МААМ-картинки

Рекомендации психолога «Почему ребенок не говорит»

Иванова Людмила Викторовна
Рекомендации психолога «Почему ребенок не говорит»
▼ Скачать + Заказать документы

ЗРР (задержка развития речи) в наши дни – одно из самых распространенных нарушений у детей раннего возраста.

По существующим нормам грудничок до 4 месяцев должен начать гулить и реагировать на речь взрослых. К 1 году должны появиться слога; к 1.5 – слова; к 2-м годам – словосочетания. В 3 года ребенок должен полноценно разговаривать простыми предложениями. Далее его словарный запас расширяется и увеличивается, а речь становится более развернутой, в ней появляются сложные речевые конструкции.

Публикация «Рекомендации психолога „Почему ребенок не говорит“» размещена в разделах

Речевое развитие ребенка тесно связано с его двигательной активностью. Двигательное развитие в начале жизни является своеобразным «локомотивом», который запускает в дальнейшем многие когнитивные процессы, в том числе речь. Если малыша ограничивали в движении, или по каким-то причинам (болезни, особенности строения опорно-двигательного аппарата, мышечное недоразвитие) он не мог активно физически и моторно развиваться, то это скажется в дальнейшем на формировании его речи.

Недоразвитие мелкой моторики также влечет за собой трудности в говорении. В. Сухомлинский говорил, что «ум у ребенка на кончиках пальцев». Напрямую от развития моторики пальцев, силы мелкой мускулатуры, подвижности, ловкости, кистевой моторики зависит овладение речью, причем не только устной, но в дальнейшем и письменной.

Причины, почему ребенок не начал говорить?

• Генетическая предрасположенность. Если родители малыша заговорили позже своих сверстников, то ждать от ребенка раннего речевого развития не стоит.

• Стрессы и психические расстройства. Если в семье часто ругаются, разговаривают на повышенных тонах или ребенок испытывает систематические стрессы извне, это также тормозит развитие речи и в целом пагубно влияет на психоэмоциональное становление малыша.

• Индивидуальный темп развития. Все дети уникальны, развиваются по-разному, незначительно отходя от существующих норм. Если речевое развитие так или иначе происходит у Вашего малыша, он произносит звуки, отдельные слова, то, возможно, ему нужно еще немного времени, чтобы «разговориться».

• Гиперопека родителей. Если ребенка понимают с полужеста и выполняют любое его желание, не стимулируя проговорить голосом, то повода напрячься и начать произносить речь, увы, нет. Если предпринимать излишние попытки разговорить малыша, заставлять или, что еще хуже, принижать – это его начнет отторгать.

• Неправильное поведение общества. С ребенком – с самого рождения – необходимо много говорить. Говорите с ребенком как можно больше и чаще, обязательно умеренным темпом и внятно. Ребенок должен четко слышать все звуки. Читайте сказки с выражением и разной интонацией. Рассказывайте и описывайте ему происходящее вокруг.

• Двуязычная семья. Детям-билингам как правило, требуется больше времени, чтобы разобраться в языках и начать говорить. По возможности, использовать для общения с ребенком раннего возраста один язык.

• Нарушения артикуляционного аппарата - ослабление мышечной ткани и проблемы с уздечкой языка. Причину поможет выявить логопед после диагностики малыша.

• Нарушения слуха. Как правило, нарушение можно выявить в грудничковом возрасте, если малыш никак не реагирует на звуки, не проявляет интерес к звуковым игрушкам или не улыбается при мамином голосе.

• Нарушения зрения. Если данная проблема присутствует у ребенка, возможно, ему сложно начать воспроизводить речь, т. к. он не видит или плохо видит картину происходящего вокруг и не понимает, что к чему соотнести.

• Поражения головного мозга, связанные с родовыми травмами, внутриутробными инфекциями, асфиксией, перенесенными инфекционными заболеваниями в грудничковом возрасте, черепно-мозговыми травмами, врожденными патологиями (аутизм, олигофрения, гипотиреоз, ДЦП). В этих случаях потребуется комплексная помощь медиков, логопедов-дефектологов и нейропсихологов.

Важно, что с любой причиной задержки развития речи можно и нужно работать! В зависимости от нарушения на помощь приходят врачи и такие специалисты, как нейропсихолог, психолог, логопед и логопед-дефектолог.

Ребенок не говорит в 2 года.

Как правило, к 2-м годам большинство детей (особенно девочек) «разговариваются».

Многие детки к этому возрасту говорят словосочетаниями или простыми предложениями, некоторые же продолжают находиться в режиме «молчуна». Все дети разные.

Важно заниматься с ребенком : разговаривать, читать сказки, стихотворения, петь детские песенки, особое внимание уделять развитию мелкой моторики, она влияет на запуск речи.

Если ребенок не говорит в 2 года, обратите внимание, на каком этапе развития находится речевая функция. У малыша должен быть небольшой запас слов. В противном случае посетите специалистов-логопеда, нейропсихолога, невролога.

Ребенок не говорит в 3 года.

К 3-м годам речь осваивают 80% здоровых детей. Именно в этом возрасте стоит уделить особо пристальное внимание.

Если с каждым днем вы видите незначительный прогресс, то причин для беспокойства нет - Ваш ребенок вот-вот заговорит. В другом случае – необходимо провести диагностику, выявить причину ЗРР и начать работу.

