Елена Ильина
Консультация воспитателям «Пишем без ошибок»
▼ Скачать + Заказать документы
Пишем без ошибок
С каждым годом в школах растёт количество детей с дисграфией. Дисграфия - это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в частых, стойких, специфических, повторяющихся ошибках. Дети делают ошибки, которые нельзя отнести к грамматическим, многие родители и педагоги называют такие ошибки «глупыми». Ребёнок может развернуть букву в другую сторону, заменить в слове «дом» букву «о» на букву «а», пропустить букву, слог, слово и ещё много-много подобных ошибок.
Публикация «Консультация воспитателям „Пишем без ошибок“» размещена в разделах
В чём же может заключаться проблема?
В детском саду проводится регулярная работа по различным направлениям, но не всегда воспитатели могут увидеть и, главное, понять, почему у ребёнка трудности в усвоении учебного материала. Речь - это сложный процесс, который базируется на таких психических процессах, как внимание, мышление, память и, поэтому, целесообразно проводить эту работу в тесном взаимодействии воспитателя, логопеда и психолога. Каждый из педагогов ведёт работу по своему направлению, с учётом «слабых мест» в развитии ребёнка.
Нарушения письма могут возникать по самым разным причинам: у ребёнка нарушено зрительное восприятие; у ребёнка не сформирован звуковой анализ и синтез; не сформирован фонематический слух и т. д. Каждая из этих причин в отдельности и в совокупности не даёт ребёнку правильно овладеть процессом письма. Поэтому, работу по предупреждению дисграфии необходимо начинать как можно раньше, ещё с детского сада, пока дети не пошли в школу.
Процесс письма - это сложный процесс. Ребёнок слышит слово, вычленяет звуки, соотносит их с образом буквы и только потом записывает. Если на каком то из этапов произойдёт сбой, то появляются специфические ошибки. Поэтому так важно, вести работу по предупреждению дисграфии, начиная ещё с дошкольного возраста, чтобы в школе у ребёнка не появились проблемы.
Какую же работу мы можем проводить в детском саду?
Для предупреждения ошибок в фонематическом восприятии и в звуковом анализе детям даются задания на узнавание неречевых звуков; учим детей соотносить звук с буквой;упражняем в выделении заданного звука в слове; подбираем слова с заданными звуками; находим место заданного звука в слове;собираем слова из рассыпавшихся звуков; даём задания на определение количества слогов в слове; показываем соответствующую букву при произнесении звука.
Для предупреждения оптической дисграфии мы закрепляем зрительный образ буквы в заданиях: «Наложенные буквы», «Зашумленные буквы», «Выложи букву счётными палочками», «Выложи букву камешками Марблс», «Слепи букву из пластилина», «Определи с закрытыми глазами, какую букву я написала на твоей ладони», «Волшебный мешочек», «Дорисуй букву», «Зачеркни неправильную букву»; даём задания на ориентировку в пространстве, определение правой и левой частей, графические диктанты и т. д.
Чтобы избежать аграмматических и лексических ошибок с детьми проводятся разнообразные игры по словообразованию и словоизменению; выполняются упражнения на согласовании слов; подбираются слова, подходящие по смыслу; находим противоположные по смыслу слова; играем в игры «Скажи по-другому» для закрепления синонимов; играем в игры «Деформированное предложение», «Что сначала, что потом», «Большой - маленький»; «Назови детёнышей животных»; и, конечно же, ведём работу по обогащению словарного запаса.
Любую проблему легче предупредить, чем исправить уже нарушенное. И поэтому, работу по профилактике нарушений письма необходимо проводить в детском саду регулярно.
Ильина Е. А., учитель-логопед МБДОУ
д/с «Радуга»