Татьяна Коростелева
«Поговорим о нравственном воспитании». Выступление на родительском собрании
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня мне бы хотелось поговорить о нравственном воспитании детей. Вы скажете, что это не актуально, что современная жизнь жестока и, чтобы выжить в ней, нужно быть жестким, самолюбивым, не останавливаться ни перед чем в достижении своей цели. Может быть вы и правы, но… По-моему, каждому из нас приятно, когда ребенок вежлив, тактичен, умеет красиво себя держать. А когда он дерзит, закатывает истерики – мы готовы «провалиться сквозь землю».
С какого же возраста необходимо прививать правила хорошего тона?
Публикация «„Поговорим о нравственном воспитании“, Выступление на родительском собрании» размещена в разделах
Воспитанность не образуется сама по себе, а является результатом долгой, упорной шлифовки человека. К сожалению, некоторые считают, что воспитание культуры поведения вежливости сдержанности – удел взрослых и говорят: «Все придет с возрастом, а пока что с него возьмешь, он маленький». Тем временем этот маленький ребенок растет, не зная самых элементарных законов приличия. Он поступает плохо не потому, что ему трудно поднять упавший у взрослого предмет или встать и уступить место старшему, а потому, что ребенок просто не знает, как поступать в подобных ситуациях. Т. е., если ребенка с самого раннего детства не учат как правильно вести себя, то он невольно поступает как не надо. Поэтому с самого раннего возраста детей необходимо учить вести себя сдержанно, соблюдая принятые нормы поведения. Ведь привлекательность малыша не только в прическе и одежде, что обычно заботит нас родителей, но и в красоте его поведения.
Огромное влияние на формирование привычек у детей оказываете вы, родители, самые близкие, самые умные, самые справедливые, в общем, самые-самые для ребенка. Недаром говорят: дети – зеркало родителей. Ваши привычки, жесты, способы общения малыш начинает перенимать тогда, когда еще не способен оценить, насколько они красивы и нравственны. Вот почему так важно нам, взрослым, критически взглянуть на себя, подумать, чему учит ребенка наш пример. (Пример разговора с бабушкой) Иногда считают, что привычки дети наследуют от близких: «весь в папу». Но это не так, ребенок приобретает их благодаря общению, путем подражания, а, главное, воспитания. Вы, родители, должны стремиться воспитывать у малыша желание подражать хорошему и отрицательно относиться к плохому.
Уважение ко всем членам семьи для детей должно быть законом. Необходимо помнить, что даже в шутку нельзя позволять детям делать старшим замечания, вмешиваться в разговор. Вы должны научить ребенка согласовывать свои желания и действия с интересами других: спит бабушка или занимается брат, значит необходимо оставить на время шумные игры; хочется малышу пирога, но еще не пришел папа – потерпи и т. п. Дети усвоившие это правило ведут себя спокойнее, реже капризничают, приятны в общении. Они легко входят в любой новый коллектив, доброжелательны, терпеливы, уступчивы, внимательны к другим. Глубоко ошибаются те родители, которые считают, что пока ребенок маленький, ему можно позволить всё : просить «дай» у незнакомого человека, брать самое большое яблоко или кусок торта и т. п. Такой ребенок растет неорганизованным, несобранным, эгоистичным и самолюбивым.
Понятия «можно» и «нельзя» должны быть твердо усвоены детьми в самом раннем возрасте. Но если ребенку младшего возраста не всегда можно объяснить причину запрета, то детям 5-6 лет это делать необходимо. Однако, злоупотреблять запретами нельзя – это может стать причиной непослушания. Дети, чьи родители постоянно пользуются запретами, постепенно привыкают к возможности не слушаться и пропускают их «мимо ушей». Поэтому, если вы знаете, что ребенку бесполезно что-то не разрешать, то лучше не запрещайте это категорически, а чем-нибудь постарайтесь отвлечь или дайте возможность самому понять причину запрета: пожадничал – друзья не приняли в игру, бросила куклу в саду – она промокла и т. п. Главное условие послушания – согласованность требований от ребенка у мамы, папы, бабушки, дедушки и близких. Если же они разноречивы, то ребенок быстро ориентируется в степени их обязательности выполнения: если бабушка или мама не особо требовательны, то их можно не слушаться, а папа строг и требователен - ему беспрекословное подчинение. Поэтому необходимо единство требований в воспитании.
Но что делать, если ребенок, все-таки, не слушается? Стоит ли наказывать и как? Если это необходимо, то наказывать можно и нужно. Но прежде необходимо объяснить ребенку, почему и за что его наказывают. Если наказание не справедливо, то он озлобляется и замыкается в себе. Когда между взрослым и ребенком отношения хорошие, то наказание совсем не обязательно, достаточно, ненавязчивого, доверительного разговора. Если же мама или папа прибегли к наказанию, которое ребенок предвидел, он не будет обижен, т. к. чувствует справедливость родителей. Конечно, без проблем воспитывать детей невозможно. Они время от времени выводят нас из равновесия. И я думаю, что при этом не имеет большого значения, что сделает мама: строго посмотрит, слегка шлепнет, уведет в другую комнату или запретит играть в компьютер. Ведь четкой системы наказания, которая бы была эффективна для каждой семьи, предложить не возможно. Единственное, от чего вас хотелось бы предостеречь – никогда не применяйте жестокого физического наказания! Оно убивает в детях тонкость, растлевает морально, толкая на ложь и подхалимство, делает их бездушными и жестокими. Ребенок ненавидит того, кто его бьет, хотя и бессилен, в данный момент, выразить свои чувства. Но придет время, вырастет ребенок и жестокость отца или матери обернется против вас самих. Поэтому запомните, пожалуйста:
Детей учит то, что их окружает.
Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.
Если ребенку демонстрируют враждебность – он учится драться.
Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.
Если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.
Если с ребенком честны – он учится справедливости.
Если ребенок живет с чувством защищенности – он учится верить.
Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным –
Он учится находить в этом мире любовь.
Помните! Ребенок умеет любить того, кто его любит, и воспитывать его нужно только с любовью. И, тогда, ребенок, видя и чувствуя любовь к себе, постарается слушаться, понимать вас и лишний раз не огорчать.