Ольга Бернат
Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников «Мы — друзья и защитники природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : информационно – исследовательский, творческий.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста – воспитатель – музыкальный руководитель - родители.
Продолжительность реализации проекта : краткосрочный (1 месяц-август).
Проблема: охрана природы, попытка решить «мусорную проблему».
Публикация «Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников „Мы — друзья и защитники природы“» размещена в разделах
- Проекты
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Актуальность проекта : Мусор – проблема, с которой ежедневно сталкивается каждый из нас на улице, в общественном транспорте, лесу, на реке. Всё новые мусорные полигоны и стихийные свалки появляются с невероятной скоростью, несмотря на то, что многие виды отходов очень долго разлагаются или не разлагаются вообще.
Дети дошкольного возраста, гуляя с родителями по улицам родного города (поселка, в парках, лесу, обращают внимание на то, что вокруг нас много мусора. Вопросы детей: «Откуда берется этот мусор?», «Почему мусора так много?», «Куда его можно деть?», привели к идее разработки проекта «Мы –друзья и защитники природы».
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Сотрудничество педагогов с семьями детей по экологическому воспитанию, совместно организованные мероприятия помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, внести в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Цель проекта : формировать бережное отношение к природе посредством расширения представлений об окружающем мире на основе ближайшего природного окружения, соблюдать чистоту родного края.
Задачи проекта :
- Расширить знания детей о взаимозависимости мира природа и деятельности человека.
- Привлечь внимание детей к проблеме загрязнения окружающей среды мусором.
- Учить соблюдать правила осознанного и мотивированного поведения в природе.
- Учить детей эффективно вторично использовать бытовые отходы.
- Развивать умения работать с различными материалами, знакомить с их свойствами, развивать трудовые навыки и умения.
- Развивать экологическую культуру.
Ожидаемые результаты:
Должны знать:
- Проблемы загрязнения окружающей среды мусором.
- Как рационально использовать и уменьшать накопление отходов.
- Как эффективно вторично использовать мусор.
- Простые правила охраны здоровья.
Должны уметь:
- Соблюдать правила осознанного и мотивированного поведения в природе : почему и как нужно убирать мусор в городе, в лесу, на реке.
- Работать с различными материалами, знакомиться с их свойствами, разнообразной структурой, приобретать трудовые навыки и умения.
- Создавать разнообразные поделки с помощью бросового материала.
Механизм реализации проекта : в основу проекта заложены четыре принципа:
Принцип гуманизма - видеть в ребенке полноправного партнера, учитывать его точку зрения.
Принцип дифференциации - создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в проекте.
Принцип интегративности - подразумевает тесное сотрудничество с семьей, социумом.
Принцип индивидуализации - индивидуальный подход к каждому участнику проекта.
Участники проекта : Воспитатель группы, музыкальный руководитель, воспитанники и родители старшей группы «Непоседы».
Этапы реализации проекта :
1. Этап – подготовительный (накопление материала)
Задача этапа: анализ ситуации; определение основных целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.
Документально-организационная работа:
выбор темы и составление проекта;
Определение целей и задач проекта;
Составление перспективно- тематического плана проекта;
Подготовка консультаций для родителей по теме проекта, анкетирование;
Обеспечение условий для реализации проекта;
Изучение методической литературы.
Подбор детской литературы по данной теме.
Что мы знаем о нашем городе? Что мы хотели бы узнать? Где мы можем узнать?
Природу надо охранять.
Мы должны заботиться о чистоте нашего города. Как можно помочь природе? Спросить у взрослых.
Познавательная литература.
Обучающие презентации.
2 этап – организационный.
Задача этапа: создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме.
Мероприятия:
*Размещение информации в родительском уголке.
*Составление плана работы по реализации проекта.
*Разработка консультаций для родителей «Прикоснемся к природе», «Природа наш лучший друг».
*Анкетирование детей и родителей.
3 этап - основной (практический)
Задача этапа: Выполнение основных мероприятий, необходимых для достижения поставленных целей.
Взаимодействие воспитателя с детьми
-Решение проблемных ситуаций, что нужно делать, чтобы стало меньше мусора на улицах города;
-Рассматривание репродукций картин художников, иллюстраций в книгах, дидактического материала ;
- Слушание музыки Н. Римский-Корсаков «Полет Шмеля», С. Прокофьев. "Детская музыка" - №7 "Шествие кузнечиков", Р. Шуман «Бабочки»;
- Чтение произведений художественной литературы по теме:
О. Солопов «Приключение кота Леопольда и его друзей в лесу»; М. Пришвин «Золотой луг»; Н. Павлова «Желтый, белый и лиловый», «В живой комнатке»; В. В. Бианки «Синичкин календарь»; М. Горький «Воробьишко»; Е. И. Чарушин «Что за зверь?», «Страшный рассказ»; Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»; А. А. Куприн «Медведи»; Э. Шим «Рассказы и сказки о природе»; В. Степанов «Животный мир России», «Родная природа»; русские народные сказки о животных;
-Чтение стихов о природе, явлениях природы, заучивание стихотворений о
правилах поведения в природе; отгадывание загадок;
- Проведение подвижных игр: «С какого дерева листочек», «Найди это дерево» и т. д. ;
- Дидактических игр: «Доскажи словечко», «Назови ласково», «Узнай дерево по его признаку», «Что лишнее», «Без чего не бывает леса», «Что ты знаешь о…», «Что было бы, если бы…», «Что за птица или зверь»;
- Настольно-печатных игр: «Парные картинки – животные», домино «Дикие животные», лото «Парочки – фрукты, овощи, ягоды, грибы», лото «Парочки – деревья, злаки, цветы луговые и садовые», лото «Парочки – дикие и домашние животные», лото «Мир вокруг», паззлы «Вершки – корешки», «Времена года», «Репка», «Гуси – лебеди», игра «Четыре сезона», «Кто и что? Живое – неживое»;
- Тематические беседы:
«Земля - наш общий дом»
Цель: Ознакомление детей с понятием «Земля – наш общий дом», формирование представлений о единстве человека и окружающей среды.
Задачи:
1. Расширять представление о том, что в природе всё взаимосвязано;
2. Способствовать осмыслению своего места в системе всех земных обитателей, ответственности за сохранение нашего общего дома;
3. Развивать речь и логическое мышление;
4. Расширить знания и фантазию детей;
5. Воспитывать доброе и бережное отношение ко всему живому в природе.
Ход беседы:
Воспитатель : Ребята, какая удивительная планета – наша Земля! Я предлагаю сегодня нам совершить виртуальное путешествие по нашей планете – Земля, которая является общим домом не только для людей, но и для множества живых существ. Вы узнаете много нового и интересного. Вы, готовы? Давайте вместе с вами откроем удивительный мир окружающей природы.
Посмотрите не экран. Вот наша планета – Земля. На ее поверхности много синего цвета – это моря и океаны, реки и ручьи, зелёным цветом обозначены широкие равнины, зеленые леса, коричневый цвет обозначает высокие и не высокие горы. Мы с вами видели географический глобус и знаем, что Земля имеет форму шара. Она вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца – самой близкой к нам звезды. Вращаясь, Земля подставляет солнечным лучам то одну, то другую сторону. Если ясным вечером вы выйдите на улицу и посмотрите на небо, то увидите спутник Земли и множество звезд.
– Дети, знаете ли вы, как называется спутник Земли?
Верно, это Луна, верная спутница Земли, рассеивающая темноту голубовато-зеленым светом. Она управляет морскими приливами и отливами.
– Как вы думаете, луна и месяц одно и то же небесное тело или нет разные? Молодцы! Правильно! Одно и то же. Иногда Солнце, Земля и Луна расположены так, что мы видим только часть Луны, похожую на ломтик дыни. Эту ее часть и называют - месяцем. Высоко в черном бездомном небе мерцает Полярная звезда, сияют созвездия Большой и Малой Медведицы. Многие звезды так далеко от нас, что свет от них идет к Земле сотни лет. Огромные звезды кажутся нам лишь крошечными огоньками-точками. Мы пока не знаем, существует ли жизнь на других планетах, а вот нашу Землю населяют множество живых существ. Помогайте мне, кто живёт на земле? Конечно же: люди, животные, насекомые, растения, животные, грибы… Все мы живем бок о бок в одном общем доме по названием планета Земля и связаны друг с другом о невидимыми нитями. Поймав бабочку, слома ветку или сорвав лесной цветок, человек может, сам того не желая, нанести вред природе, оборвав нить, связывающую все существа нашей планеты. Тепло и свет Солнца, воздух и вода необходимы всем живым существам на Земле. Человек – тоже часть природы, он тесно связан с ней, зависит от нее. Ему нужны и свежий воздух, и чистая вода, плодородная почва, и растения, и животные. Дети! Давайте все вместе оберегать нашу Землю, огромную для нас, но такую маленькую в комических масштабах, нашу живую планету. Будем думать о каждом шаге, о каждом поступке, чтобы не причинить вреда и ни нашему общему дому, ни его обитателям.
«Берегите природу»
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о природе, нашем общем доме.
Задачи: развивать речь, мышление детей; воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому в природе.
Ход беседы: Ребята, мы с вами живем на планете Земля. Это прекрасная планета, полная чудес и загадок. Нас окружает великолепная природа. На Земле живут люди, животные, птицы, рыбы, растения, всем им должно быть хорошо, а люди должны заботиться о живой природе. Но, к сожалению, они не всегда замечают красоту, окружающую нас, не заботятся о природе и, что ещё хуже, наносят ей непоправимый вред. Все люди, живущие на нашей планете Земля должны охранять, беречь и преумножать её богатство.
Природа — это ЖИВОЕ : не только звери и птицы, но и деревья, травинки, цветочки, улитки, бабочки.
Растения и животные – не могут говорить и защищать себя. Когда люди идут в лес, они не хотят наносить никому вреда, но, сами того не желая, причиняют боль природе. Чтобы этого не произошло, нужно знать, что в лесу можно делать, а чего нельзя. Я надеюсь, что вы знаете правила поведения в лесу. Давайте их вспомним:
1. Дети запомнить должны и понять: гнезда у птичек нельзя разорять. Если в траве увидали яйцо, или услышали крики птенцов. Не приближайтесь, не лезьте туда. И не тревожьте не птиц, не гнезда;
2. Без взрослых с огнем развлекаться опасно, закончиться может забава ужасно. В лесу очень сухо бывает порой. Костер обернется серьезной бедой;
3. Муравьи лесные санитары, так прозвали люди их недаром. Чтобы лес красив был и здоров, без личинок вредных и жуков, муравьи на страже день и ночь гонят разных короедов прочь. Только ты им не мешай. Муравейники не разоряй. Эти санитары так нужны для лесов твоей родной страны;
4. В лесу летают мотыльки, ползут букашки и жуки. Природа мать им жизнь дала. У них у всех свои дела. Ты их увидишь на пути, не обижай, а отойди. Без насекомых лес, друг ты мой, и одинокий, и пустой;
5. Цветы украшают луга и леса, но это не только природы краса. В них пчелы находят живительный дар, и бабочки пьют из них сладкий нектар. Не надо, друзья, их бессмысленно рвать. Не надо букеты из них составлять. Завянут букеты, исчезнут цветы, и больше не будет такой красоты;
6. У леса музыка своя. Ее послушайте друзья. Вот птичьи трели раздались, вот белка скачет вверх и вниз, а вот кузнечик затрещал. По ветке дятел застучал. Как много звуков тут и там. В лесу не нужен шум и гам. Нельзя шуметь, галдеть, кричать и громко музыку включать;
7. В поход пришли ребята. Отдохнуть, конечно, надо. Поиграть и порезвиться, и наесться, и напиться. Но вокруг остались банки, целлофан, железки, склянки. Оставлять их здесь нельзя. Не поленимся, друзья! Мусор здесь, в лесу чужой. Заберем его домой.
А сейчас я вам хочу прочитать обращение писателя М. М. Пришвина к вам. "Дорогие ребята! Мы хозяева нашей природы, она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, горах, степях живут разные красивые животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу, значит охранять Родину".
Природа - это наше богатство, которое мы должны беречь и охранять. Нельзя наносить вред природе. Надо её любить и внимательно, бережно относиться к ней.
Вопросы детям:
- Ребята, а как человек может помочь природе? (ответы детей).
