Папки-передвижки

Проектная работа «Пластинка вопросов» в подготовительной группе (1 фото)

Елена Воронцова
Проектная работа «Пластинка вопросов» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

«Пластинка вопросов»

Участники проекта :

Дети подготовительной группы №3

Руководитель проекта :

Воронцова Елена Анатольевна

Публикация «Проектная работа „Пластинка вопросов“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Музыкальный руководитель

г. Югорск 2021 г.

Введение

Учитывая включение педагогического коллектива в инновационную деятельность по формированию ключевых компетентностей средствами ОТСМ-ТРИЗ технологии, пересмотрены методы и приёмы музыкального развития детей 4-7 лет.

Основной идеей педагогического опыта является использование этих методов в развитии музыкальных способностей детей, так как они способствуют развитию слухового восприятия, творческого воображения, логического мышления, обогащению музыкального словаря детей.

Теоретической основой опыта являются педагогические труды известных педагогов и психологов Теплова Б. М., Р. С. Немова, С. Л. Рубинштейна, положения о музыкальном развитии дошкольников; В. Т. Кудрявцев и В. Синельников, Дж. Смитта, Б. Н. Никитина; технология ОТСМ-ТРИЗ Г. С. Альтшуллера, Кононова Н. Г.

Новизна опыта заключается в дополнении традиционной системы работы по музыкальному развитию детей 4-7 лет подбором методов ОТСМ-ТРИЗ игровых заданий и упражнений интегрированного характера НОД.

На музыкальных занятиях у детей развивается способность воспринимать музыкальные образы, совершенствуется умение детей слушать, различать, анализировать прослушанные музыкальные произведения с помощью музыкальной терминологии, карточек – признаков и значения признаков музыкального содержания.

Цель: Формирование умения задавать вопросы музыкального содержания.

Задачи:

Образовательные: формировать музыкально – слуховые представления детей; знакомить с основами музыкального языка и музыкальными терминами;

Развивающие: развивать слуховую и речевую активность, художественное воображение, музыкальную память, чувство ритма, координацию движений, вокальные навыки, ассоциативное мышление с помощью ТРИЗ технологий;

Воспитательные: создать эмоционально-положительный климат в группах детей.

Тип проекта :

1. По количеству участников - групповой;

2. По направленности: информационный

3. По контингенту: 6 - 7 лет;

4. По продолжительности: краткосрочный.

План реализации проекта :

Выделение и постановка проблемы.

Сбор материала.

Анализ полученных данных.

Получение продукта проекта

Представление проекта.

Основная часть

Анализ хода работы :

Выделение и постановка проблемы.

На музыкальных занятиях воспитанники старшего дошкольного возраста осваивают различные виды музыкальной деятельности, такие как: певческое творчество, слушание музыки, танцевальное творчество, музыкально – подвижные игры, игра на музыкальных инструментах.

Через «Слушание музыки» педагог активизирует интерес детей к музыке, развивает образное мышление. Но как научить ребенка правильно говорить о музыке?

Для этого была использована адаптированная модель «Объект – имя признака – значение имени признака», и разработаны схематические изображения карточек – моделей с именами признаков музыкального содержания.

Копилка проекта :

Дети, опираясь на свой жизненный опыт, учатся воспринимать звуки на слух, вслушиваться и различать их. Знакомятся с основами музыкального языка и слушают музыку. Узнают, что существует словарь музыкальных терминов и карточки – модели, с помощью которых можно осуществить анализ музыкального произведения.

Музыкальные признаки и значения признаков, используемые для умения анализировать музыкальные произведения:

1.«Звук» - колебание звучащего тела, имеющие основные свойства:

- признак «Высота» - высокие и низкие звуки;

- признак «Длительность» - длинные и короткие звуки;

- признак «Громкость» - громкие и тихие звуки;

- признак «Тембр» - окраска звука.

2. Признак «Лад» - соотношение неустойчивых и устойчивых звуков

Мажор – веселый и минор – грустный

3.«Жанр» - виды музыкальных произведений

«Три кита» - песня, танец, марш.

4. «Форма» - строение музыкального произведения

Куплетная, одночастная, двухчастная, трехчастная.

5. «Динамика» - сила звучания музыки

Громко, тихо.

6. «Темп» - скорость движения музыки

Быстрый, умеренный, медленный.

