Бибикова Надежда Николаевна
Исследовательский проект «Почему я ношу очки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : исследовательский.
Длительность: долгосрочный.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Актуальность: вопрос «Почему я ношу очки?» для ребёнка простой, и ответ на него очевиден. Но при этом в нём скрыта боль и обида, надежда на понимание и помощь. Ведь для дошкольника очки – проблема социальной адаптации. Дети, имеющие проблемы со зрением, часто стесняются носить очки. Происходит это из-за некорректного поведения сверстников. В результате ребёнок отказывается надевать необходимый для его здоровья предмет, становится раздражительным, а иногда агрессивным. Актуальность проекта обусловлена желанием помочь ребёнку справиться с этой проблемой, научить детей с пониманием относиться к сверстникам, которые носят очки.
Публикация «Исследовательский проект „Почему я ношу очки“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2020
Цель: обеспечить успешную социализацию детей, имеющих нарушение зрения. Научить детей «не бояться» очков, воспитывать в них уверенность, сформировать активную жизненную позицию, способность творчески решать жизненные ситуации. Создать инклюзивное сообщество, как модель реального социума.
Задачи:
• Воспитывать сознательное отношение к проблемам зрения, назначениям врача окулиста, ношению очков, сохранению и укреплению зрения;
• Сформировать у детей элементарные представления о строении глаза, его функционировании причинах нарушения зрения, своих зрительных возможностях;
• Познакомить с историей очков, их значением в жизни человека, правилами обращения с ними;
• Научить получать знания в ходе различных видов деятельности.
Этапы реализации проекта
Проектная работа включала несколько этапов: подготовительный, этап исследования и заключительный этап.
На подготовительном этапе была изучена литература по теме проекта, подобран материал для работы (модели, схемы, иллюстрации, фотографии, изготовили необходимые игры и пособия, провели среди детей анкетирование.
Ответы детей на вопросы анкеты носили неопределенный характер. Это касалось и тех, кто имеет нарушения зрения, и тех, у кого их нет. Чаще всего воспитанники отвечали:
• Чтобы не быть слепым.
• Потому что можно споткнуться.
• Чтобы хорошо видеть, если человек слепой.
• Играем вместе, я очки не трогаю.
• Мне их жалко, они слепые.
О помощи человеку, носящему очки, никто из детей не сказал.
Этап исследования предусматривал погружение в проблему, определил тематические разделы: «Как человек познает мир», «Строение глаз», «Как работают глаза», «Как появились очки», «Как делают очки», «Как ухаживать за очками», «Как беречь зрение».
Для изучения каждого раздела подготовлен теоретический материал, задания по теме, проблемные ситуации, сформулировали вопросы для обсуждения с детьми. Это способствовало развитию познавательной активности дошкольников, расширению их кругозора.
Методы и формы работы
Методы и формы работы в ходе реализации проекта были разнообразны : анкетирование, беседа, моделирование, решение проблемных ситуаций, экспериментальная деятельность, опыты и др.
Особое внимание было уделено игровой деятельности. сюжетно-ролевые: «На приеме у врача окулиста», «Оптика», «Мы лечим глазки»;
• дидактические, игры с лабиринтами;
• подвижные;
• игры-путешествия;
• коррекционные.
Для снятия напряжения глаз были подобраны специальные упражнения. Зрительную гимнастику дети выполняли в ходе непрерывной образовательной и самостоятельной деятельности.
Для воспитания чувства уверенности у детей, которые носят очки, были использованы ресурсы художественной литературы: сказки, пословицы, поговорки, загадки о глазах.
Воспитанники посетили кабинеты медсестры-ортоптистки, тифлопедагога, ходили на экскурсию в магазин «Оптика».
Также проект предусматривал самостоятельную деятельность детей с иллюстративными материалами, детскими атласами строения человека, энциклопедиями.
Полученные знания дошкольники закрепляли в процессе продуктивной деятельности:
• рисование на темы: «Туман», «Самолет за облаками», «Солнечный день», «Ночь», «Портрет моего друга», «Сказочный герой»;
• рисование схем, изображающих, что полезно и что вредно для глаз;
• конструирование на тему «Очечник», очков из различных видов конструктора, мозаики;
• лепка на темы: «Очки для героя сказки», «Очки для моего друга»;
• моделирование на тему «Глаз».