- А как правильно надо вести себя в лесу? (Не кричать в лесу, не рвать цветы, не ломать ветки, не пугать лесных жителей).
- Вы видите голодных птиц в зимнюю стужу, сломанную веточку, какие у вас возникают чувства? (Их всех жаль и хочется помочь.).
-Вы пришли в лес, как красиво кругом, смогли бы вы нанести вред? (Нет)
- Что бы вы сделали? (Сфотографировал, нарисовал, наблюдал, просто любовался.).
-Как же мы с вами должны относиться к природе? (бережно, заботиться, охранять)
Да, нужно быть внимательным и добрым ко всему, что растет, и кто живёт в лесу. Ведь природа дарит нам красоту, а мы должны заботиться о ней, ведь мы единое целое и друг без друга не сможем.
«Как вести себя в природе»
Цель: • формировать у детей знания о нормах и правилах поведения в природе.
Ход беседы: -Ребята, мы уже много знаем о том, что природу надо беречь. А умеем ли мы правильно вести себя во время прогулок на природе? Все ли помнят эти правила? Чтобы река и ручьи не мутнели, Рыбы резвились, и птицы бы пели, Зелень от солнца в жару бы спасала, Каждому правила знать не мешало. Давайте подумаем, что нас радует в природе? Да, красота, чистый воздух, тишина леса, голоса птиц и зверей, шелест листвы, журчание ручейка. Чтобы эту красоту увидели и другие люди, надо научиться общаться с природой. Чем же больше всего вы занимаетесь, бывая на прогулках? Всегда ли вы при этом выполняете правила поведения? Кто из вас, идя на прогулку. Берете магнитофон или приемник? Можно это делать? Почему? Посмотрите на знак («Не шуми в природе!»). О чем нам хотели сказать? Когда дети в лесу шумят, слушают музыку, лесные обитатели тревожатся, стараются убежать. Не стоит их пугать. Надо учиться слушать голоса природы. Человек много берет от природы. А чем он платит ей? О чем говорит нам этот знак? («не ломай деревья», «не разжигай костры около деревьев») Да, в лесу нельзя разжигать костры. Почему? Это может вызвать лесной пожар. Погибнут не только деревья, но и птицы, звери, выгорит трава. Где же можно разводить костры? Вдали от деревьев, на опушках леса или у реки, используя для этого старые кострища. Мы все любим отдыхать среди природы. Но всегда ли мы оставляем место своего отдыха в том виде, как и до нашего прихода? Посмотрите на знак «Не оставляй мусор в природе». О чем он нам напоминает? Люди, оставляющие после себя мусор, поступают непорядочно. Они не задумываются над тем, что губят красоту природы, наносят ей вред. А что вы делаете с мусором, собирающемся у вас на прогулке? С банками, бутылками, бумагой, остатками еды, полиэтиленовыми пакетами? Знаете ли вы, что бумага, брошенная вами, будет лежать более 2 лет, консервные банки- более 30 лет, полиэтиленовый пакет -более 200 лет, стекло -1000 лет. Давайте запомним правила поведения в природе и постараемся следовать им.
Правила поведения в природе : • Никогда не наноси вред природе. • Не убивай зверей и птиц, сохраняй жизнь всем, кто попадется в природе. • Не трогай домиков животных, их детенышей. • Не трогай птичьи яйца. • Не губи деревья (не ломай, не делай надписей, не собирай сок). • Не разжигай костров в лесу, не делай новых кострищ. Береги почву. • Оказывай помощь животным, растениям, попавшим в беду. • Подкармливай зверей и птиц зимой. • Не мусори на месте своего отдыха. • Учись наблюдать в природе. • Учись слушать голоса природы. • Не засоряй родников и речек, при необходимости расчищай роднички. • Не шуми на прогулках, не пугай животных – наших меньших братьев.
«Откуда берется и куда девается мусор»
Цель: Способствовать формированию правильного природопользования, через игровую и экспериментальную деятельность.
Задачи: Способствовать формированию представления детей о правильной утилизации мусора через игровую и экспериментальную деятельность. Расширять представления об экологических проблемах и способах их устранения. Развивать внимание, память, воображение. Создать условия для успешного продуктивного взаимодействия ребёнка с воспитателем и сверстниками. Воспитывать любовь, уважительное и бережное отношение к окружающей нас природе.