Ребенок не говорит в 4 года.

При отсутствии речи в этом возрасте и позже ребенок уже должен быть под наблюдением специалистов и вести с ними работу над запуском речи. ЗРР в 4 года еще не является грубой патологией, но уже требует систематических занятий с логопедом-дефектологом и нейропсихологом. В работу по развитию речи обычно входит логопедический массаж, логоритмика, упражнения по постановке звуков (артикуляционная гимнастика, активное стимулирование мелкой моторики, элементы сенсорной интеграции и различные игровые методики, запускающие речевую функцию ребенка. Аналогичные мероприятия проводятся, если ребенок не хочет говорить в 5 и 6 лет соответственно.

Как помочь ребенку?

Первое, что нужно понять и принять родителям, - не пренебрегать консультацией специалистов. Обращаться за помощью следует, как только Вы начали замечать конкретные отклонения в речевом развитии ребенка, не дожидаясь определенного возраста. Чем раньше Вы начнете работу с проблемой, тем быстрее и проще Вам удастся ее разрешить, пока она не обросла дополнительными сложностями.

Помимо занятий с логопедом или логопедом-дефектологом необходимо создать все условия для гармоничного развития и, соответственно, скорейшего запуска речи дома.

В семье должна царить спокойная обстановка. Никаких повышенных тонов – только любовь и гармония, ежедневно окутывающая ребенка.

Занимайтесь с малышом каждый день – это должно входить в график обязательных мероприятий. Выделите по 15-20 минут 3-4 раза в день. Рисование, чтение, лепка, занятия с мелкими предметами (например, крупы, развивающие игры – чередуйте всё в течение дня. И обязательно проговаривайте каждое действие.

Говорить с ребенком нужно постоянно. Моете посуду – говорите; гладите вещи – говорите. Малыш должен слышать Вашу речь, и важно: речь должна исходить именно от окружающих его людей, телевизор или любой другой гаджет не подойдет, напротив, это будешь лишь тормозить запуск речи. Правило: все электронные носители при ребенке – табу.

Мотивируйте ребенка говорить. Если ребенок что-то хочет, просите проговорить это голосом, не исполняйте желания по малейшему жесту. Помогите составить просьбу, проговорите по слогам несколько раз.

Проводите вместе как можно больше времени: гуляйте на свежем воздухе, рассказывая об окружающей среде, водите в парки, детские комнаты и на площадки, общественные места. Социализация и нахождение в обществе (особенно с говорящими сверстниками) всегда идет на помощь «молчунам».

Все эти действия должна делать не только мама, но и все, кто находится и общается с ребенком. Чем больше людей будут проводить данные мероприятия – тем лучше.

Публикации по теме:

«Меня не выбрали», или «Почему мой ребенок не выступает на утренниках?» Каждый раз при подготовке к утреннику нам приходится решать задачи участия детей в сценарии. Логопедические дети в массовых группах, как.

Консультация для родителей «Почему мой ребенок не слушается» Родителей часто беспокоит вопрос: «Почему мой ребенок не слушается?» И, конечно, сразу начинают сравнивать его с другими детьми. Этого делать.

Консультация для родителей «Почему ребенок часто плачет»Консультация для родителей «Почему ребенок часто плачет» Вы стали замечать,что ваш малыш чуть что-сразу в слезы,что могло стать причиной такого поведения и как вести себя родителям в такой ситуации?.

Консультация для родителей «Почему ребенок говорит неправду?»Консультация для родителей «Почему ребенок говорит неправду?» Как известно,предвестником большой лжи является маленькая ложь. Поэтому,когда ребенок начинает неуклюже обманывать,родителей это очень.

Консультация для родителей «Почему ребенок грызет ногти?» Многие родители полагают,что если ребенок грызет ногти,то это всего лишь дурная привычка,от которой рано или поздно он отучится. Успокоив.

Консультация для родителей «Почему ребенок не говорит?»Консультация для родителей «Почему ребенок не говорит?» Очень часто родители говорят: «Ребенок говорит только «на своем языке»». Многие родители утверждают, что дети активно пользуются жестами.

Консультация для родителей «Почему ребенок плохо ест?» Самая банальная и частая причина плохого аппетита – нарушение режима питания. У детей дошкольного возраста аппетит не всегда одинаков. Особенно.

Консультация для родителей «Почему ребенок плохо разговаривает?» Последнее время все меньше дошкольников с речью без отклонения от нормы. Возникает вопрос: «Почему это происходит?». Причины не только в.

Консультация для родителей «Почему ребенок вредничает?»Консультация для родителей «Почему ребенок вредничает?» Вы замечаете,что ребенок на все ваши просьбы начинает кричать,вредничать,что же делать,чтобы таких ситуаций не возникало. Некоторые дети.

Общие советы психолога «Почему ребенок стал кусаться» Общие советы психолога Отучать ребенка кусаться нужно, как только были замечены первые попытки проявления подобного поведения. При этом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации психолога «Почему ребенок не говорит»
Опубликовано: 1 сентября 2022 в 17:05
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации психолога «Почему ребенок не говорит»» (включая файлы) размещена пользователем Иванова Людмила Викторовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД