Ольга Алексеевна Мошкоркина
Мастер-класс «Первые шаги на пути формирования естественно-научной грамотности»
▼ Скачать
Мастер-класс
«Первые шаги на пути формирования
естественно-научной грамотности.»
Цель мастер-класса : познакомить участников мастер-класса с заданием по
формированию естественнонаучной грамотности у младших школьников.
Задачи:
• познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми
установками;
• раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с заданием;
Публикация «Мастер-класс „Первые шаги на пути формирования естественно-научной грамотности“» размещена в разделах
• показать практическую значимость задания по формированию естественнонаучной грамотности.
Ожидаемый результат: участники мастер-класса познакомятся с одним из видов задания по формированию естественнонаучной грамотности школьников и смогут использовать приобретенные знания в своей практике.
Методы и приёмы, используемые в ходе мастер-класса : диалоговое обучение (работа в парах).
Оборудование: листы для работы с текстом; статья из детской энциклопедии, письмо, словарная статья.
Продолжительность проведения: 40 минут.
Целевая аудитория: молодые специалисты начальной школы.
План проведения мастер- класса :
-сообщение по теме
- знакомство с заданием;
- работа в парах по заданию;
-дидактическая игра по теме
- обобщение.
- рефлексия (дискуссия по результатам проведенного мастер-класса).
Тема моего выступления: «Формирование основ естественно-научной грамотности младших школьников через интеграцию учебных предметов в соответствии требованиями ФГОС НОО». Что же такое естественно-научная грамотность? Естественно-научная грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями.
Учителю начальных классов необходимо грамотно сочетать в своей работе различные современные образовательные технологии, чтобы достичь результатов. А требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования являются: обеспечить всестороннее развитие личности ребенка через создание условий для самореализации каждого ребёнка, обучения младших школьников умению учиться, формирование универсальных учебных действий (УУД) посредством использования и применения современных педагогических технологий.
Для развития естественно-научной грамотности я использую такие технологии:
-традиционные технологии (классно-урочная система);
-технология развивающего обучения;
-технология проблемного обучения;
-технология интегрированного обучения;
-игровые технологии;
-информационно – коммуникационная технология;
-групповые технологии;
-проектная технология;
-здоровьесберегающие технологии.
Формы и методы :
-групповая форма работы
-игровая форма работы,
-творческие задания,
-тестовые задания,
-практическая работа,
-ролевые и деловые игры,
-исследовательская деятельность.
Использование мною перечисленных технологий позволяет интегрировать предметы естественно-научного цикла с другими науками, обеспечивать изучение предметов с применением ИКТ, изучать все учебные предметы, как в классе, так и на природе, использовать широкие возможности для исследовательской и проектной деятельности учащихся, гармонично сочетать учебную и внеурочную деятельность.
Особая роль в начальной школе отводится учебному предмету «Окружающий мир», являющимся интегрированным курсом и направленным на формирование социального опыта учащихся, взаимодействия в системе «человек, природа, общество».
Основные темы разделов:
–Где мы живём. Природа. Жизнь города и села. Здоровье и безопасность. Общение. Путешествие.
В календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий мир» включаю такие типы уроков:
- урок-путешествие, урок-игра, урок-конкурс, урок-экскурсия, которые позволяют ребенку развивать воображение, память, мышление, внимание, принимать самостоятельные решения разных проблемных ситуаций. Ребёнок на таких занятиях не только получает новые знания об окружающем его мире, но и сам предлагает варианты решения той проблемы, которая освещается на уроке, может побыть в роли учёного, эколога, исследователя. Общение с природой дает богатейшие возможности для развития естественно-научной грамотности у младших школьников.
Экскурсии дают большую познавательную ценность, поскольку дети видят все, что происходит вокруг. При этом у них пробуждается интерес, наблюдательность, воображение, стремление понять и объяснить суть явлений.
Во время сезонных экскурсий дети наблюдают за изменениями в природе, собирают природный материал, создают поделки, помогают зимующим птицам. Рассказывают о своих домашних питомцах и уходе за ними. В зимнее время устраивают огород на своих окнах и выращивают бобовые, луковичные культуры, ухаживают за комнатными растениями. Для закрепления правил поведения в природе создаю проблемные ситуации. Дети должны рассказать о том, как надо поступить, если обнаружишь птичье гнездо, выпавшего из гнезда птенца, когда встретишь цветущее растение или сломанную ветку дерева. Такие задания воспитывают ответственное отношение к природе, учат экологически грамотно относиться к ней.
В своей деятельности по формированию естественно–научной функциональной грамотности учащихся я использую проектную деятельность. Метод проекта, как технология формирует ключевые компетенции естественно–научной функциональной грамотности младших школьников. Основная цель проектной деятельности - сформировать представления о влиянии применения приемов критического мышления на развитие функциональной грамотности учащихся на уроках познания мира. Проект – объединяет единой целью не только основных участников образовательного процесса учителей и учеников, но и привлекает не менее заинтересованную сторону в качественном воспитании подрастающего поколения - родителей. Проект дает возможность максимально раскрыть творческий потенциал учащихся, проявить себя индивидуально и в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат
Не только уроки окружающего мира направлены на формирование естественнонаучной грамотности у детей, но и уроки русского языка, литературного чтения, математики, изобразительного искусства, технологии, музыки. Знакомя детей с видами бумаги на уроках технологии, необходимо сказать об экономном использовании природных ресурсов, бережном отношении к деревьям, о важности экологического движения волонтёров в сборе макулатуры. На уроках технологии из бросового материала дети конструируют различные поделки. Учащиеся класса участвуют в разных экологических акциях.
На уроках изобразительного искусства, музыки младшие школьники знакомятся с природой через музыкальные произведения и картины художников.
Вопросам охраны природы уделено большое внимание на уроках литературного чтения. В календарно-тематическое планирование включен цикл уроков патриотического и экологического воспитания. Например, разделы «Моя Родина», «Поэтическая тетрадь». Важное место в формировании эстетических мотивов охраны природы занимает литературный анализ лирических стихотворений русских поэтов. Дети учатся чувствовать "настроение природы", высказывать своё видение окружающего мира. Русские поэты описывают сезонные явления, красоту окружающей природы в стихотворениях.
На уроках русского языка, на этапе развития речи, детям можно предложить задания экологического содержания, объяснить значение пословиц и поговорок о природе. Дети составляют рассказы по картинкам на заданную тему. Тексты для диктантов, изложений, проверочного списывания подбираю так, чтобы они помогали ребёнку понять и прочувствовать взаимосвязь и взаимозависимость всего живого в этом мире, пробуждая чувство прекрасного.
На уроках математики детям нравятся задачи, в которых они могут познакомиться с жизнью природы.
Олимпиада по окружающему миру так же может выступать как активный метод обучения, способствующий формированию естественно-научной грамотности младшего школьника. Ребёнок при подготовке к олимпиаде изучает энциклопедический материал, решает тесты, консультируется у учителя, а затем проходит олимпиаду, которая позволяет выявить уровень знаний ученика. Современное образовательное пространство сети Интернет предоставляет возможность организовать работу по развитию творческих и интеллектуальных способностей детей посредством участия в дистанционных олимпиадах, конкурсах и викторинах по разным предметам.
Ученики участвуют в дистанционных олимпиадах по предметам на базе образовательной платформы «UCHI. RU», во всероссийских конкурсах «Кит», «Человек и природа». Интеграция учебных предметов необходима в формировании естественно-научной грамотности и воспитании младших школьников, свойств духовно развитой личности, чтобы показать детям красоту природы, ее познавательную, оздоровительную и практическую деятельность, пробудить у них стремление беречь ее как источник красоты, радости, вдохновения, как условие существования человечества.