Иванова Людмила Викторовна
Рекомендации психолога «Почему ребенок не говорит»
▼ Скачать + Заказать документы
ЗРР (задержка развития речи) в наши дни – одно из самых распространенных нарушений у детей раннего возраста.
По существующим нормам грудничок до 4 месяцев должен начать гулить и реагировать на речь взрослых. К 1 году должны появиться слога; к 1.5 – слова; к 2-м годам – словосочетания. В 3 года ребенок должен полноценно разговаривать простыми предложениями. Далее его словарный запас расширяется и увеличивается, а речь становится более развернутой, в ней появляются сложные речевые конструкции.
Публикация «Рекомендации психолога „Почему ребенок не говорит“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Речевое развитие ребенка тесно связано с его двигательной активностью. Двигательное развитие в начале жизни является своеобразным «локомотивом», который запускает в дальнейшем многие когнитивные процессы, в том числе речь. Если малыша ограничивали в движении, или по каким-то причинам (болезни, особенности строения опорно-двигательного аппарата, мышечное недоразвитие) он не мог активно физически и моторно развиваться, то это скажется в дальнейшем на формировании его речи.
Недоразвитие мелкой моторики также влечет за собой трудности в говорении. В. Сухомлинский говорил, что «ум у ребенка на кончиках пальцев». Напрямую от развития моторики пальцев, силы мелкой мускулатуры, подвижности, ловкости, кистевой моторики зависит овладение речью, причем не только устной, но в дальнейшем и письменной.
Причины, почему ребенок не начал говорить?
• Генетическая предрасположенность. Если родители малыша заговорили позже своих сверстников, то ждать от ребенка раннего речевого развития не стоит.
• Стрессы и психические расстройства. Если в семье часто ругаются, разговаривают на повышенных тонах или ребенок испытывает систематические стрессы извне, это также тормозит развитие речи и в целом пагубно влияет на психоэмоциональное становление малыша.
• Индивидуальный темп развития. Все дети уникальны, развиваются по-разному, незначительно отходя от существующих норм. Если речевое развитие так или иначе происходит у Вашего малыша, он произносит звуки, отдельные слова, то, возможно, ему нужно еще немного времени, чтобы «разговориться».
• Гиперопека родителей. Если ребенка понимают с полужеста и выполняют любое его желание, не стимулируя проговорить голосом, то повода напрячься и начать произносить речь, увы, нет. Если предпринимать излишние попытки разговорить малыша, заставлять или, что еще хуже, принижать – это его начнет отторгать.
• Неправильное поведение общества. С ребенком – с самого рождения – необходимо много говорить. Говорите с ребенком как можно больше и чаще, обязательно умеренным темпом и внятно. Ребенок должен четко слышать все звуки. Читайте сказки с выражением и разной интонацией. Рассказывайте и описывайте ему происходящее вокруг.
• Двуязычная семья. Детям-билингам как правило, требуется больше времени, чтобы разобраться в языках и начать говорить. По возможности, использовать для общения с ребенком раннего возраста один язык.
• Нарушения артикуляционного аппарата - ослабление мышечной ткани и проблемы с уздечкой языка. Причину поможет выявить логопед после диагностики малыша.
• Нарушения слуха. Как правило, нарушение можно выявить в грудничковом возрасте, если малыш никак не реагирует на звуки, не проявляет интерес к звуковым игрушкам или не улыбается при мамином голосе.
• Нарушения зрения. Если данная проблема присутствует у ребенка, возможно, ему сложно начать воспроизводить речь, т. к. он не видит или плохо видит картину происходящего вокруг и не понимает, что к чему соотнести.
• Поражения головного мозга, связанные с родовыми травмами, внутриутробными инфекциями, асфиксией, перенесенными инфекционными заболеваниями в грудничковом возрасте, черепно-мозговыми травмами, врожденными патологиями (аутизм, олигофрения, гипотиреоз, ДЦП). В этих случаях потребуется комплексная помощь медиков, логопедов-дефектологов и нейропсихологов.
Важно, что с любой причиной задержки развития речи можно и нужно работать! В зависимости от нарушения на помощь приходят врачи и такие специалисты, как нейропсихолог, психолог, логопед и логопед-дефектолог.
Ребенок не говорит в 2 года.
Как правило, к 2-м годам большинство детей (особенно девочек) «разговариваются».
Многие детки к этому возрасту говорят словосочетаниями или простыми предложениями, некоторые же продолжают находиться в режиме «молчуна». Все дети разные.
Важно заниматься с ребенком : разговаривать, читать сказки, стихотворения, петь детские песенки, особое внимание уделять развитию мелкой моторики, она влияет на запуск речи.
Если ребенок не говорит в 2 года, обратите внимание, на каком этапе развития находится речевая функция. У малыша должен быть небольшой запас слов. В противном случае посетите специалистов-логопеда, нейропсихолога, невролога.
Ребенок не говорит в 3 года.
К 3-м годам речь осваивают 80% здоровых детей. Именно в этом возрасте стоит уделить особо пристальное внимание.
Если с каждым днем вы видите незначительный прогресс, то причин для беспокойства нет - Ваш ребенок вот-вот заговорит. В другом случае – необходимо провести диагностику, выявить причину ЗРР и начать работу.
Ребенок не говорит в 4 года.
При отсутствии речи в этом возрасте и позже ребенок уже должен быть под наблюдением специалистов и вести с ними работу над запуском речи. ЗРР в 4 года еще не является грубой патологией, но уже требует систематических занятий с логопедом-дефектологом и нейропсихологом. В работу по развитию речи обычно входит логопедический массаж, логоритмика, упражнения по постановке звуков (артикуляционная гимнастика, активное стимулирование мелкой моторики, элементы сенсорной интеграции и различные игровые методики, запускающие речевую функцию ребенка. Аналогичные мероприятия проводятся, если ребенок не хочет говорить в 5 и 6 лет соответственно.
Как помочь ребенку?
Первое, что нужно понять и принять родителям, - не пренебрегать консультацией специалистов. Обращаться за помощью следует, как только Вы начали замечать конкретные отклонения в речевом развитии ребенка, не дожидаясь определенного возраста. Чем раньше Вы начнете работу с проблемой, тем быстрее и проще Вам удастся ее разрешить, пока она не обросла дополнительными сложностями.
Помимо занятий с логопедом или логопедом-дефектологом необходимо создать все условия для гармоничного развития и, соответственно, скорейшего запуска речи дома.
В семье должна царить спокойная обстановка. Никаких повышенных тонов – только любовь и гармония, ежедневно окутывающая ребенка.
Занимайтесь с малышом каждый день – это должно входить в график обязательных мероприятий. Выделите по 15-20 минут 3-4 раза в день. Рисование, чтение, лепка, занятия с мелкими предметами (например, крупы, развивающие игры – чередуйте всё в течение дня. И обязательно проговаривайте каждое действие.
Говорить с ребенком нужно постоянно. Моете посуду – говорите; гладите вещи – говорите. Малыш должен слышать Вашу речь, и важно: речь должна исходить именно от окружающих его людей, телевизор или любой другой гаджет не подойдет, напротив, это будешь лишь тормозить запуск речи. Правило: все электронные носители при ребенке – табу.
Мотивируйте ребенка говорить. Если ребенок что-то хочет, просите проговорить это голосом, не исполняйте желания по малейшему жесту. Помогите составить просьбу, проговорите по слогам несколько раз.
Проводите вместе как можно больше времени: гуляйте на свежем воздухе, рассказывая об окружающей среде, водите в парки, детские комнаты и на площадки, общественные места. Социализация и нахождение в обществе (особенно с говорящими сверстниками) всегда идет на помощь «молчунам».
Все эти действия должна делать не только мама, но и все, кто находится и общается с ребенком. Чем больше людей будут проводить данные мероприятия – тем лучше.