Ольга Терентьева
Занятие в кружке по тестопластике «Подкова на счастье»
▼ Скачать + Заказать документы
СП Детский сад комбинированного вида «Красная шапочка» МБДОУ Детский сад «Планета детства»
Занятие в кружке «Фантазёры»
(тестопластика)
Подготовила воспитатель
подготовительной группы
Терентьева О. И.
Комсомольский
2021 г.
Оберег «Подкова на счастье»
Публикация «Занятие в кружке по тестопластике „Подкова на счастье“» размещена в разделах
Цель: Закрепление элементарных умений и навыков в технике «тестопластика»; воспитание эмоциональной отзывчивости культуры восприятия народного искусства.
Задачи:
1. Обучающая:
-расширить кругозор детей по истории лепки из солёного теста;
- дать знания о символике подковы ;
- изготовить оберег «подкову на счастье», в технике «тестопластика».
2. Развивающая:
- развивать у детей наглядно-образное мышление;
-развивать моторику рук, познавательный интерес.
3. Воспитательная:
-воспитывать культуру труда, содействовать воспитанию эстетического вкуса, повышать интерес к народно - прикладному искусству, содействовать бдительности соблюдения требований безопасного труда.
Форма НОД: рассказ, беседа, практическая работа.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Материально – техническое оснащение НОД: ноутбук, изображение лошади, готовое изделие подкова из солёного теста, доски для лепки, стеки, стаканчики с водой, кисточки, готовое цветное солёное тесто, шаблоны подковы, влажные салфетки.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
-Ребята, давайте поиграем в игру «Да – нет». Вы мне задаёте вопросы, а я на них буду отвечать словами да или нет. (На доску выведено изображение лошадей, но дети во время игры его не видят)
Дети: Это животное или предмет; домашнее или дикое и т. д.
Воспитатель: Вы угадали это лошадь. А что вы знаете об этих чудесных животных?
Дети: Лошадь — это сильное и большое животное, которое намного сильнее человека. И характер у лошадок бывает разный, есть добрые и злые, смелые и пугливые, работящие и ленивые, спокойные и игривые, в общем, все они разные, как и люди. Лошади бывают дикие и домашние.
Летом лошадки едят траву и плоды. А зимой основная еда овес, пшеница и сено. Также лошадки любят полакомиться фруктами, особенно яблоками. Не откажутся они и от кусочка хлеба. Еще они пьют много воды.
Лошадки бывают разных пород. К тому же лошадка очень сильная, она может сделать много работы и пробежать очень большие расстояния, на которые могут ездить только машины.
Воспитатель: Молодцы, много знаете о лошадях, Я предлагаю вам провести эксперимент
Эксперимент. Ребята, снимите с одной ноги обувь и постучите посильней этой ногой по полу. Вам больно ножку? (Ответы детей).
Почему же вам стало больно ножку? Какой вывод можно сделать. Для чего нам нужна обувь?
Дети: Обувь человека защищает ноги от ударов, порезов
Воспитатель: Как вы думаете, а лошадям больно ноги, когда они скачут?
Ответы детей.
Воспитатель: У лошадей, когда они скачут по дорогам, стираются копыта, и они начинают хромать, чтобы помочь лошадям люди для них тоже придумали обувь (показываю подкову). Обувь у лошадей называется подковы. Их куёт кузнец, а потом одевает или по-другому подковывает лошадь.
У подковы есть ещё назначение - оберег, от слова оберегать. (Проговаривание слова оберег хором) Почему же люди считают подкову оберегом? Давайте посмотрим об этом фильм (дети проходят за столы, воспитатель сопровождает показ рассказом)
Просмотр презентации:
Слайды 1 (изображения лошадей)
Слайд 2 (виды подков)
Слайд 3
Обереги - домовушки очень добрые игрушки!
Они такие славные, красивые, нарядные,
Несут добро и радость в дом, здоровье и достаток!
Хранят семью и наш покой,
Отводят все невзгоды
Слайд 4
Издавна считается, что подкова – это талисман, который несет с собой счастье, удачу и богатство. Наши предки считали, что если найти подкову на дороге, то с этого времени ты станешь «баловнем» судьбы. Если настоящую подкову вам не найти, то купленная, подаренная или сделанная своими руками, она так же будет обладать сильнейшей энергетикой
Слайд 5,6
Считается, что впервые найденная подкова стала символом счастья в Древнем Египте. Коней, которых запрягали в повозки фараонов, подковывали золотыми подковами. Но материал подковы не делал крепче крепление – рано или поздно подковы оставались в пыли дороги. Разумеется, находка золотой подковы становилась счастьем.
Слайд 7,8
В древней Руси были свои основания считать подкову символом грядущего счастья и оберегом от бед и нечистой силы. Дело в том, что все подковы выходили из-под молота кузнецов, всегда считавшихся борцами с нечистой силы. Кроме этого, подкова связана с конем, верным помощником крестьянина и воина.