7. «Регистр» - определяет звуковой диапазон: высокий, средний и низкий.

8. «Длительность» - протяжность звука.

9.«Ритм» - последовательное чередование звуков различной высоты и длительности.

Картотека проекта

При ознакомлении дошкольников с именами признаков музыкального содержания используется знакомая музыка, и ведущей деятельностью является игра.

Сначала дети учатся рассказывать о музыкальном произведении с помощью игры «Расскажи о музыке».

1. Вид музыкальной деятельности: музыка для пения, музыка для танца, музыка для слушания.

2. Жанр музыкальной деятельности:

песня (народная, авторская, колыбельная, эстрадная, хоровая, детская, опера);

Танец (хоровод, народный, эстрадный, спортивный, бальный, на льду, образный, балет);

Марш (детский, военный, спортивный, торжественный, карнавальный, траурный)

3. Авторство:

Фамилия, имя, отчество композитора,

Народная

4. Характер музыкального произведения:

Музыка: веселая, грустная, нежная, добрая, торжественная, грубая, страшная, взволнованная и т. д.

5. Темп музыкального произведения:

Быстрый, умеренный, медленный

6. Форма музыкального произведения:

Вступление, куплет (запев, припев, отыгрыш, заключение

Части (1, 2, 3 – частная форма)

7. Содержание музыкального произведения:

О чем, о ком повествуется

8. Функция музыкального произведения:

Для чего нужен вид музыкальной деятельности (песня, танец, слушание)

9. Ресурсы музыкального произведения:

Где мы эту музыку можем использовать?

10. Количество исполнителей:

Солист, дуэт, ансамбль, хор, оркестр

11. Возраст и пол исполнителя:

Женщина, мужчина, девочка, мальчик

12. Место воспроизведения музыкального произведения:

Мультфильмы, кинофильмы, сцена (балетная, оперная, праздник в детском саду).

Сначала дети учатся проводить анализ знакомого музыкального произведения, используя знакомые карточки – модели с именами признаков музыкального содержания.

Вся музыка для слушания делится на три категории (три вида) : музыка для пения, музыка для танца, музыка для слушания.

Дети проанализировали эти виды с помощью музыкальных признаков (жанр, лад, форма, темп, динамика) и составили морфотаблицу (Приложение 1, фото 1).

По вертикали: музыка для пения, музыка для танца, музыка для слушания.

По горизонтали: жанр (песня+, танец+, марш+, лад (веселый+, грустный+, форма (куплетная+, 1-,2-,3-х частная+, темп (быстрый+, умеренный+, медленный+, динамика (громко+, тихо+).

Ко всем категориям музыки применяются музыкальные признаки и значения этих признаков из указанного ряда.

Создание модели проекта

Дети разложили картинки используемых признаков, создали модель «Пластинка вопросов» - алгоритм описания музыкального произведения (Приложение 1, фото 2). Где на циферблате по направлению стрелок часов располагаются картинки признаков музыкального содержания для анализа музыкального произведения.

Создание продукта проекта

Научившись, с помощью алгоритма описания музыкального произведения и музыкальных признаков, анализировать прослушанные музыкальные произведения, дети решили провести игру «Музыкальный ринг». Для этого использовали признаки музыкального содержания, модель «Пластинку вопросов» и вопросы из ТРИЗ «Ромашка вопросов» (Приложение 1, фото 3).

При помощи этого пособия дети научились в игровой форме самостоятельно формулировать вопросы музыкального содержания, что позволили повысить качество усвоения детьми умения ориентироваться в музыкальных терминах, производить подробный анализ музыкальных произведений.

Вопросник :

1. Субъективный «Я» : «Что я думаю об этом?», «Что я знаю об этом?»

2. Уточняющий: «Верно ли, что?», «Правда ли, что?»

3. Почемучки: «Почему?»

4. Оценочный: «Что хорошего в том, что?»

5. Описательный: «Что? Где? Когда?» (Где? – ключевое слово)

6. Восполняющий: «Какой? Какие? Какое?»

7. Воображающий: «Что было бы, если?»

8. Субъективный – «Я» : «Что я думаю об этом?», «Что я знаю об этом?»

Использование этой модели позволит повысить интерес к музыкальной деятельности, будет способствовать развитию творческих умений и музыкальных навыков.