Ход события: Воспитатель : Ребята, мы с вами много раз разговаривали о том, что необходимо бережно относится ко всему, что нас окружает, к природе, к животным. Как вы думаете, почему? Воспитатель. Давайте будем беречь планету! Другой такой на свете нету! Развеем над нею тучи, и дым, В обиду ее никому не дадим! Воспитатель : А сейчас внимание на экран. (Просмотр видеоролика «Я природе помогу, мусор весь я уберу!») Воспитатель : Ежедневно мы выбрасываем различные упаковки, банки, бутылки, предметы из пластмассы и пластика и многое другое. Каждый человек выбрасывает в день килограмм мусора А за год каждый человек нашей планеты выбрасывает приблизительно тонну мусора - полный кузов грузовика. На планете несколько миллиардов жителей. Представляете, сколько мусора скапливается на земле? Всё это не исчезает бесследно, все это копится и загрязняет нашу планету. Воспитатель : Как вы думаете, куда деваются эти отходы? Воспитатель : Стекла, пластмассы, металла, кухонных отбросов, строительного мусора с каждым годом становится всё больше. Сейчас мусор вывозят на перерабатывающие заводы. Мусор и отбросы нередко содержат высокие концентрации вредных веществ. В местах их скопления развиваются микроорганизмы, которые попадают в подземные воды. Свалки мусора нужны, но они загрязняют землю, воздух и воду. Рядом со свалкой нельзя жить человеку. Просмотр рисунков приготовленными детьми и родителями.
«Отдых в парке, лесу, на реке», «Почему нужно сохранять природу».
- Рассматривание леп-бука «Экология и природа»;
-Экскурсии, наблюдение за живыми и неживыми объектами природы;
- Просмотр и обсуждение презентаций;
-Изготовление «Запрещающих знаков» (что нельзя делать в природе);
-Опытно-экспериментальная деятельность: «Рассортируем мусор»;
-Трудовая деятельность на прогулке – уборка участка (коллективный труд);
-Для воспитателей
- Конспекты бесед;
-Презентация эко-квеста «Спасение поля «Чудес»»
Взаимодействие с родителями
- Анкетирование родителей выяснить мнение родителей по вопросам экологического воспитания;
Анкета для родителей «Бережем природу, сортируем мусор»
1. Какие отходы накапливаются в наибольшем количестве в вашей семье за неделю?
2. Сортируете ли вы мусор для утилизации?
3. Каким способом утилизируете отходы (сжигание, мусорные баки и т. д.)
4. Используете ли вы бросовый материал для поделок с детьми и дизайна своего двора?
5. Знаете ли вы, чем опасны бытовые отходы?
6. Проводите ли вы беседы с детьми о вреде бытовых отходов?
7. Как вы поступаете с отходами после различных прогулок на природу?
8. Используете ли вы в семье литературу по экологической направленности?
9. Приобщаете ли вы детей к уборке территории возле своего дома?
10. Приучаете ли вы детей убирать за собой мусор?
11. Какую информацию вы бы хотели узнать о бытовых отходах?
12. Удовлетворены ли вы организацией утилизации бытовых отходов в нашем городе?
Ваши предложения по утилизации отходов в нашем городе.
- Консультации для родителей «Прикоснемся к природе»
Сегодня мы с вами будем говорить о воспитании экологической культуры, как важном направлении всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире и в частности у нас в крае, её тяжёлые последствия, засорение среды обитания – всё это вызывает необходимость уделять больше внимание экологическому образованию наших детей в ДОУ. Процесс экологического воспитания должен быть увлекательный, занимательный и познавательный.
Именно в дошкольном возрасте ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, у него формируется первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только в том случае: если мы взрослые, воспитывающие ребёнка, сами обладаем экологической культурой. Необходимо научить ребёнка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться, беречь красоту природы.
Наша с вами природа – не беспредельный склад, запасы её истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.
Ведущая роль в воспитании ребёнка принадлежит семье. Семья – первичная ячейка общества, в которой появляется новый человек; эта малая социальная группа – первая школа жизни для ребёнка. Родители - его первые учителя и воспитатели. Сила их воздействия на формирующуюся личность исключительно велика. Мы педагоги призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию.
