Бабушкина Юлия Николаевна
«Пение — путь к здоровью»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Пение – путь к здоровью»
Проблема и актуальность:
«Болезненный дух врачует песнопенье»
Е. А. Баратынский
Не секрет, что плохая экология вызывает все чаще у людей ухудшение здоровья, нервозные состояния, плохое настроение и утомляемость.
Медики давно уже обратили внимание на благотворное влияние музыки и пения на здоровье людей. Причем не обязательно быть профессионалом, чтобы получать пользу от пения. Одно дело слушать музыку, но совсем другое – петь самим, это гораздо полезнее.
Публикация «„Пение — путь к здоровью“» размещена в разделах
Голос данный человеку с самого рождения, является уникальнейшим музыкальным инструментом. Голос человека всегда вибрирует во время звучания, даже если человек кричит или разговаривает шепотом. Вибрация голоса весьма положительно влияет на человеческий организм. Когда звучит наш голос, то каждый звук сопровождается колебаниями более высоких частот – обертонов. Тут свою роль играет близкое соседство гортани, в которой происходят колебания, и мозга. Обертоны резонируют с костями черепа и с головным мозгом, отвечающим за иммунную систему. Благодаря этому стимулируется иммунитет, и поющий ребенок значительно меньше простужается, чем ребенок, лишенный этого занятия.
Регулярные занятия снижают риск простудных заболеваний гортани. Диафрагмальное дыхание обеспечивает естественный массаж желудочно-кишечного тракта и органов малого таза, в результате чего нормализуется пищеварение.
Искусство пения –это, прежде всего искусство правильного дыхания, которое является важнейшим фактором нашего здоровья. Тренируется диафрагмальное дыхание, дыхательная мускулатура, улучшается дренаж легких. При бронхиальной астме, пневмонии и бронхитах идет перевозбуждение симпатической системы. Вдох и последующая задержка на вдохе воздействуют на симпатический отдел нервной системы, который отвечает за активизацию внутренних органов. Есть методики лечения бронхиальной астмы с помощью обучения пению и в хоровой практике многих преподавателей-хоровиков были случаи полного прекращения у больных детей приступов бронхиальной астмы, и когда при диагнозе «бронхиальная астма» врачи прямиком направляют ребенка петь в хоре, это уже давно не вызывает ни у кого удивления. Пение не только снимает приступ бронхиальной астмы, но и излечивает этот недуг.
Вокальные занятия являются профилактикой в первую очередь простудных заболеваний. Вокал нужен, чтобы «прокачивать» все наши трахеи и бронхи.
Вокальная работа – отличная тренировка и вентиляция легких. Это очень важно для растущего организма ребенка. У людей, которые систематически занимаются пением, увеличивается жизненная емкость легких и добавляет организму запас прочности.
Состав участников проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги группы, родители.
Тип проекта: творческий.
Вид проекта: средней продолжительности.
Сроки реализации: 1 месяц.
Цель: укрепление психического и физического здоровья детей посредством индивидуального, хорового пения и дыхательной гимнастики.
Задачи:
Развивать певческий голос и музыкальный слух;
Продолжать формировать пение в унисон;
Упражнять в чистом интонировании определенных интервалов;
Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох);
Развивать артикуляционный аппарат, дикцию;
Разработать комплекс точечного массажа с дыхательной гимнастикой для детей старшего дошкольного возраста;
Ожидаемые результаты:
Повышение общего жизненного тонуса ребенка, устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы;
Умение правильно дышать при занятиях пением;
Применение приобретенных навыков пения и правильного дыхания в повседневной жизни;
Снижение нервозности у детей;
Улучшение памяти и здоровья, укрепление иммунитета;
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап:
Изучение методической литературы по проблеме;
Формирование целей и задач проекта;
Формирование творческой группы по реализации проекта;
Создание развивающей среды;
Подбор музыкального репертуара;
Изготовление пособий для выполнения дыхательных упражнений;
Подготовить консультацию для родителей;
2. Практический этап:
Певческая установка «Ветер» (Приложение 1);
Песенка – распевка «Цветочек» (Приложение 2);
Комплексы точечного массажа с дыхательной гимнастикой (Приложение 3);
Упражнение на развитие внимания «По ягоды» (Приложение 4);
Упражнение на развитие дыхания «Бабочки» (Приложение 5);
Разучивание песен «Лето» М. Алиферовой, «Солнечный домик» М. Алиферовой (диск «Лето» №9, №18)
Разучивание танца «Солнечные зайчики» (диск «Лето» №16);
Знакомство и разучивание песен-игр: «Пяточка – носочек» ,«Некогда скучать» (Диск «Музыкальные песни – игры» №42, №45);
П/И «Солнышко и тучка»; (Приложение №6);
Работа с родителями: консультация «Охрана детского голоса» (Приложение №7);
3. Заключительный этап:
Летний праздник «Маршруты рюкзачка» (Приложение №8);
Презентация по итогам реализации проекта на педсовете;
Методическое обеспечение:
1. «Вокально-хоровая работа в детском саду» М. Ю. Картушина
2. «Музыкальная палитра» №4 2012 г.
3. «Учите детей петь» (песни и упражнения для развития голоса 5-6 лет) Т. М. Орлова, С. И. Бекина
4. «Сценарии оздоровительных досугов для детей дошкольного возраста» М. Ю. Картушина
Приложение №1.
