Наталья Бояркина
«Первый шаг в науку — 2014». Консультация для воспитателей «Из чего же, из чего же сделаны эти краски?»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Введение. Постановка и актуальность выбранной темы:
Наш мир прекрасен и красочен, передать и сохранить истинную его красоту можно при помощи красок рисуя картины.
Я очень люблю рисовать акварелью, гуашью. Эти краски можно купить в любом магазине канцелярских товаров. И современные художники так и поступают. Но давным–давно, когда не было магазинов и краски не изготавливали на заводах, где же художники брали краски? Я решила узнать, а можно ли изготовить краски в домашних условиях?
Публикация «„Первый шаг в науку — 2014“, Консультация для воспитателей „Из чего же, из чего же сделаны эти краски?“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Цель: Узнать из каких веществ состоят краски, определить преимущества и недостатки “самодельных” красок.
Задачи:
1. Изучить из каких веществ состоят краски.
2. Провести эксперимент: изготовить краски самостоятельно в домашних условиях.
3. Нарисовать рисунок из полученных красок и гуаши.
4. Сравнить краски, сделанные в домашних условиях и купленных в магазине.
Объект исследования: краски
Предмет исследования: состав красок
поиск информации в сети Интернет,
экспериментирование,
сравнение и обобщение результатов
Гипотеза: я предполагаю, что краски можно изготовить самостоятельно в домашних условиях, но они будут отличаться от магазинных.
Ценность полученных результатов заключается в том, что их можно использовать в художественной деятельности детского сада. Заинтересовать детей в получении новых красок в домашних условиях, желании экспериментировать с природным материалом.
Считаю, что справилась с изучением данной проблемы, моя гипотеза полностью подтвердилась.
2. Основная часть. Кто придумал краски и откуда они взялись?
Древние художники за много десятков тысяч лет до нас рисовали на стенах пещер, на скалах. на собственной коже (Кстати обычай раскрашивать лицо, тело существует у многих племён в тропических странах и сейчас.)
Самой первой краской была глина. А глины, надо вам сказать, бывают разные — жёлтые, красные, зеленоватые, белые.
Древние художники с помощью рисунков ещё и колдовали. Охотники-художники считали, что надо обязательно нарисовать косматых бизонов, огромных мамонтов, пугливых оленей, быстрых лошадей — и тогда уж все эти звери непременно станут добычей охотников. «Куда им деться? — думали древние охотники-художники. — Если звери нарисованы, а рисунки пронзены копьями и стрелами?». А чтобы колдовство было надёжнее, чтобы рисунок не исчез, художники сперва брались за острые камни и высекали на камнях контуры рисунка, а потом в углубление втирали глину, смешанную с жиром.
Какими же красками рисовали древнейшие художники?
Ну, прежде всего они использовали охру — краску, часто встречающуюся в виде глины или рассыпающихся в пыль комочков. Охры бывают жёлтые, коричневые, красноватые. Чёрный цвет давала копоть, сажа. Находили наши далёкие предки и красную киноварь, и оранжевый сурик.
Вывод: Словом, у каждой из красок, которыми сегодня пользуются и взрослые и маленькие художники, есть своя длинная и удивительная история.
Теоретическая часть:
Для того чтобы узнать состав красок, мы стали искать информацию в сети Интернет. И …нашли!
Состав красок :
Краска–материал, служащий для придания цвета.
Краски состоят из пигмента и связующего вещества.
Пигмент – это сухой краситель.
Мир вокруг нас разноцветен.
Древние художники отыскивали материал для красок прямо под ногами. Из красной и жёлтой глины, тонко ее, растерев, можно получить красный и жёлтый краситель, или, как говорят художники, пигмент. Пигмент чёрный даёт уголь, белый – мел, зелёный даёт малахит и лазурит. Зелёный пигмент дают и окиси металлов.