«Только вместе с родителями, общими усилиями, мы воспитатели можем дать детям большое человеческое счастье».
Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней. Мы должны беречь это счастье и привить его нашим детям.
Детство самый благоприятный период в развития всех личностных качеств ребёнка и вы родители должны определить для себя цели воспитания, каким бы вы хотели видеть своего ребёнка в будущем.
Сегодня человечество борется за то, чтобы наша Земля не превратилась в огромный «Зоологический музей», от нас с вами зависит дальнейшее существование жизни на земле. Современные наболевшие проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой, возможно, решить только при условии сформированности экологического мировоззрения всех людей.
Начинать экологическое воспитание у детей необходимо с раннего детства. Именно с ранних лет дети начинают познавать окружающую красоту, разнообразие природы.
«Природа наш лучший друг»;
Природа - наш лучший друг.
Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей.
Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребёнка.
Разнообразие объектов природы позволяет организовать интересную и полезную деятельность детей. На мой взгляд, особенно положительное влияние на формирование личности оказывает труд в природе, имеющий ощутимый и значимый результат. В труде идет активный процесс познания и применения полученных знаний, укрепляется здоровье ребенка, происходит развитие его психики, формируются трудовые навыки и умения. Это единственный вид производительного труда, доступный детям дошкольного возраста.
Работая на участке, в уголке природы, цветнике, дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарем, усваивают приемы ухода за растениями, получают много сведений о их росте и развитии.
Труд в природе является проявлением активной заботы о ней. Систематические коллективные работы на свежем воздухе объединяют ребят, воспитывают трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляют им удовольствие и радость от полученного результата. Вместе с детьми мы постоянно ухаживаем за своей игровой площадкой, содержим её в чистоте и порядке. Наша цветочная клумба одна из самых красивых в детском саду. Мы с ребятами самостоятельно выращиваем рассаду разных цветов в группе, поливаем, рыхлим почву и удаляем сорняки в цветнике. В прошлом году у нас красовались яркие астры и бархатцы. В зимнее время у нас всегда на окошке "зимний огород", на котором мы с детьми выращиваем замечательный зимний зелёный лук. Мы с ребятами всегда живем по принципу "Маленькое дело лучше большого безделья".
_-Конкурс на лучшую поделку из утилизированного материала «Вторая жизнь вещей”;
Проведение фотосъемки на тему: «Я и природа».
Продукт детской деятельности
Рисование «Мой цветущий детский сад»;
Выставка рисунков «Не губите природу»;
Конкурс рисунков на асфальте «Я дружу с Природой».
4. этап – заключительный
Задачи этапа: обобщение опыта и подведение итогов работы над проектом.
*Выставка поделок из утилизированного – материала «Вторая жизнь вещей»;
*Конкурс рисунков на асфальте «Я дружу с Природой»;
*Выставка рисунков «Не губите природу».
Детский сад является первым звеном системы непрерывного образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ экологической культуры.
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.
Данный проект является важным звеном экологического воспитания детей, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми, чуткими, внимательными и заботливыми, научить любить природу.
Список литературы
1. Проект «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» [Электронный ресурс]. URL : https://минобрнауки. рф
2. Веретенникова С. А. и Клыков А. А. Четыре времени года. Книга для воспитателя детского сада. М., «Просвещение», 1971.
3. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями : Пособие для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1981.
4. Шорыгина Т. А. Беседы о русском лесе. Методические рекомендации. — М. : ТЦ Сфера, 2008. (Вместе с детьми)
5. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
6. Автор-составитель Поваляева М. А. Развитие речи при ознакомлении с природой. Серия «Мир вашего ребенка». Ростов н/Д. : «Феникс», 2002
7. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М. : ВАКО, 2005.
8. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве : пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения / С. Н. Николаева. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2005
9. Лопатина А. А. Сказки о цветах и деревьях: сказки / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - Москва: Издательство Духовной Литературы, 2000 : ил. - (Книга для занятий по духовному воспитанию ; кн. 7). - Библиогр. :
10. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста : Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008., ил. – (Библиотека программы «ДЕТСТВО»)