Елена Воронцова
Проектная работа «Пластинка вопросов» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»
«Пластинка вопросов»
Участники проекта :
Дети подготовительной группы №3
Руководитель проекта :
Воронцова Елена Анатольевна
Публикация «Проектная работа „Пластинка вопросов“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2021
Музыкальный руководитель
г. Югорск 2021 г.
Введение
Учитывая включение педагогического коллектива в инновационную деятельность по формированию ключевых компетентностей средствами ОТСМ-ТРИЗ технологии, пересмотрены методы и приёмы музыкального развития детей 4-7 лет.
Основной идеей педагогического опыта является использование этих методов в развитии музыкальных способностей детей, так как они способствуют развитию слухового восприятия, творческого воображения, логического мышления, обогащению музыкального словаря детей.
Теоретической основой опыта являются педагогические труды известных педагогов и психологов Теплова Б. М., Р. С. Немова, С. Л. Рубинштейна, положения о музыкальном развитии дошкольников; В. Т. Кудрявцев и В. Синельников, Дж. Смитта, Б. Н. Никитина; технология ОТСМ-ТРИЗ Г. С. Альтшуллера, Кононова Н. Г.
Новизна опыта заключается в дополнении традиционной системы работы по музыкальному развитию детей 4-7 лет подбором методов ОТСМ-ТРИЗ игровых заданий и упражнений интегрированного характера НОД.
На музыкальных занятиях у детей развивается способность воспринимать музыкальные образы, совершенствуется умение детей слушать, различать, анализировать прослушанные музыкальные произведения с помощью музыкальной терминологии, карточек – признаков и значения признаков музыкального содержания.
Цель: Формирование умения задавать вопросы музыкального содержания.
Задачи:
Образовательные: формировать музыкально – слуховые представления детей; знакомить с основами музыкального языка и музыкальными терминами;
Развивающие: развивать слуховую и речевую активность, художественное воображение, музыкальную память, чувство ритма, координацию движений, вокальные навыки, ассоциативное мышление с помощью ТРИЗ технологий;
Воспитательные: создать эмоционально-положительный климат в группах детей.
Тип проекта :
1. По количеству участников - групповой;
2. По направленности: информационный
3. По контингенту: 6 - 7 лет;
4. По продолжительности: краткосрочный.
План реализации проекта :
Выделение и постановка проблемы.
Сбор материала.
Анализ полученных данных.
Получение продукта проекта
Представление проекта.
Основная часть
Анализ хода работы :
Выделение и постановка проблемы.
На музыкальных занятиях воспитанники старшего дошкольного возраста осваивают различные виды музыкальной деятельности, такие как: певческое творчество, слушание музыки, танцевальное творчество, музыкально – подвижные игры, игра на музыкальных инструментах.
Через «Слушание музыки» педагог активизирует интерес детей к музыке, развивает образное мышление. Но как научить ребенка правильно говорить о музыке?
Для этого была использована адаптированная модель «Объект – имя признака – значение имени признака», и разработаны схематические изображения карточек – моделей с именами признаков музыкального содержания.
Копилка проекта :
Дети, опираясь на свой жизненный опыт, учатся воспринимать звуки на слух, вслушиваться и различать их. Знакомятся с основами музыкального языка и слушают музыку. Узнают, что существует словарь музыкальных терминов и карточки – модели, с помощью которых можно осуществить анализ музыкального произведения.
Музыкальные признаки и значения признаков, используемые для умения анализировать музыкальные произведения:
1.«Звук» - колебание звучащего тела, имеющие основные свойства:
- признак «Высота» - высокие и низкие звуки;
- признак «Длительность» - длинные и короткие звуки;
- признак «Громкость» - громкие и тихие звуки;
- признак «Тембр» - окраска звука.
2. Признак «Лад» - соотношение неустойчивых и устойчивых звуков
Мажор – веселый и минор – грустный
3.«Жанр» - виды музыкальных произведений
«Три кита» - песня, танец, марш.
4. «Форма» - строение музыкального произведения
Куплетная, одночастная, двухчастная, трехчастная.
5. «Динамика» - сила звучания музыки
Громко, тихо.
6. «Темп» - скорость движения музыки
Быстрый, умеренный, медленный.
7. «Регистр» - определяет звуковой диапазон: высокий, средний и низкий.
8. «Длительность» - протяжность звука.
9.«Ритм» - последовательное чередование звуков различной высоты и длительности.
Картотека проекта
При ознакомлении дошкольников с именами признаков музыкального содержания используется знакомая музыка, и ведущей деятельностью является игра.
Сначала дети учатся рассказывать о музыкальном произведении с помощью игры «Расскажи о музыке».
1. Вид музыкальной деятельности: музыка для пения, музыка для танца, музыка для слушания.
2. Жанр музыкальной деятельности:
песня (народная, авторская, колыбельная, эстрадная, хоровая, детская, опера);
Танец (хоровод, народный, эстрадный, спортивный, бальный, на льду, образный, балет);
Марш (детский, военный, спортивный, торжественный, карнавальный, траурный)
3. Авторство:
Фамилия, имя, отчество композитора,
Народная
4. Характер музыкального произведения:
Музыка: веселая, грустная, нежная, добрая, торжественная, грубая, страшная, взволнованная и т. д.
5. Темп музыкального произведения:
Быстрый, умеренный, медленный
6. Форма музыкального произведения:
Вступление, куплет (запев, припев, отыгрыш, заключение
Части (1, 2, 3 – частная форма)
7. Содержание музыкального произведения:
О чем, о ком повествуется
8. Функция музыкального произведения:
Для чего нужен вид музыкальной деятельности (песня, танец, слушание)
9. Ресурсы музыкального произведения:
Где мы эту музыку можем использовать?
10. Количество исполнителей:
Солист, дуэт, ансамбль, хор, оркестр
11. Возраст и пол исполнителя:
Женщина, мужчина, девочка, мальчик
12. Место воспроизведения музыкального произведения:
Мультфильмы, кинофильмы, сцена (балетная, оперная, праздник в детском саду).
Сначала дети учатся проводить анализ знакомого музыкального произведения, используя знакомые карточки – модели с именами признаков музыкального содержания.
Вся музыка для слушания делится на три категории (три вида) : музыка для пения, музыка для танца, музыка для слушания.
Дети проанализировали эти виды с помощью музыкальных признаков (жанр, лад, форма, темп, динамика) и составили морфотаблицу (Приложение 1, фото 1).
По вертикали: музыка для пения, музыка для танца, музыка для слушания.
По горизонтали: жанр (песня+, танец+, марш+, лад (веселый+, грустный+, форма (куплетная+, 1-,2-,3-х частная+, темп (быстрый+, умеренный+, медленный+, динамика (громко+, тихо+).
Ко всем категориям музыки применяются музыкальные признаки и значения этих признаков из указанного ряда.
Создание модели проекта
Дети разложили картинки используемых признаков, создали модель «Пластинка вопросов» - алгоритм описания музыкального произведения (Приложение 1, фото 2). Где на циферблате по направлению стрелок часов располагаются картинки признаков музыкального содержания для анализа музыкального произведения.
Создание продукта проекта
Научившись, с помощью алгоритма описания музыкального произведения и музыкальных признаков, анализировать прослушанные музыкальные произведения, дети решили провести игру «Музыкальный ринг». Для этого использовали признаки музыкального содержания, модель «Пластинку вопросов» и вопросы из ТРИЗ «Ромашка вопросов» (Приложение 1, фото 3).
При помощи этого пособия дети научились в игровой форме самостоятельно формулировать вопросы музыкального содержания, что позволили повысить качество усвоения детьми умения ориентироваться в музыкальных терминах, производить подробный анализ музыкальных произведений.
Вопросник :
1. Субъективный «Я» : «Что я думаю об этом?», «Что я знаю об этом?»
2. Уточняющий: «Верно ли, что?», «Правда ли, что?»
3. Почемучки: «Почему?»
4. Оценочный: «Что хорошего в том, что?»
5. Описательный: «Что? Где? Когда?» (Где? – ключевое слово)
6. Восполняющий: «Какой? Какие? Какое?»
7. Воображающий: «Что было бы, если?»
8. Субъективный – «Я» : «Что я думаю об этом?», «Что я знаю об этом?»
Использование этой модели позволит повысить интерес к музыкальной деятельности, будет способствовать развитию творческих умений и музыкальных навыков.
2 команды соревнующихся детей задают друг другу вопросы музыкального содержания (Приложение 2, сценарий мероприятия «Музыкальный ринг»).
Вывод проекта :
Ребята подготовительной группы №3 очень заинтересовались темой проекта, активно готовились и поучаствовали в игре «Музыкальный ринг».
В результате проекта дети научились использовать музыкальные признаки для составления вопросов музыкального содержания.
Проектная работа позволила повысить интерес к музыкальной деятельности, способствовала развитию творческих умений. В процессе исследования были усвоены разные способы получения информации, реализована возможность проявить умения в групповой деятельности.
В дальнейшем планируется использовать на занятиях музыкальные признаки для составления вопросов музыкального содержания.
Список используемой литературы:
1. Альтшуллер Г. С. Теория и практика решения изобретательских задач. Учебно-методическое пособие. – М. : ЦНИИ Информации по атомной промышленности. 1980.
2. Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. — Мн. : Беларусь, 1994.
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте - М. : Просвещение, 1991.
4. Лелюх С. В., Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск, 2003
5. Сидорчук Т. А. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск, 2007
6. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – ООО «Издательство «Детсво-Пресс», 2010.
7. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учебник для учащихся пед. уч-щ по спец. «Дошкольное воспитание»/ Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова. – М. : Просвещение, 1982.
8. Севастьянова Т. В. Технологии развития музыкальных способностей дошкольников. Волгарик, 2015.