Сухой краситель не может держаться на холсте, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную краску–массу. Художники брали то, что было под рукой: масло, мед, яйцо, клей, воск. Чем ближе друг к другу частички пигмента, тем гуще краска. Густоту краски можно определить, если взглянуть, как растекается капля меда, яйца, на долго сохнущую каплю масла, которая даже не соединяется с водой, а при высыхании оставляет жирный след.
Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями.
1. Клей входит в состав акварели и гуаши. Акварель легкая, полупрозрачная краска, которая требует разбавления водой. Само название говорит об этом.
2. Масло входит в состав масляных красок, они самые прочные и ложатся на бумагу жирными мазками. Хранятся они в тюбиках и разбавляются растворителем, керосином или скипидаром.
3. Одна из древних живописных техник – темпера. Это краски, замешанные на яйце, иногда их называют “яичные краски”. Более двух тысяч лет назад темперу получали, смешивая пигмент с яичным желтком, а восемьсот–пятьсот лет тому назад с яичным белком, к которому одновременно добавляли фиговый сок, мед или другие не известные нам вещества.
4. Была еще одна краска, очень стойкая, но рецепт ее приготовления утерян. Это энкаустика – краска, замешанная на воске. В настоящее время не удалось приготовить краску на основе воска.
ВЫВОД: Итак, я выяснила, что краски состоят из пигмента и связующего вещества. В настоящее время почти все краски делают в лабораториях и на заводах из химических элементов. Поэтому некоторые краски даже ядовиты.
Процесс приготовления красок.
Проанализировав литературу и статьи в Интернете, можно описать, как готовятся краски.
• Сначала ищут сырье. Это может быть уголь, мел, глина, лазурит, малахит.
• Сырье нужно очистить от посторонних примесей.
• Затем материалы необходимо измельчить до порошка.
Старинные художники растирали порошок в ступке пестиком. Полученный порошок и есть пигмент.
• Затем пигмент нужно смешать со связующим веществом. В качестве связующего вещества можно использовать: яйцо, масло, воду, воск, клей, мёд. Краску нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков.
• Получившуюся краску можно использовать для рисования.
ВЫВОД: Выяснив состав красок, узнав о процессе приготовления красок, я поняла, что смогу сделать некоторые краски сама.
Практическая часть. Описание экспериментов
Для проведения экспериментов с воспитателем мы раздобыли природные пигменты и связующие вещества. В моем распоряжении оказались глина, мел и уголь. Я составила план трех экспериментов (Приложение №1).
Все эксперименты прошли успешно, и я получила черную, коричневую и белую краски. Затем я нарисовала рисунок красками собственного приготовления и рисунок гуашью (Приложение №2). Рисуя, я смогла сравнить их и сделать вывод.
Результаты экспериментов
Теперь я знаю, из чего состоят краски. Приготовить некоторые краски можно в домашних условиях. Полученные краски отличались по консистенции и качествам (Приложение №3).
ВЫВОД: Полученные краски имеют преимущества и недостатки: экологически чистые, бесплатные, имеют естественные цвета, но трудоемкие, нет ярких цветов и их неудобно хранить.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
* История красок началась вместе с появлением человека.
* Краски для рисования состоят из пигмента и связующего вещества.
* Изначально в качестве пигмента использовали землю, глину, уголь, мел, малахит, лазурит.
* В качестве связующего вещества использовали яйца, масло, воду, воск.
* Сейчас краски изготавливают в лабораториях и на заводах из химических элементов.
* В ходе экспериментов мне удалось получить краски разных цветов, нарисовать рисунки и сравнить их.
4. Список используемой литературы:
1. «365 научных экспериментов». – М. : ЗАО «РОСМЭН -- пресс», 2010. – С. 149.
2. Энциклопедия «почемучки»
3. Шалаева Г. П. Новейший справочник дошкольника. Наука и жизнь. – 2000. – №6
4. Детская энциклопедия «Хочу все знать»