Наталья Евстифеева
«Письмена на песке». Конспект для занятий с детьми подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: снятие психоэмоционального напряжения у детей.
Задачи:
1. Создавать условия для проявления творческой активности, способствовать созданию положительного эмоционального настроя.
2. Развивать позитивную Я-концепцию, способность к самопринятию.
3. Развивать фантазию и образное мышление, зрительное воображение.
4. Развивать тактильно – кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук.
Методы и приемы:
Публикация «„Письмена на песке“, Конспект для занятий с детьми подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2022
1. Рисование светлым по тёмному. Сначала готовим фон: тонкий, равномерный слой песка, наносим путём равномерного рассеивания («солим») песка над поверхностью стола с высотой 20-30 см. Изображения получают, нанося на фон линии, точки и другие фигуры пальцами, боковой стороной ладони, внутренней частью ладони. Тонкий слой раздвигают, разгребают.
2. Способ тёмным по светлому (насыпание). На чистый «световой» лист насыпают песок любым образом: линиями тонкими, толстыми, фигурными ( например: чайки над морем).
3. Способ отпечатков. Отпечатки наносятся боковой поверхностью ладони, подушечками пальцев, ногтями.
Оборудование, материалы:
деревянный стол со стеклянной столешницей (размер световой поверхности – 40х60 см, подсвечиваемой изнутри;
сухой песок (кварцевый, речной, мелкодисперсный;
видеокамера, мультимедийный комплекс.
Количество участников: 6-8 человек.
Время занятия : 25-30 минут.
Место проведения: кабинет для рисования песком, предусматривающий возможность затемнения пространства в любое время дня (с целью повышения контрастности изображения на анимационном столе).
РАЗМИНКА.
Психолог приветствует детей в «песочном кабинете» и предлагает им поздороваться с песком, погладить его (какой песок — тёплый, сухой, согреть в кулаке, пропустить его между ладонями, послушать, как он с ними разговаривает, шепчет.
Психолог предлагает повеселить песочек: пощекотать его сначала одним пальчиком, потом всеми, двумя руками — песок смеётся, поскользить ладонями по песку, рисуя, как проехала машина, двумя пальцами — санки.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
1. Психолог просит детей положить ладони на стол, закрыть глаза и произнести заклинание:
В ладошки наши посмотри
В них теплоту, любовь найди
Песочный человек приди!
Дети зачерпывают горсть песка и «солят» её на стол, создавая фон.
2. Психолог говорит о том, что дети уже знакомы со звуками и буквами, умеют создавать слоги и читать простые слова, что у них чувствительные руки и гибкие пальцы, они уже много построили из песка, и что теперь самое время научиться самим создавать буквы – лепить их и писать.
Психолог предлагает детям на столе разными способами нарисовать, слепить, выложить первую букву своего имени.
Дети произносят по-очереди свои имена, говорят о том, как звучат их имена ласково, психолог хвалит детей, подбадривает их.
Затем психолог интересуется у детей, какая буква обозначает первый звук их имени и предлагает поиграть с этими буквами:
- нарисовать их кулачком (психолог обращает внимание детей на то, что буква получилась крупная, широкая, красивая и просит полюбоваться на неё);
- набрать горсть песка и написать букву с помощью песочной дорожки, двигаясь медленно, плавно, нежно, стараясь, чтобы буквы получались ровными и красивыми;
- снова «посолить» столик, создавая фон, следить за тем, чтобы фон получался ровным и гладким. Взять трубочки и попробовать подуть в них, имитируя добрый, ласковый ветер. Этим ветром подуть на песок и написать нашу букву воздушным потоком.
3. Точка, точка, запятая-
Вышла рожица кривая,
Ручки, ножки, огуречик-
Получился… (человечек!
Психолог предлагает детям нарисовать автопортрет, используя для создания этого рисунка любые известные им техники: рисовать кулачком, тыльной стороной ладони, мизинцем, насыпать прямые, волнистые и замкнутые линии, делать пятна из точек, использовать вспомогательные материалы, при желании – украсить свои рисунки.
Психолог предлагает детям, когда они закончат свои картины, сходить в гости к друзьям и познакомиться с их творчеством, похвалить рисунки друзей, оценить свои работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В ладошки наши посмотри –
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти помог!
Психолог просит своих «милых творцов» протянуть руки над песочницей и сделать движение, как будто они скатывают шарик, затем приложить его к сердцу и повторить за ним заклинание: «Мы берём с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!
Простые графические упражнения (предварительная работа)
1. Насыпать и рисовать прямые линии: дорожки, провода, столбы, заборчики, дождик.
2. Насыпать и рисовать волнистые, а потом и замкнутые линии: волны, дым, фонтанчик, бусы.
3. Насыпать и рисовать контуры предметов геометрической формы.
4. Насыпать и рисовать несложные сюжеты: крутые повороты, молния, радуга, высокие горы.
5. Насыпать и рисовать элементы спирали. Причём скованным, замкнутым детям советуем спираль раскручивать из одной точки — разворачивать. А гиперактивным, наоборот, скручивать — это их успокаивает и уравновешивает.
6. Насыпать и рисовать точки. Маленькие, побольше и так далее (сливка, яблочко, луна, солнце, а две точки рядом — уже цыплёнок, овал и круг — цапля).
7. Насыпать и рисовать линии. Линии бывают разные и могут передавать настроение: лёгкие, весёлые, колючие, нежные, игривые, загадочные (кружить, не отрывая пальца от стола).
8. Насыпать и рисовать пятна. Пятна различаются по плотности, составу и объём. Из них создаётся образ. Пятно из точек превращается в кашу на тарелке, в овечку; несколько таких пятен — в образ дерева (добавить несколько линий). Пятно из штрихов (коротких линий) легко превратить в ёжика.
Упражнение для развития навыков рисования на песке.
- «Трудная дорога». Нужно провести по песку волнистую линию (трудность в том, что ребенок пальчик не ослабевает, а напрягает и держит крючком);
- «Опасный поворот». Нужно провести по песку пальцем, закручивая в спираль (изображают спиралевидный знак);
- «Молния». Надо пальцем по песку нарисовать кривую линию, то есть молнию;
- «Чудовище на острове». Сказочное чудовище спит на острове (поставить или закопать в песок игрушку). Надо обойти чудовище и не коснуться его – может проснуться;
- «Радуга». Четырьмя пальцами нарисовать на песке полукруг – радугу. А потом дорисовать солнце;
- «Грустное дерево». Нарисовать ствол, опустившиеся ветви, которые или засохли или потеряли свою листву.
- «Идут медвежата». Ребенок кулачками и ладонями с небольшой силой надавливает на песок;
- «Прыгают зайцы». Кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;
- «Ползут змеи». Ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой.