если девочка играет мальчишескими игрушками, то на это обычно смотрят сквозь пальцы, но если мальчик предпочитает куклы, то обязательно начинают бить тревогу.
Считается, что родительские позиции отца и матери, не только по- разному детерминированы, но и различаются функционально.
ОТЕЦ И СЫН
Папа учит сына проявлять теплые чувства и заботу о мaмe, сестре, бабушке. Именно отец может и должен воспитывать в сыне чуткость : учить, не обижать и не обижаться, не предавать, не делать больно, вести себя достойно мужчины. Он настраивает ребёнка на проявление доброты, внимания и сострадания. Отец способен увлечь сына техникой, научить мастерить, ремонтировать, передать ему свои интересы. Но при этом не забывать, что ребёнок это личность со своим темпераментом, типом нервной системы, складом ума, характером и у него могут сформироваться свои интересы, но при этом мягко направлять ребёнка в «нужное русло».
ОТЕЦ И ДОЧЕРИ
Формированию половой роли дочерей отец помогает, выступая, как представитель противоположного пола. Большинство отцов относятся к дочерям более мягко и не особо настаивают на их самостоятельности, перекладывая, таким образом, воспитание девочки в материнские руки. Чаще папа восхищается дочкой и не видит их недостатков. Отец поддерживает женственное поведение дочери и соответствующие игры. С другой стороны, проявляя внимательное отношение к матери, отец помогает формированию в дочери женского начала.
МАМА И СЫН
Чаще всего у них очень тесная психологическая и эмоциональная связь. Мама склонна защищать своего мальчика от любых «нападок» (даже от строгих требований отца) вне зависимости от того, справедливы он или нет. Для мамы её сын самый лучший, самый умный, самый красивый, добрый и самый, самый, самый. Строгость отца компенсируется мягкостью плаксивостью, агрессивностью, кривлянием и т. п. матери и ребёнок развивается гармонично. Если мать эмоционально холодна, не проявляет чувств к своему ребенку, то ребёнок пытается любыми способами привлечь её внимание капризами.
Если гиперопека и мама «топит» ребёнка в своей заботе и любви, то вырастает женоподобный, инфантильный мальчик, «маменькин сынок», который более комфортно чувствует себя в женском обществе, не способный на решительные действия и принятие самостоятельных решений.
МАМА И ДОЧЬ
Мамы относятся к дочерям более требовательно, чем папы. Женская роль в семье и обществе более четкая, ясная, поэтому и ориентиры даются соответствующие приобщение к ведению домашнего хозяйства, подготовка к роли матери, жены и т. п. Да и девочки лучше социализируются в нашем обществе и поэтому у них меньше проблем с поведением и самоопределением.
На полоролевое развитие ребенка влияет также положение ребенка в семье как единственного, старшего или младшего. Общение с братьями и сестрами имеет большое значение для осознания ребенком половых ролей. Так, по мнению Е. Кох, старший ребенок в семье (как мальчик, так и девочка) чаще выступает лидером в среде сверстников, потому что у него имеется опыт лидерства у младших братьев и сестер.
Девочка, имеющая старшего брата, часто развивается по модели «сорванца», а мальчик, имеющий старшую сестру, нередко приобретает фемининные черты.
Влияние разнополых детей друг на друга тем сильнее, чем меньше у них разница в возрасте.
Если дети в семье одного пола, то у младшего ребенка традиционные полоролевые особенности выражены сильнее.
• И. Захаров отмечает, что наличие старших братьев положительно влияет на идентификацию мальчиков с ролью отца, у девочек такой зависимости не выявлено. Наиболее типичные для пола реакции наблюдаются у единственных детей в семье.
НЕТ ОДНОГО ИЗ РОДИТЕЛЕЙ
Ребенок остается без одного из родителей по разным причинам. У каждой неполной семьи - своя история. Воспитание ребенка в неполной семье - это такое же обычное, нормальное воспитание. В семейном воспитании детей без отца могут быть выделены три типа отношений.
Первый тип определяется желанием матери никогда не упоминать об отце и строить воспитание так, как будто его никогда и не было. Такой стиль можно считать целесообразным лишь в ситуации, когда ребенок действительно не знал отца, и мать приняла решение о рождении ребенка и его будущем воспитании самостоятельно. Однако и в такой ситуации маме следует дать определенные разъяснения ребенку, когда он будет способен их понять. И чем раньше мать даст доступные ребенку объяснения, тем лучше.
Если же дети знали отца, помнят его, строить воспитание, делая вид, что его просто нет и никогда не было, вряд ли разумно.
Второй тип поведения характеризуется попытками матери обесценить отца. В этом случае мать старается изгладить из детских воспоминаний даже самые незначительные положительные впечатления об отце. Мать всеми силами стремится убедить ребенка, что отец был плохим человеком, поэтому семья стала неполной. Каким бы ни было истинное положение вещей, подобную воспитательную позицию следует считать при всех условиях неблагоприятной.
Если ребенок не знал отца или не помнит его, то негативное отношение к нему матери он может истолковать как несправедливое. Более того, по мере взросления детей в такой семье, вместо того, чтобы больше уважать и ценить мать, они начинают смотреть на нее критически и, возможно, переносить на отношение к ней свои обиды за отсутствие отца. Часто все то негативное, о чем упоминала мать по отношению к отцу, дети начинают замечать и фиксировать в самой матери.
Так возникают глубокие внутренние конфликты, нарушается контакт между ребенком и матерью, который особенно необходим в неполной семье.
Третий тип воспитания без отца, наиболее разумный и благоприятный, связан с созданием у ребенка представления об отце как обычном человеке, у которого имеются определенные достоинства, но были и недостатки, слабости. Это трудная позиция для матери, но самая приемлемая для воспитания ребенка. Она требует от матери необыкновенной выдержки, самоконтроля, умения подавлять свои непосредственные эмоции, преодоления горечи от пережитой несправедливости или обиды.
Если мать последовательно и сознательно реализует такую позицию в отношениях с ребенком, это позволяет в значительной степени преодолеть основные трудности воспитания, связанные с отсутствием отца. Подобная ситуация не только не вызовет осложнений, но и создаст правильный эмоциональный фундамент для воспитания. Ребенок может спокойно и благоразумно воспринимать материнский авторитет независимо от сложившихся семейных обстоятельств.
В неполных семьях одному родителю приходится совмещать две роли: и мужскую, и женскую. В связи с этим вытекает, несомненно, большая опасность: односторонность воспитания. У ребенка, который живет только, например, с матерью, имеется гораздо меньше возможности знакомиться с разными вариантами социального опыта
Самой главной трудностью, с которой сталкиваются одинокие отцы, является отсутствие физической связи между ними и ребенком. Когда женщина вынашивает ребенка в своем чреве и дарит ему возможность появиться на свет, между ними возникает крепкая подсознательная связь, которая особенно сильна в первые годы жизни. Именно к матери ребенок привязывается больше всего. Мужчина же чаще всего просто не чувствует этого особенного контакта.
Труднее всего отцам-одиночкам воспитывать дочерей. Очень часто у них
вырастают девочки, которых можно назвать
«своим парнем», поскольку папы-одиночки
не знают, как научить дочь женственности.
Вместо этого дочка получает багаж знаний
о том, как быть сильной, выносливой
и самостоятельной.
Итак, делая вывод из всего вышесказанного, можно сказать о том, что формирование взаимоотношений полов не может быть пущено на самотек, что нецелесообразно в воспитании мальчиков и девочек главное внимание уделять их физиологическим особенностям. Воспитание должно быть обращено к «духовному миру, интимным сторонам личности, её чувствам». У здоровых людей должно быть стремление к другому полу, должен расти и крепнуть интерес. Важнейшей задачей полового воспитания следует считать саморегуляцию поведения мальчиков и девочек, что является важнейшей составляющей культуры взаимоотношений полов.