Елена Облова
Патриотическое воспитание посредством знакомства дошкольников с символами России
▼ Скачать + Заказать документы
«Патриотическое воспитание через знакомство дошкольников с символами России»
Слайд 1
Началом формирования патриотической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство.
Слайд 2
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Символы России для детей
- Темочки
Воспитание патриотизма и гражданственности становится задачей государственной важности. В настоящее время государство ставит в числе наиболее важных задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям народов.
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка.
Слайд 3
Приобщение дошкольников к Государственной символике – одна из приоритетных задач, что нашло свое отражение и в «Примерной общеобразовательной программе воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста». В частности в программе говорится: «Воспитателю необходимо : способствовать воспитанию у детей чувства патриотизма – любви к семье, детскому саду, родной природе, соотечественникам: осознанию себя как гражданина своей страны уважительно и с гордостью относящегося к символике – флагу, гербу, гимну». Но невозможно воспитывать уважение и гордость к тому, о чем дети не имеют, ни малейшего понятия.
Работа по данной теме особенно трудна, потому что, требует большого труда и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями.
Я поставила перед собой задачу: воспитание познавательного интереса и любви к своей Родине, в процессе знакомства с символами страны.
Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего народа, что у каждого человека есть своя Родина, и нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг.
Слайд 4
Для ознакомления детей с государственной символикой используются различные методы, приемы и средства. Особую актуальность в настоящее время в дошкольной педагогике приобретают
словесные методы: беседа, рассказ, объяснение, чтение литературных произведений;
наглядные методы: иллюстрации, показ слайдов или видео;
практические: моделирование, рисование, лепка;
объяснительно-иллюстративный
Слайд 5
Исходя из опыта я считаю, что одной из эффективных форм ознакомления дошкольников с государственной символикой является сочетание познавательной деятельности с игровой и продуктивной. Для ребенка в силу возрастных психологических особенностей необходимо полученные знания обыграть, выразить в рисунке или какой-либо другой деятельности. Так, мы провели виртуальную экскурсию по улицам города и площадям, обратили внимание детей на использование государственной символики, оформление улиц и площадей, затем в практической деятельности мы совместно с детьми сделали аппликацию флага, складывали его с помощью техники оригами, рисовали на занятиях российский флаг, матрешку, русскую березку
Слайд 6
Я работаю на старшей группе, к этому возрасту дети уже знакомы с флагом России, поэтому я закрепила их знания, рассказав сказку о том, как природа выбрала цвета для флага. (снег, вода, солнце). Познакомила детей с символическим значением цветов флага – чистота, верность, мужество, отвага. Объяснила, что они тоже должны соответствовать этим символам. В игровой форме мы с ребятами нашли украденный флаг, выполняя различные задания, и закрепили его на нашем участке.
Слайд 7
Я провела знакомство с гербом России с помощью рассказа с иллюстрациями, показали видеоролик о происхождении герба как символа, рассматривали альбом «Гербы мира», «Флаги мира». В процессе дети узнали, что герб и флаг есть у каждой страны и к ним нужно относиться уважительно, что государственные символы объединяют жителей страны и символизируют нашу Родину.
В своей работе я использовала устное народное творчество, так как сказки, загадки, пословицы, поговорки закладывают основы любви к своему народу, к своей Родине. Пословицы и поговорки являются составляющим компонентом патриотического и нравственного воспитания. Интересны для детей загадки, которые также помогают усвоить материал, развивают мышление детей.
Слайд 8
В ходе ознакомления с государственной символикой целесообразно использовать произведения русских писателей, детские стихотворения о флаге и гербе. В книжном уголке у нас обязательно есть книги, направленные на патриотическое воспитание ребят. Мы читаем сказки, слушаем их аудиозаписи, знакомимся с пословицами и поговорками.
Слайд 9
Как было сказано выше принципиально важным для ознакомления детей дошкольного возраста с гербом и флагом, а также негосударственными символами России является сочетание познавательной деятельности с игровой. Я использовала игры «Найди государственные символы России»; «Выбери гимн России», «Назови атрибуты власти на гербе России». Очень интересным для детей оказался кубик Блумма, с его помощью ребята по очереди могут рассказывать о своей родине и ее символах.
Слайд 10
Многие игры собраны в лепбуки. На эту тему у нас их целых два «Моя родина - Россия» и «Мы россияне», они поддерживают познавательный интерес ребят.
Слайд 11
Кроме игр лепбуки содержат иллюстрации главного города страны – Москвы, русской избы, русского народного костюма и других народов России, фотографии животных и растений России.
Я их использую на занятии, в режимные моменты, также дети часто используют лепбуки в самостоятельной деятельности.
Слайд 12
В детском саду дети знакомятся с государственными праздниками, такими как День рождения российского флага, День народного единства, 23 февраля, День Победы, День России, День Конституции РФ. День флага проходил в форме развлечения, ребята выполняли очень важные задания. В процессе игры дети познакомились с главным музыкальным символом России – гимном, который слушают стоя. Послушав дети обсудили и определили характер музыки- торжественная, величественная песня, которая звучит по особым случаям. Закрепили правила поведения во время исполнения гимна. На День народного единства ребята посмотрели презентацию об истории праздника, на день конституции посмотрели познавательные мультфильмы о своих правах.
Слайд 13
К традициям дети тоже приобщаются через православные, народные праздники, такие как Масленица, Пасха.
Слайд 14
Неофициальные символы не в меньшей степени формируют представление о государстве.
Далеко не все дети, да и мы взрослые знают об историческом происхождении матрёшки, о появления матрёшки на Руси, о мастерах - изготовителях и художниках, которые расписывают эту удивительную игрушку.
Ознакомление детей с русской народной игрушкой- Матрёшкой невозможно без русского фольклора, загадок, художественных произведений, а также без непосредственной росписи данной игрушки.
Слайд 15
Белая березка – дерево России, символ красоты русской природы, символ России, она прекрасно в любое время года. С давних времен о ней слагали песни, водили вокруг нее хороводы, сочиняли пословицы, загадки, стихи и сказки. В наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать. Ребята любят русскую березку, рисуют ее, изготавливают из различных материалов, в чем помогают и родители.
Слайд 16
Все игры, лепбуки, иллюстрации с символами России, папки с фотографиями родного села и города и многое другое собрано на полочке в патриотическом уголке. Дети в любое время по своему желанию могут использовать их в самостоятельной деятельности, закрепляя полученные знания.
Слайд 17
Не маловажную роль в формировании патриотического сознания детей имеет взаимодействие с родителями.
Вся работа по патриотическому воспитанию проходит в тесном контакте с семьей. Наш детский сад в своей работе с семьей опирается на родителей не только как на помощников, а как на равноправных участников формирования детской личности.
Родители активные участники: участвуют в оформлении фотовыставок о родном крае, в конкурсах рисунков, поделок.
Формы взаимодействия с родителями:
- природоохранные акции «Акция по сбору макулатуры», «Изготовление кормушки» и др.
- совместная деятельность детей и родителей;
- конкурсы;
- информационные стенды, папки-передвижки.
- опросные методы (анкеты, тесты).
- педагогические беседы с родителями (индивидуальные, групповые, общие).
Слайд 18
Я считаю, что дети с раннего возраста должны понимать значимость государственных символов, уважительно, бережно к ним относиться, ценить свою национальную культуру, уважать моральные и нравственные ценности, заложенные историей развития государства. Для этого необходима последовательная, систематическая работа в данном направлении с учетом возрастных особенностей детей, с использованием современных технических возможностей и исследований педагогической науки. Только так мы сможем воспитать всесторонне развитую личность, достойного гражданина нашей страны.