Воспитатель провела с детьми опыт «Как реагирует зрачок на различное освещение, брызги водой, струю воздуха?» и экспериментирование на темы «Как видят люди без очков?», «Почему очкам нужен очечник?».
В работе был задействован коррекционный материал (оптические приборы, обводки, шаблоны, кальки и др., тренажеры для глаз В. Ф. Базарного.
В процессе проекта участники организовывали тематические выставки:
• книг, иллюстраций с изображением героев, носящих очки;
• сказочных героев и игрушек животных в очках;
• очков и очечников, оптических приборов (лупы, линзы, микроскоп, бинокль);
• фотографий детей группы в очках,родителей, бабушек, дедушек;
• поделок из теста, пластилина, конструктора, бумаги на тему «Очки своими руками».
Содержание деятельности в рамках проекта
«Почему я ношу очки»
Предварительная работа :Анкетирование среди детей, вопросы:
• Почему человек носит очки?
• Что ты чувствуешь, когда видишь человека в очках?
• Чем ты можешь помочь человеку в очках?
Раздел 1. «Как человек познает мир»
Оборудование: деревянные предметы разных форм и размеров.
Воспитатель рассказывает детям, что нос, руки (кожа, уши, язык, глаза – это органы, с помощью которых человек познает окружающий мир, чувствует его. Затем показывает им небольшие деревянные предметы.
Задание
Расскажите об этих предметах. Что можно узнать, если воспринимать их только:
• носом (предмет пахнет деревом или краской);
• руками (можно определить форму, гладкий предмет или шершавый, большой или маленький, тяжелый или легкий, холодный или теплый);
• ушами (на слух) (дети ударяют предметом о стол, пол, прокатывают его, отмечая, как он звучит в различных вариантах);
• языком (деревянные предметы безвкусные,
• глазами (можно определить цвет, величину, форму и другие качества предмета).
Вопрос для обсуждения: Какой из органов чувств «рассказал» о предмете больше?
Вывод: большую часть информации о мире человек получает с помощью глаз (зрения).
Раздел 2. «Строение глаз»
Оборудование: зеркало, пластилин и шар для изготовления макета глаза; тонкая прозрачная блестящая пленка; схематические изображения запрещающих знаков.
Информация для беседы с детьми:
Глаз – сложный по строению орган. На лице человека видна только его часть. Глаз похож на шар и называется глазным яблоком. Глазное яблоко находится в специальных углублениях – глазницах.
Черный круг – зрачок. Это отверстие, через которое свет и изображение предметов попадают внутрь глаза. Вокруг глаза находится радужная оболочка.
Слово «радужка» происходит от слова «радуга» и обозначает многоцветие. Глаза людей имеют разный цвет: коричневый, голубой, зеленый, серый. Вокруг радужной оболочки находится белковая оболочка – светлая. Давайте сделаем макет той части глаза, которую мы видим.
Задание 1
Внимательно рассмотрите свои глаза и назовите, из каких частей они состоят.
Задание 2
Изготовьте макет видимой части глаза: сделайте из пластилина черный круг – зрачок. Вокруг зрачка закрепите круг большего диаметра – радужную оболочку.
Информация для беседы с детьми:
Что находится в той части глаза, которую мы не видим, внутри глазницы?
Свет, изображение через зрачок проходят на хрусталик. Хрусталик находится в стекловидном теле, на задней части которого располагается сетчатка. Именно на ней образуется картинка предмета.
Задание 3
Вслушайтесь в слова «хрусталик», «стекловидное тело». О чем говорят эти названия?
Вывод: глаз – это очень нежный и ранимый орган, который необходимо беречь.
Информация для беседы с детьми:
Природа позаботилась о защите глаз. Глаз находится в глазнице, поэтому защищен костями лица. У наружной, видимой части глаза есть и другие «защитники». Это роговица – прозрачная, блестящая оболочка, верхнее и нижнее веко, ресницы, брови.
Когда дует сильный ветер, пыль или снег летят в глаза, слепит яркий свет, веко прикрывает глаз, защищает его. А если пылинка попадет на глаз, веко «слизнет» соринку, т. к. внутри оно всегда влажное. Ресницы защищают глаза от пыли, мелких соринок. Брови останавливают пот со лба.