Певческая установка «Ветер»
Цель: продолжать формировать у детей умение принимать положение, которое должен принять вокалист перед началом пения (сесть или встать прямо, голову высоко не поднимать, ноги поставить ровно);
Раз-два-три-четыре-пять! -Дети кладут ладони на плечи и то соединяют
Будем с ветром мы играть. -локти перед грудью, то разводят их в стороны.
Ветер с листьями играет, -Поднимают руки вверх и встряхивают кистями.
Ветер веточки качает, -Качают поднятыми руками вправо – влево.
Клонит иву вниз, к ручью, -Наклоняются вперед, стараясь достать руками
пол
Гонит к берегу волну. –Делают волнообразные движения руками перед
собой.
Только дуб стоит могучий, -Встают прямо, руки вдоль туловища.
Тянет веточки он к туче. –Поднимают руки вверх.
Ветра не боится он, -Кладут ладони за голову, напрягая мышцы рук.
Не согнуть у дуба ствол.
М. Картушина
Приложение №2.
Песенка – распевка «Цветочек»
Цель: подготовить голосовые связки к пению, задать позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшить эмоциональный климат.
На полянке между кочек -дети сидят на корточках, опустив голову
От травы зеленой
Потянулся вверх цветочек, - медленно поднимают голову
Хрупкий, несмышленый.
Он от ветра задрожал - «дрожат»
И листочки вверх поднял. – выпрямляются, поднимают руки вверх,
«умываются»
Вот росой умылся,
А потом раскрылся! - встают, руки в стороны
Здравствуй, солнце ясное! - хлопают в ладоши
Здравствуй, день пригожий!
Я цветок – такой прекрасный, - гладят себя по голове
Добрый и хороший!
Приложение №3.
Точечный массаж с дыхательной гимнастикой.
Цель:укрепление физиологического дыхания детей (без речи); формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох – длинный выдох); умение правильно дышать при занятиях пением; укрепление иммунитета; снижение нервозности у детей; применение приобретенных навыков правильного дыхания в повседневной жизни;
Комплекс№1.
«Греем наши ручки» - соединить ладони и потереть ими до нагрева.
«Проверяем носик» -нажимать указательным пальцем точку под носом.
«Лепим ушки» -указательным и большим пальцем «лепим» ушки.
«Правая ноздря, левая ноздря» - вдох через правую ноздрю, левая закрыта указательным пальцем, выдох через левую ноздрю, правая закрыта указательным пальцем.
«Сдуваем листик» - дуем на ладонь, вдох через нос, выдох через рот.
Комплекс №2.
«Греем наши ручки» - соединить ладони и потереть ими до нагрева.
«Проверяем кончик носа» -слегка подергать кончик носа.
«Сделаем носик тоненьким» - указательными пальцами массировать ноздри.
«Примазываем ушки, чтобы не отклеились» - растирать за ушами сверху вниз указательными пальцами.
«Как мычит теленок» -сделать вдох и на выдохе произносить звук «м-м-м», при этом постукивая пальцами по крыльям носа.
«Сдуем одуванчик» - вдох через нос, выдох через рот.
Комплекс №3.
«Моем руки» -движения кистями, как при мытье рук.
«Шагаем по пальчикам» -указательным и большим пальцами надавливаем на каждый ноготь другой руки.
«Лебединая шея» - легко поглаживаем от грудного отдела до подбородка.
«Крепко спим» -вдох через нос, задержка дыхания, выдох через рот.
«Мы проснулись» - несколько раз зевнуть и потянуться.
Приложение №4.
Упражнение на развитие внимания «По ягоды»
Цель: развивать у детей внимание, динамический слух, равномерный вдох и выдох при наклоне;
Дети врассыпную ходят по залу под спокойную музыку. На акцент делают наклон («срывают ягодку»).
Приложение №5.
Упражнение на развитие дыхания «Бабочки»
Цель:способствовать оздоровлению всей дыхательной системы, а также развивать мускулатуру дыхательных мышц; прививать навык правильного певческого дыхания; укреплять нервную систему;
Использовать пособие на ниточке «Бабочка».
Ребенок надевает петельку на палец и под звучание музыки дует на бумажную «бабочку», наблюдая, как она танцует в воздухе.
Приложение №6.
1. П/И «Солнышко и тучка» («Вокально-хоровая работа в детском саду» М. Ю. Картушина, стр. 156)
Цель: Продолжать формировать у детей навык различать музыкальные части, выполнять движения в соответствии с ними. Развивать активность детей, закреплять умение соблюдать дистанцию во время передвижения, следить за осанкой, ориентироваться в пространстве.
Дети стоят в кругу. На полу лежат платочки-листочки.
На 1ч. музыки водящий (педагог) поднимает вверх солнышко на палочке. Дети идут по кругу, взявшись за руки, поют. Проигрыш – дети двигаются между платочками в произвольном направлении, подражая движениям любых животных или птиц (кошка, собака, воробей, медведь и т. д.)
На 2ч. музыки водящий (педагог) поднимает вверх тучку на палочке. Дети присаживаются на корточки, надевают на голову платочки и не шевелятся. Проигрыш – водящий с тучкой ходит между детьми и «капает дождиком» на пошевелившихся участников игры (легонько стучит пальчиком по макушке).
Приложение №7.
Работа с родителями
(папка – консультация на тему: «Охрана детского голоса»)
Приложение №8.
Сценарий летнего спортивного праздника «Маршруты рюкзачка».