Людмила Качкина
Проект «Поклонимся великим тем годам»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Л. С. Лихачев.
Патриотизм – это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты.
Публикация «Проект „Поклонимся великим тем годам“» размещена в разделах
С внедрением новых федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном в образовательной системе нашего государства, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Самый актуальный вопрос обучения и воспитания дошкольников – это необходимость возрождения в обществе духовности и культуры, привитие дошкольникам любви к Родине, воспитание уважительного отношения к традициям, к старшему поколению. Это потому, что дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, крае, о героях Великой Отечественной войны, мало знают о подвиге родного народа в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны.
В этом 2020 году наша страна отмечает знаменательную дату - 75 лет Победы в Великой Отечественной войне.
В соответствии с актуальностью решения вопросов современного дошкольного образования, нравственно-патриотического воспитания дошкольников в ДОУ, в связи с празднованием 75-летия победы нашей страны над фашизмом, нами были поставлены цели и задачи для создания и реализации проекта «Поклонимся великим тем годам», где примером для детей станут педагоги и их родители (законные представители).
Создание проекта направлено на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, уважение к его страницам истории, привлечение родителей к участию в мероприятиях по подготовке и празднованию 75-летия Победы. В работе с родителями в апреле 2020 года мы проведем анкетирование родителей на тему «Память о Великой Отечественной войне 1941-1945 годы» для уточнения их отношения к вопросам патриотического воспитания детей в ДОУ.
Священна память о народных героях, бессмертен подвиг советского человека, солдата и труженика в Великой Отечественной войне. Именно поэтому, в работе по патриотическому воспитанию в детском саду важно
показать детям самоотверженность и героизм нашего народа в борьбе за свободу.
Время неумолимо. С каждым годом все меньше и меньше остается ветеранов той страшной Великой Отечественной войны, но воспоминания об этих людях должны сохраниться у нас в сердцах и в сердцах подрастающего поколения.
Патриотическая направленность Проекта обеспечивает воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за её достижения, уверенности в том, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.
Нравственная направленность Проекта обеспечивает воспитание уважения к традиционным ценностям любовь и уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям, воспитание детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
Вид проекта : познавательный, социально-значимый
Тип проекта : информационно - творческий.
Сроки реализации проекта : ноябрь 2019 – май 2020 года.
В реализации проекта участвуют дети старшего дошкольного возраста, родители (законные представители воспитанников, педагоги ДОУ, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.
Доминирующая образовательная область:
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Образовательные области интеграции:
речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА.
Цель Проекта :
Дать представления о Великой Отечественной войне, ознакомления с историческими событиями нашей страны, воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Задачи проекта :
• Формирование представлений детей о празднике День Победы.
• Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны и всем защитникам Родины, любовь к Родине.
• Воспитывать патриотические чувства через художественную литературу, средствами музыкального, физического и художественно-эстетического воспитания.
• Расширение гендерных представлений, формирование у мальчиков стремления быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитание у девочек уважения к мальчикам как будущим защитникам Родины.
• Расширение представлений детей о Российской армии, о людях военных профессий.
• Ознакомление детей с городами-героями, разными родами войск (пехота, танковые войска, воздушные, морские, боевой техникой.
• Привлекать родителей к участию в подготовке к мероприятиям в ДОУ.
• Формировать представление детей о том, что всем людям на Земле нужен мир.
• Обогащать и активизировать словарный запас детей.
Задачи проекта решаются интегрировано, в ходе освоения детьми всех образовательных областей: речевое развитие,
познавательное развитие,
социально-коммуникативное развитие,
художественно-эстетическое развитие,
физическое развитие.
1. Образовательная область:
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Задачи Совместная работа с детьми и взрослыми
Развитие свободного общения взрослого с детьми, учить детей рассказывать по картине.
Для формирования у детей образа Родины, представления об армии, войне использовать художественную литературу.
Пополнять и активизировать словарный запас детей.
Беседы педагога с детьми о Великой Отечественной войне :
• «Защитники земли русской»,
• «Боевая слава наших земляков»,
• «Помним всех поименно»,
• «Мир на нашей земле».
Рассматривание плакатов военных лет:
• «Родина мать зовёт!» И. М. Тоидзе;
• «Дойдем до Берлина» Л. Голованов;
• «Салют Победы» А. Меркулов;
• «Наше дело правое, победа будет за нами» В. Серов.
Непосредственно-образовательная деятельность на темы:
• «Моя Родина»;
• «Что такое война»;
• «Они сражались за Родину»;
• «Как приближали Победу»;
• «Великий праздник День Победы» и др.
Чтение рассказов по военной тематики:
А. Твардовский «Рассказ танкиста»; А. Митяев «Мешок овсянки»; Е. Благинина «Шинель»; Л. Кассиль «Памятник советскому солдату»; Л. Кассиль «Твои защитники»;
М. Пляцковский «Май сорок пятого года»; С. Михалков «Быль для детей»;
С. Алексеев «Первая колонна».
Отрывки из произведений дагестанских писателей:
Р. Гамзатов стих.»Журавли»,
Ф. Алиева поэма «Вечный огонь»,
М. Митаров «Не забывайте подвиги отцов».
Заучивание стихотворения с детьми:
Е. Благинина «Шинель»;
С. Маршака «Пусть не будет войны никогда»
и т. д.
2. Образовательная область:
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Задачи Совместная работа с детьми и взрослыми
Расширить кругозор детей и формировать представления о государственном празднике - 9 мая, о Российской армии, о героях и ветеранах Великой Отечественной войны, о своих прадедушках и прабабушках, прошедших войну.
Воспитывать уважение к защитникам Отечества.
Посещение вместе с детьми детскую городскую библиотеку:
• «Выставка книг о войне»,
• «Наши ветераны».
Экскурсии:
• Экскурсия музей города.
• Экскурсия к обелиску павшим воинам в Великой Отечественной войне и возложение детьми цветов к памятнику,
Привлечь родителей совместно с детьми изготовить открытку, поделку своими руками, посвященную Дню Победы.
3. Образовательная область:
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Задачи Совместная работа с детьми и взрослыми
Формирование первичных представлений о военных профессиях, развитие игровой деятельности детей. Формирование гендерной принадлежности и патриотических чувств.
Дидактические игры детей с игрушками (солдатики и военная техника) :
• «Военные профессии»,
• «Военная техника»,
• «Морской бой».
Проведение с детьми сюжетно-ролевых игр: «Пограничники»,
• «Разведчики»,
• «Танкисты»,
• Летчики»,
• «Подводная лодка»,
• «Моряки».
Работа с родителями:
• привлечь родителей к изготовлению атрибутов для сюжетно – ролевых игр.
4. Образовательная область:
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Задачи Совместная работа с детьми и взрослыми
Развитие детского творчества и продуктивной деятельности детей. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость на прослушанное произведение. Рисование детских рисунков по теме, посвященной Дню Победы:
• «Мой дедушка-солдат»,
• «Салют Победы»,
• «Нам не нужна война» и др.
Лепка по теме:
• «Солдаты»,
• «Самолет».
Аппликация:
• открытка «9 МАЯ»;
• «Пограничник на заставе»;
• «Защитник Отечества».
Коллективной работы детей:
• «Праздничный салют».
• «Военная техника»,
• «Голубь мира. \
Конструирование:
• «Танк»,
• «Голубь мира»;
• «Боевая машина».
Выставка детского творчества:
• «День Победы глазами детей»
Работа с родителями:
• привлечение родителей к оформлению творческих работ на тему: «Георгиевская лента».
С использованием музыкальных произведений формировать у детей образа Родины, представления об армии, о войне. Прослушивание музыкальных произведений :
«Гимн России», «Марш Победы», «Песни военных лет».
Музыкальное занятие: «Знакомство с песнями военных лет», постановка танцев:
«Валенки», «Морячка», «Десантники». Разучивание песен : «Бравые солдаты», «День Победы», «Солнечный круг». Музыкальное мероприятие:
«Этих дней не смолкнет слава».
Привлечь родителей для приобретения костюмов к музыкальному мероприятию.
5. Образовательная область:
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Задачи Совместная работа с детьми и взрослыми
Формирование у детей потребности в двигательной деятельности. Развитие у детей интереса к участию в спортивных играх. Подвижные игры:
«Преодолей препятствие»,
«Снайперы»,
«Разведчики»,
«Разминируй поле».
Игры-эстафеты:
«Сбей вражеский самолет»,
«Военный госпиталь»,
«Радисты - зашифруй телеграмму».
Дагестанская игры :
подвижная игра «Наездники»,
малоподвижная игра «Надень папаху»
Спортивная эстафета ко Дню Победы: «Победа будет за нами».
Спортивный праздник «Мы будущие защитники».
Работа с родителями:
привлечь родителей в изготовлении спортивного инвентаря к празднику и их участия в конкурсах праздника.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
1 этап - подготовительный.
№ Наименование мероприятия
Сроки Ответственные
1. Создание творческой группы по разработке тематического плана
подготовки ДОУ к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Ноябрь
2. Участие творческой группы в подготовке и проведении тематических мероприятий, посвященных 75-летию Дню Победы в Великой Отечественной войне. Ноябрь-май
Творческая группа
3. Составить план мероприятий по подготовке к 75-летию Дня Победы. Ноябрь Творческая группа
4. Разработка проекта : «Поклонимся великим тем годам». Ноябрь Творч. группа
5. Выставка литературы в методкабинете. Подбор материалов, создание картотеки на тему: «Патриотическое воспитание».
Ноябрь
Ст. воспитатель
6. Провести родительское собрание «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» с целью привлечения родителей к сотрудничеству при подготовке и проведении мероприятий Проекта.
Ноябрь
Воспитатели
7. Организация и проведение совместной акции с родителями «Рядом с нами живет ветеран» - посещение и оказание помощи ветеранам на дому. В течение реализации проекта Воспитатели Родители
8. Анкетирование родителей на тему:
«Память о Великой Отечественной войне 1941-1945 г. г.»
/Приложение1 Апрель
Воспитатели
9. Открыть на сайте ДОУ рубрику-страничку «75 лет Великой Победы». Январь-май
2 этап – основной.
Работа с воспитателями
1. Консультации для воспитателей. Февраль Ст. воспитатель
2. Разработка конспектов ОД, мероприятий. Февраль-май Ст. воспитатель
3. Семинар – практикум: «Создание в группе нравственно-патриотического уголка». Февраль Ст. воспитатель
4. Создать стенд в ДОУ к 75 -летию Победы: «Никто не забыт и ничто не забыто». Апрель Ст. воспитатель
Творч. группа
5. Сбор материала для оформления альбома: «Наши земляки в годы ВОВ». Март Творч. группа,воспитатели
6. Коллективная аппликация с детьми:
«Голубь мира», «Военная техника». Апрель-май Воспитатели
7. Конкурс рисунка на асфальте среди групп: «Пусть всегда будет солнце» Май Воспитатели
Работа с детьми
1. Рассматривание иллюстраций, картин и беседы о войне, ветеранах ВОВ.
Чтение художественной литературы, разучивание стихов русских и дагестанских поэтов, военных песен и пословиц. Ноябрь -май Воспитатели
Муз. руководитель
2. ОД, посвященные войне и Дню Победы. Февраль-май Воспитатели
3. Ознакомление детей с рисунками официального логотипа и юбилейной медалью – 75 лет Победе. Февраль
Воспитатели
4. Экскурсия с детьми в городскую детскую библиотеку, музей города. Февраль-март Ст. воспитатель
Воспитатели
5. Экскурсия с детьми к обелиску «Павшим героям в ВОВ». Апрель Ст. воспитатель
Воспитатели
6. Выставка детского творчества:
«День Победы глазами детей» Февраль-май Воспитатели
7. Выложить в социальную сеть видео ролики ко Дню Победы с участием детей, воспитателей Апрель-май Воспитатели
Работа с родителями
1. Консультации и беседы с родителями. Февраль-май Воспитатели
2. Сбор информации от родителей детей о наличии в их семьях участников ВОВ, работников тыла. Февраль-май Воспитатели
Родители
3. Изготовление совместно с детьми открытки с символикой «Георгиевская ленточка», поделок и рисунков. Апрель Родители
3 этап – заключительный.