Но человек должен сам беречь свои глаза: не трогать их грязными руками, пользоваться платочком; осторожно обращаться с острыми предметами; не смотреть на яркий свет (солнце) и т. д.
Задание 4
Сделайте на макете роговицу: закройте глаз тонкой прозрачной блестящей пленкой.
Вопрос для обсуждения: Что делают глаза, когда мы спим?
Задание 5
Закрепите на макете верхнее и нижнее веко.
Вопросы для закрепления:
• Как веки защищают глаз?
• Как ресницы защищают глаз?
Задание 6
Внимательно рассмотрите схематические изображения.
Вопрос для обсуждения: Что может нанести вред глазам?
Раздел 3. «Как работают глаза»
Информация для беседы с детьми:
Зрачок может сужаться и расширяться, становиться большим и маленьким в зависимости от того, светло или темно вокруг. Специальные мышцы помогают зрачку менять величину. Врач окулист, чтобы определить, здоровы ли глаза, закапывает в них специальное лекарство, которое расширяет зрачок.
Вопрос для обсуждения: Вспомните, что вы испытывали, когда смотрели на свет глазами с расширенными зрачками?
Вопросы для закрепления:
• Зрачок становится маленьким (сужается, когда светло или темно?
• Когда зрачок становится большим?
Информация для беседы с детьми:
Хрусталик похож на линзу и может менять свою кривизну, быть выпуклым, плоским или вогнутым, чтобы мы могли лучше рассматривать предметы.
Вопрос для обсуждения: Что помогает хрусталику менять кривизну?
Информация для беседы с детьми:
Картинка предмета образуется на сетчатке глаза. Если зрение хорошее, она формируется на сетчатке. Если картинка формируется перед сетчаткой, то это нарушение называют близорукостью, если за сетчаткой – дальнозоркость.
Вопрос для закрепления: У каких отделов глаза есть мышцы?
Информация для беседы с детьми:
У каждого глазного яблока есть шесть основных мышц, которые управляют движением глаза. Давайте дадим отдохнуть мышцам, которые удерживают глаз прямо. Пусть поработают те мышцы, которые двигают глаз влево и вправо, вверх и вниз. Нельзя заставлять долго работать только одни мышцы, они устают.
Задание 1. Зрительная гимнастика
Выполните упражнения зрительной гимнастики.
Информация для беседы с детьми:
У человека два глаза. Есть мышцы, которые отвечают за то, чтобы глаза «работали» дружно, одинаково. Но иногда бывает, что мышцы одного глаза отстают, становятся слабыми, глаз не может смотреть прямо на предмет. Это нарушение называется косоглазием.
Вопросы для обсуждения:
• Если мышцы слабые, что нужно делать, чтобы сделать их сильными?
• Как помочь человеку, имеющему косоглазие?
Информация для беседы с детьми:
Для лечения косоглазия окулист назначает окклюзию – ребенку заклеивают на некоторое время один глаз. Для этого используется окклюдер – специальный глазной детский пластырь. Он сделан из мягкого материала со специальной ватной подушечкой.
Надо быть очень внимательным к тем, кто носит окклюдер. Если вам кажется, что мальчик или девочка с пластырем неловкие, специально толкают, задевают вас, чтобы обидеть, это совсем не так. Просто они вас не видят.
Вопросы для обсуждения:
• Подумайте, какой глаз надо заклеить: здоровый или тот, у которого мышцы слабые?
• Как видит человек с окклюдером? Испытывает ли он сложности?
• Как нужно к нему относиться?
Задание 2
Прикройте один глаз рукой и нарисуйте несколько фигур. Скажите, что вы чувствовали, когда рисовали.
Подвижная игра «Найди свой домик» на ориентировку в пространстве
Каждый воспитанник выбирает себе домик – обруч. По сигналу воспитателя дети выходят из своих домиков и тихо бегают в разных направлениях. На сигнал «Найди свой домик» они возвращаются на свои места. Затем игра повторяется.
Правила игры:
• закрыть один глаз (здоровый) во время движения;
• бегать в разных направлениях, не сталкиваясь друг с другом;
• не бегать рядом со своим домиком;
• не подбегать к домику до сигнала воспитателя.
Раздел 4. «Как появились очки»
Оборудование: емкость с водой, трубочка для сока; иллюстративный и наглядный материал «Путешествие в прошлое очков».
Вопросы для обсуждения:
• Что такое очки?
• Как и когда они появились?
Информация для беседы с детьми:
Очки как оптический прибор появились в XIII в. в Италии. Однажды стекловар – человек, который изготавливал стеклянную посуду, нечаянно пролил несколько капель горячей жидкой стеклянной массы на гладкий стол. Когда масса остыла, одна сторона была плоская, а другая – выпуклая. Стекловар посмотрел через стеклянную каплю – линзу и увидел, что она увеличивает предметы. Стекла в форме линзы были первыми очками.
Задание 1
Наберите в трубочку воды, капните на стол и рассмотрите каплю. Определите, что напоминает капля по форме.
Задание 2
Рассмотрите иллюстрации с изображением разных очков. Определите, чем они отличаются.
Информация для беседы с детьми:
Очки не сразу стали такими, как сейчас. Вначале они были для одного глаза – назывались моноклями. Затем для двух глаз, без дужек – назывались пенсне. И монокли, и пенсне были неудобными. Оправа держалась плохо, пережимала переносицу. Позже появились очки с веревочками, которые завязывались на затылке. Потом веревочки заменили жесткие дужки и носоупоры.
Первые защитные очки появились в Китае. Очки из дымчатого кварца носили судьи, чтобы скрывать свое отношение к приговору во время его оглашения. Первую промышленную партию (около 200 000) солнцезащитных очков заказал Наполеон для экспедиции в Египет (1798–1801). Он обязал каждого солдата носить их. Однако не все выполняли его распоряжение. В результате у нарушителей были выявлены болезни глаз, вызванные ярким светом.
В XIX в. американский политический деятель Бенджамин Франклин изобрел бифокальные линзы. Верхняя часть этих линз была предназначена, чтобы смотреть вдаль, а нижняя – для работы вблизи.
Видов очков много. Есть очки, защищающие людей различных профессий от яркого света, огня, пыли, вредных веществ. Есть очки для строителей, врачей, военных, для занятий спортом. Очки используются для тренировки глаз, просмотра фильмов в формате 3D, работы за компьютером, снятия усталости.
Вопросы для закрепления:
• Как называются очки для одного глаза?
• Как называются очки без дужек?
• Где появились первые защитные очки?
• Люди каких профессий используют специальные очки?
• Для чего, кроме коррекции зрения, мы используем очки?
Раздел 5. «Как делают очки»
Информация для беседы с детьми:
Если врач окулист обнаруживает у человека нарушения в работе глаз, он назначает очки. Очки позволяют видеть так, как будто у человека нормальное зрение. Очки – сложный оптический прибор, в нем важно все: оправа, линзы.
Бывает так, что игрушка, которая нравится одному ребенку, есть и у других детей. Так бывает и с одеждой, и с книгой. Но очки могут принадлежать только одному человеку. Глаза, зрение неповторимы.
Чтобы сделать очки, понадобится труд многих людей. Прежде всего врача окулиста. Перед тем как выписать очки, он долго обследует глаза, подбирает линзы, выписывает рецепт.
Затем в магазине «Оптика» человек выбирает оправу для очков. Далее к работе приступают оптики-механики. Они подбирают необходимые стекла, долго и тщательно шлифуют, полируют, придают форму. Другие мастера вставляют линзы в оправу, закрепляют их. В магазине человек получает готовые очки. Как много людей трудится над очками, поэтому нужно беречь их.
Вопросы для закрепления:
• Кто определяет, нужны человеку очки или нет?
• Что нужно, чтобы заказать очки?
• Где можно купить оправу для очков?
• Кто подбирает стекла для очков, закрепляет их в оправу?
Информация для беседы с детьми:
Не стоит стесняться носить очки. Если человек щурится, присматривается – получает неполное изображение, нередко ошибочное. Тем более все равно будет заметно, что у человека нарушено зрение. Но самое главное, глаза напрягаются без очков, начинает болеть голова, зрение становится еще хуже.
Когда вы станете взрослыми, сможете носить вместо очков линзы.