Слайд 9
Правила изготовления оберегов
Обереги не могут быть изготовлены для себя.
Никто не может заставить кого-либо изготовить для себя оберег. Обереги изготавливается только по доброй воле и от чистой души.
Самые сильные – те, которые изготавливаются для вас вашими кровными родственниками. Самые сильные обереги – супружеские кольца.
Нужно тщательно выбирать материал для изготовления оберегов. Их нужно выполнять только из природных материалов.
В процессе изготовления необходимо думать о том человеке, для которого делаете.
Воспитатель: И так, ребята, как же ещё называют подкову?
Дети: Подкову называют оберегом.
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам самим изготовить оберег «Подкова на счастье»» и в этом нам поможет такой материал как соленое тесто.
Воспитатель: Украшать нашу подкову, мы будем цветком подсолнуха. Мы с вами объединим магические свойства подковы и цветка подсолнуха в одно изделие, тем самым усилим силу оберега.
Воспитатель: Ребята, прежде чем приступить к работе, давайте вспомним технику безопасности при работе с инструментами и солёным тестом :
Дети: При работе с режущими предметами быть внимательными, хранить их в специально отведённом месте. Тесто ни в коем случае нельзя брать в рот. После окончания работы помыть руки с мылом.
Воспитатель: Итак, как я уже говорила, мы сегодня будем работать с солёным тестом. Для того чтобы получить такие поделки нужно соблюдать технологию изготовления изделий из солёного теста, для работы нам потребуется: готовое солёное тесто, шаблон подковы, стек, доска для лепки, кисть, стакан с водой.
(Дети подходят к столу воспитателя)
Практическая работа: Объяснение этапов выполнения оберега «Подкова на счастье».
1. Раскатываем тесто толщиной 1 см.
2. Накладываем шаблон и по нему вырезаем стекой подкову (оставшееся тесто убираем в контейнер, чтобы оно не высохло).
3. Аккуратно, не переувлажняя, с помощью кисти с водой и пальцев сглаживаем шероховатые края изделия.
4. Обратным концом кисточки делаем на концах подковы дырочки (достаточно далеко от краев – изделие тяжелое).
5. Декорируем нашу подкову цветками подсолнуха. Для этого берем тесто из пакета понемногу (чтобы оно не сохло).
6. Листики формируем из кусочков теста каплевидной формы, увлажняя кисточкой, смоченной в воде места приклеивания. Жилки обозначаем с помощью стеки.
7. Затем возьмем немного теста размером с орех и раскатаем небольшую лепешку толщиной примерно 5 мм. Придадим ей округлую форму - это донышко подсолнуха. Положим его на подкову, теперь приступим к прикреплению лепестков. Готовый лепесток выкладываем вокруг донышка и приклеиваем их с помощью воды. Когда все лепестки готовы, стекой прорисовываем жилки и делаем ещё одно донышко, но мешьше размером, чем первое, из черного теста, Это будут семечки. Нужно стараться работать аккуратно, но в то время же быстро (чтобы тесто не засохло). Можно по желанию добавить свои элементы для украшения оберега.
Не забывайте, что мы работаем с мукой, а это - хлеб и с ним нужно обращаться бережно (крошки теста собирать, не ронять на пол). ( Примечание: при необходимости пользуйтесь влажными и сухими салфетками.)
8. Готовое изделие оставляем на просушку.
Воспитатель: Садимся за столы, но прежде чем приступить к работе, разомнём пальчики
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять -
Вышли пальцы погулять.
Этот пальчик самый сильный,
Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный,
Избалованный он самый.
А мизинчик, хоть и мал,
Очень ловок и удал.
Раз, два, три, четыре, пять –
Вышли пальцы погулять.
Погуляли, погуляли
И опять домой пришли
Самостоятельная деятельность.
(Во время самостоятельной деятельности тихо звучит музыка, воспитатель оказывает помощь детям)
Воспитатель: Положите готовые подковы на поднос.
Посмотрите, какие красивые подковы у вас получились. Пусть эти обереги принесут в ваш дом мир, достаток и счастье, а зло обходит его стороной.
Рефлексия.
Народная игра «На горе сидели зайцы». (Проводит воспитатель)
Тра-та-та, тра-та-та,
Начинается игра!
Эй, народ выходи
Да игрой удиви!
(Воспитатель вытягивает вперед руку ладонью вниз. Дети ставят под ладонь
свой указательный палец.)
Воспитатель говорит:
На горе стояли зайцы
И кричали: «прячьте пальцы!»
Цап!
(При последнем слове все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен
водящим, тот отвечает на вопросы) :
• Для чего люди использовали подкову?
• Почему подкову называют ещё оберегом?
• Кому бы ты хотел подарить подкову?
• Из чего бы ты хотел еще сделать подкову?