1. Выступление с анализом проделанной работы на педагогическом совете Май Воспитатели
2. Обмен опытом по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ. Май Воспитатели
3. Составление портфолио проекта. Апрель-май Ст. воспитатель
4. Выпуск фотоальбома: «Наши земляки в годы ВОВ». Май Творческая группа
5. Выпуск презентации к проекту о проделанной работе ДОУ к 75-летию победы над фашизмом. Май
Ст. воспитатель, Творческая группа
6. Тематическая выставка детских творческих работ и совместных работ родителей с детьми по военной тематике. Май
Воспитатели
7. Музыкальное мероприятие, посвященное 75-летию Победы «Этих дней не смолкнет слава». Май Муз. руководитель
Воспитатели
8. Спортивный праздник, посвященное к Дню Победы «Мы будущие защитники» Май Инстр. по ФК
Воспитатели
9. Размещение материалов проекта в сети Интернет на сайте ДОУ. Май Воспитатели
Ожидаемые результаты.
Дети:
• Дети имеют представления о празднике День победы, о родах войск Российской армии, о военных профессиях, боевой технике, о ветеранах Великой Отечественной войны, о героях-земляках;
• Дети ознакомлены с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тематику;
• Дети владеют расширенным словарным запасом на тему «9 Мая – День Победы»;
• Повысится уровень уважения детей и их родителей к защитникам Родины и чувство гордости за свой народ.
Педагоги:
• Повышают профессиональный уровень.
• Осуществляют инновационную деятельность.
Родители:
• Активные участники проекта.
Выводы.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть, только если сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего города, своего народа. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если сам воспитатель не будет восторгаться своей страной, своим народом.
Мы, надеемся, что проводимая работа расширит кругозор детей, поможет нашим дошкольникам с уважением относиться к старшему поколению – ветеранам Великой Отечественной войны, бережно и с любовью относиться к родному краю, Родине, гордиться своим народом. Надеемся, что благодаря педагогам ДОУ, родители будут посещать детскую библиотеку, музей, гулять с детьми по городу прививая любовь к родному краю, к своей Родине.
Сам проект / портфолио с материалом и презентацию/ в дальнейшем можно будет использовать в любой старшей возрастной группе ДОУ.
Список литературы.
1. Ребенок в детском саду, №4, №5, 2005г. Ильчук Н.
2. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. – 2003. №6. С. 8-9 Казакова И.
3. Дошкольникам о защитниках Отечества / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М. : ТЦ Сфера, 2006г.
4. Родной край. – М. : Просвещение, 1990г. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А.
Приложение 1
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Просим Вас принять участие в анкетирование на тему «Память о Великой Отечественной войне 1941-1945 г. г.».
Заполняя анкету, пожалуйста, подчеркните приемлемый для Вас вариант ответа.
1. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема Великой
Отечественной войны, подвигов, совершенных нашим народом в те суровые дни?
- Да.
- Нет.
- Затрудняюсь ответить.
2. Чем для Вас и членов Вашей семьи является дата 9 Мая?
- Праздником Великой Победы.
- Днем памяти погибших на войне.
- Дополнительным выходным.
3. Есть ли в Вашем доме традиция празднования этого события? Если есть, то какая? ___
4. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с историей этого праздника?
- Да, но информация по данной теме должна быть адаптирована в соответствии с возрастом детей.
- Нет, эта тема для дошкольников абстрактна и недоступна их пониманию.
- Затрудняюсь ответить.
5. Имеет ли Ваш ребенок представление о войне? Из каких источников?
- Да. Из рассказов взрослых, книг, телепередач и кинофильмов.
- Нет. Затрудняюсь ответить.
6. Принимал ли кто-нибудь из членов Вашей семьи участие в боевых действиях в период Великой Отечественной войны?
- Если да, напишите, кто именно. ___
7. Рассказывали ли они о войне Вашим детям?
- Да.
- Нет.
- Затрудняюсь ответить.
8. Какую из предложенных форм совместной работы с детьми Вы считаете наиболее приемлемой?
- Конкурс рисунков.
- Оформление фотовыставки.
Благодарим вас за сотрудничество!