2 команды соревнующихся детей задают друг другу вопросы музыкального содержания (Приложение 2, сценарий мероприятия «Музыкальный ринг»).

Вывод проекта :

Ребята подготовительной группы №3 очень заинтересовались темой проекта, активно готовились и поучаствовали в игре «Музыкальный ринг».

В результате проекта дети научились использовать музыкальные признаки для составления вопросов музыкального содержания.

Проектная работа позволила повысить интерес к музыкальной деятельности, способствовала развитию творческих умений. В процессе исследования были усвоены разные способы получения информации, реализована возможность проявить умения в групповой деятельности.

В дальнейшем планируется использовать на занятиях музыкальные признаки для составления вопросов музыкального содержания.

Список используемой литературы:

1. Альтшуллер Г. С. Теория и практика решения изобретательских задач. Учебно-методическое пособие. – М. : ЦНИИ Информации по атомной промышленности. 1980.

2. Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. — Мн. : Беларусь, 1994.

3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте - М. : Просвещение, 1991.

4. Лелюх С. В., Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск, 2003

5. Сидорчук Т. А. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск, 2007

6. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – ООО «Издательство «Детсво-Пресс», 2010.

7. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учебник для учащихся пед. уч-щ по спец. «Дошкольное воспитание»/ Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова. – М. : Просвещение, 1982.

8. Севастьянова Т. В. Технологии развития музыкальных способностей дошкольников. Волгарик, 2015.

Проектная работа «Пластинка вопросов» в подготовительной группе
Публикации по теме:

Виниловая пластинка-основа для дидактических пособийВиниловая пластинка-основа для дидактических пособий Виниловые пластинки есть у многих людей. У одних они хранятся на чердаках, в сараях, гаражах. У других лежат и пылятся на полках в кладовках.

Творческая проектная работа «Животный мир оригами и аппликации» в старшей группеТворческая проектная работа «Животный мир оригами и аппликации» в старшей группе Творческая проектная работа «Животный мир оригами и аппликации» в старшей группе Подготовила: воспитатель Пологутина И. Н. МДОУ «Детский.

Проектная работа учащейся 7 класса «Полимерная глина своими руками» «Полимерная глина своими руками» Авторы: Ещиганова Виктория 7 класс Руководитель: Макеева Наталья Ивановна Россия, Ханты-Мансийский.

Проектная деятельность «Кубанские блюда» в подготовительной группеПроектная деятельность «Кубанские блюда» в подготовительной группе Проект «Кубанские блюда». Автор: Воспитатель подготовительной группы Семенова А. А. Вид проекта: информационно - познавательный, творческий.

Проектная деятельность в подготовительной к школе группе Тема: «Волшебница бумага»Проектная деятельность в подготовительной к школе группе Тема: «Волшебница бумага» Продолжительность: кратковременный: 6 недель – с 27.03.17. г. по 05.05.17г. : Тип проекта: познавательно-творческий. Участники проекта:.

Проектная работа учащегося 6 класса «Сколько стоит здоровье» проектная работа"сколько стоит здоровье" РУКОВОДИТЕЛЬ: МАЛИКОВА З. М., Участники: Ученик 6 класса Введение. Во время отдыха в Турции мы.

Проектная работа «Памяти моих прадедов посвящается…» Оглавление: 1. Вводная часть 1.1 Актуальность 1.2 Гипотеза 1.3 Цель и задачи 2. Основная часть 2.1 Объекты исследования 3. Заключение 3.1.

Проектная работа в подготовительной группе «Наша клумба бархатцев»Проектная работа в подготовительной группе «Наша клумба бархатцев» Уважаемые коллеги! Предлагаю на ваше внимание часть работы по проектной деятельности с нашими детьми, которую мы реализуем с марта месяца.

Проектная работа в старшей группе «Масленица»Проектная работа в старшей группе «Масленица» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Алёнушка» муниципального образования «Курильский городской округ».

Проектная работа в старшей группе «Зимнее окно»Проектная работа в старшей группе «Зимнее окно» Проект в старшей группе «Зимнее окно» Автор проекта: Гулиева Арзу Нариман кызы, воспитатель МБДОУ дс№14 «Ручеёк» г. о. Балашиха, Московская.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная работа «Пластинка вопросов» в подготовительной группе
Опубликовано: 26 ноября 2021 в 19:44
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектная работа «Пластинка вопросов» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Елена Воронцова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД