Егорова Ирина
Опыт работы «Ознакомление с родным поселком как средство нравственно-патриотического воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Условием возникновения моего опыта и целью моей педагогической деятельности является организация педагогического процесса способствующего формированию нравственно-патриотического воспитания детей через знакомство с родным городом
У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые, воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом
Публикация «Опыт работы „Ознакомление с родным поселком как средство нравственно-патриотического воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мое село, мой поселок
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.
Известно, что дошкольное воспитание – важный период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Дошкольные образовательные учреждения, являются начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
В старшем дошкольном возрасте появляются новообразования, свидетельствующие о возможности и необходимости осуществлять специальные работы по патриотическому воспитанию детей. К ним относится формирование у дошкольников нравственных чувств на основе обогащения содержания, роста осознанности глубины и устойчивости эмоционального переживания.
Дети рано начинают усваивать ценности того общества, в котором живут. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве.
Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом? Думается, это выражение – глубокой привязанности и любовь ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – всё это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания патриотических чувств. Таким образом, воспитание патриотизма возможно лишь в случае, если этот процесс целенаправленный, предполагающий систему в использование форм, методов и приёмов педагогического воздействия.
В начале работы провела диагностирование знаний детей с целью выявления представлений об истории и культуре родного города, составила анкету и провела анкетирование родителей с целью выявления знаний и представлений о родном городе. Мной были выявлены следующие проблемы:
-дети владеют недостаточной информацией о родном городе;
-отсутствие гордости за свой родной город, осознание своей гражданской принадлежности;
-родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников;
- отсутствие единой системы ценностей (семья-люди-город) в сознании дошкольника и родителей.
Наличие этих проблем, побудило меня включиться в последовательную работу по формированию их нравственно-патриотических чувств через ознакомление с родным городом.
Сущность моего опыта заключается в создании творческо-исследовательской среды при ознакомлении дошкольников с родным городом, которая будет способствовать возможности непосредственно прикоснуться каждому ребенку и его семье к своей истории и культуре родного города через посещение музеев, памятных мест, мемориалов и не остаться равнодушными.
Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
Была определена цель работы :
Разработать систему краеведческих мероприятий способствующих развитию патриотического воспитания дошкольников через ознакомление с родным городом.
Для достижения цели поставила следующие задачи
-воспитывать любовь и бережное отношение к родному городу;
-воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственность за всё, что происходит в городе;
-познакомить с символикой родного города ;
-пополнить предметно-пространственную развивающую среду, направленную на обогащение представлений детей о родном городе;
-формировать интерес к прошлому и настоящему родного края;
-формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности;
-обеспечить единства работы ДОУ и семьи по нравствено-патриотическому воспитанию дошкольников.
Изучила методическую и педагогическую литературу, был определен круг авторов, чьи позиции по вопросам патриотического воспитания детей через ознакомление с родным городом наиболее близки. Это, прежде всего:
-Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников»
-Н. В. Алешина «Знакомим дошкольников с родным городом»
-И. Рыбакова «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания» //Дошкольное воспитание 2003 №6,с45-55
-Т. А. Якушева «Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста». // Дошкольная педагогика 2006 №6
«Москва – столица России», «Кто такие защитники Отечества?»
, в выставке рисунков «Родной поселок глазами детей»
работу выстроила по блокам :
1 Семья и детский сад
Цель: развивать взаимодействия детей, педагогов и родителей.
Семья и детский сад лежит в основе формирования у детей социального опыта, воспитания привязанности к близким людям. В процессе работы у детей начинается постепенно складываться образ собственного дома, с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство «родного дома» ложится в основу любви к Родине. Если в семье есть свои привычки, традиции, правила (готовить друг другу подарки, сюрпризы, отмечать какие-то даты вместе и так далее, то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка. Как приятны воспоминания детства, которые хочется пережить снова. Поэтому очень важной является работа по ознакомлению с традициями семей воспитанников. Например, на занятиях: «Я и моя семья, «Портрет семьи», «Наша дружная семья», «Моя мама», «Традиции семьи». При проведении бесед: «Что значит любить родителей?», «Домашние обязанности членов семьи?», «Как провели выходные дни?» дети рассказывали о своих родителях, близких и дальних родственниках. Рисовали рисунки на тему: «Мой дом», «Мы спортивная семья», «Портрет моей мамы», «Моя любимая бабушка, готовили подарки для мам, пап, родных и близких. Родители совместно с детьми оформляли выставку семейных фотографий, фотоальбомы и фотогазеты о любимых занятиях и увлечениях всей семьи, её традициях. Организация совместных праздников, чаепитий, семейных встреч, экскурсий является формой взаимодействия детей, педагогов и родителей.
2 Детский сад
Цель: воспитывать уважение к людям, работающим в детском саду, их профессиям, формировать умение ориентироваться в здании, выявить степень комфортности в детском саду.
Детский сад должен быть местом, где дети должны чувствовать себя комфортно и уверенно. С младшего возраста приучала детей здороваться и прощаться с сотрудниками детского сада и детьми. Бережно относиться к игрушкам, к книгам, поддерживать порядок в группе. Одной из эффективных форм являются экскурсии по детскому саду, во время которых детей знакомила с сотрудниками, с условиями и особенностями их труда, с расположением помещений детского сада, они с удовольствием посещали кабинеты и служебные помещения. Дети свободно и самостоятельно ориентировались в здании. Совершая экскурсии по территории детского сада, рассматривали здание детского сада, особенности его строения, обращала внимание на архитектуру здания. Рассмотрели оборудование детских площадок, растения, деревья, цветы, которые растут на территории детского сада. Дети узнали, что многие растения приносят пользу человеку. Так же дошкольники узнали о том, кто украшает строения, поддерживает чистоту на территории детского сада и для чего это делается. Они, осознали, сколько труда и сил вложили сотрудники детского сада в эту работу. После проведённых экскурсий на основе полученных знаний и впечатлений дети отражали своё отношение в разных видах деятельности. Например, в игровой, в сюжетно-ролевых играх «Семья», «Детский сад», дидактических играх «Кому, что нужно для труда?», «Так бывает или нет?». В художественно творческой деятельности (рисовали детский сад, медицинский кабинет, музыкальный зал). Была оформлена выставка «Мой любимый детский сад» где дети запечатлели дом, который им стал родным.
3 Малая Родина - (мой двор, история возникновения улиц)
Цель: Дать понятие о том, что такое улицы поселка, познакомила с близлежащими улицами их названиями, историей малой родины.
С детьми проводились целевые прогулки по близлежащим улицам, в ходе которых дала понятие детям, что такое улицы, какими они должны быть. Предлагала вспомнить и назвать их домашний адрес. Познакомила дошкольников с дворами, улицами на которых они живут. Вызывала у ребят желание поддерживать чистоту на улицах поселка, чтобы он был всегда чистым и красивым. Дала детям понять, что они хоть и маленькие, но являются жителями Сторожевки и их называют Сторожевчанами, это формирует у детей представление о родном поселке, его устройстве, достопримечательностях. Беседы на тему «Дом, в котором я живу», «Любимый мой двор», «Улицы поселка» по своему содержанию помогали воспитывать у дошкольников активную гражданскую позицию. При ознакомлении с историей малой родиной была организована поисковая деятельность. Детям было предложено расспросить своих родителей, дедушек, бабушек об истории названия поселка, улицы на которой они живут на занятиях и в свободное от занятий время дети обменивались полученной информацией, предлагали свои версии об истории названии поселка. Ознакомление с фото с разными видами улиц поселка, способствовало уточнению и получению дополнительных знаний детей о месте, где они родились и живут. В результате данной работы вырос познавательный интерес к истории поселка, уважение к знаменитым землякам. Самыми яркими стали экскурсии, во время которых дети не только знакомятся с местностью, в которой расположен поселок, но и любуются красивыми местами поселка, его необычным разнообразным ландшафтом, замечательной природой. Для многих детей это целое открытие. Проводились экскурсии в магазин, школу, библиотеку, клуб. Это помогает детям познакомиться с функциями и устройством различных учреждений, формирует у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей, о том, как и кто, заботится о жителях поселка. Большая часть работы проходила вне занятий - это беседы, сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и репродукций с видами родного поселка. Закрепление знаний проходило на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, аппликации.
4 История родного поселка.
Цель: познакомить с историей возникновения поселка, его историческим прошлым и настоящим, достопримечательностями, символикой, воспитывать уважение к далёким предкам, бережное отношение к истории родного края.
Знакомить детей с историей возникновения поселка, с его достопримечательностями, символикой начала со старшей группы. Пополнила патриотический уголок новым материалом, оформили с ребятами альбомы: «Наш поселок», «Животные нашего края», символику района - герб. Дошкольники узнали о том, как жил и развивался наш поселок в прошлом с момента его рождения, о важных событиях которые проходили в поселке. Нам посчастливилось тем, что в нашем поселке есть большое предприятие «Сторожевское ЛПУ», где работают родители воспитанников. На день работников газовой промышленности были приглашены родители, которые трудятся на данном предприятии. Они познакомили детей с историей предприятия, рассказали о людях, работающих на данном предприятии. Также дети узнали, как важен их труд. Ведь благодаря людям трудящимся на этом предприятии, в домах есть «голубое топливо», газ, который необходим для подачи тепла в дома, приготовления пищи. Беседа о предприятии и людях занятых на данном предприятии способствовала решению задач о гордости к людям трудящихся там.
Рассказала, что такое герб, когда и где впервые возникли гербы, обратила внимание ребят что у каждого города свой герб. Рассмотрев герб нашего города и области, дети с помощью наводящих вопросов смогли разобраться в значении символов изображённых на гербах. С целью закрепления знаний детей о гербах, умения находить их среди других и знать символику гербов провела дидактические игры: «Найди герб своего города», «Найди герб края», «Сложи герб».
Накануне праздника Победы провела беседу – рассказ на тему: «Герои нашего города и Отечества». Подвела детей к пониманию того, что мы победили в Великой Отечественной войне, потому что любим свою Родину, Отчизну. Заострила внимание детей, что наши отцы и деды внесли огромный вклад в Великую Победу. Рассказала детям об обелиске погибшим, о их подвигах, рассмотрели «Книгу памяти», которая собрана в нашем детском саду, почтили память о погибших минутой молчания. Все это способствовало воспитанию у дошкольников духа патриотизма, уважения к памяти боевых подвигов их прадедов в сражениях за освобождение нашей Родины от нашествия немецко - фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. Я донесла до детей мысль, что спустя много, много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память о погибших, отдавших свою жизнь за счастье людей. Был проведен праздник посвященный «Дню победы».
Много времени уделялось на проведение индивидуальных и групповых бесед, составлению иллюстрированных рассказов. В подготовительной группе закрепляла знания детей о родном городе, поселке, систематизировала их, давала новые знания об истории города, поселка, связывала их с историей России, чтобы дети осознавали, что история их родного города неразрывно связана с историей страны. Заочные путешествия по городу проходили и во время организованной деятельности, которые были взаимосвязаны с экскурсиями, дополняли и обогащали их, чтобы правильно дозировать познавательный материал предлагаемый детям, установить логическую связь между различного рода сведениями. Организовала деятельность в определенной последовательности. Совместно с детьми организовала фотовыставку «Памятные места Саратова». В библиотеке ребята познакомились с работой библиотекаря, узнали много интересного. Деятельность организованная и проведенная в нетрадиционной форме позволяла мне обобщить и систематизировать знания детей о родном поселке, повысить активность, уверенность. Убедилась, что воспитанники становятся настоящими маленькими гражданами, которые любят, знают свой город, стараются решить его проблемы.
Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установки тесной связи с семьёй. Организация совместных творческих домашних заданий: родители совместно с детьми принимали активное участие в подборке материала о родном поселке, придумывали изображение семейного герба, создавали альбом «Мой родной поселок», выращивали комнатные растения для группы. Объединение родителей и детей обогатило общение между ними и доставило радость. Проводила родительские собрания на тему: «Привитие патриотизма у детей», «Учим детей, любить и беречь родной поселок», консультации на тему: «Семейный маршрут выходного дня», «Отдыхаем всей семьёй». Помогла советами многим семьям проводить выходные всей семьёй, гулять по знакомым и любимым местам, уточнить и закрепить знания о родном поселке. Традициями группы были утренние и вечерние беседы с родителями, давала информацию о том,что рассказывала детям по теме «Мой родной поселок». Работа в данном направлении вызвала интерес у родителей, что побудило их лучше узнать историю родного поселка и вызвало чувство гордости за него. Этот положительный отклик послужил примером для их детей.
Тема моего опыта была интересна не только детям, их родителям, но и педагогическому составу детского сада. Я подготовила на МО детского сада консультацию «Как привить любовь детям к родному поселку» и предложила игру «Слабое звено».
Считаю, что основным результатом моей работы по данной теме является то, что воспитанники моей группы стали духовно богаче. Они много узнали о своём поселке, изменили своё отношение к нему, увидели его красоту и богатство своим глазами, с уважением стали относиться к основателям, защитникам и людям прославившим поселок, бережнее относиться к окружающему, чувствовать красоту природы. Так же у ребят изменилось взаимоотношения друг с другом, появились чувства коллективизма, сопереживания к людям, животным, доброжелательные отношения к окружающим. Дети отличаются устойчивым интересом к истории родного поселка, желанием облагородить территорию детского сада. Я старалась научить детей не только восхищаться красотой окружающего мира, но и заложить ростки любви к родному поселку. Пыталась научить их самостоятельно решать проблемы, возникшие в жизни, старалась воспитать чувство настоящего жителя, который умеет использовать свои знания на практике.
Анкетирование родителей подтвердило эффект работы многие указали в своих анкетах, что они узнали много нового и интересного о своём поселке, стали больше проявлять к нему интерес и желание облагородить его ещё лучше. Так же они отметили, что стали больше уделять внимание патриотическому воспитанию детей. Количество родителей оценивающих свою достаточную компетентность знаний о родном городе возросло с 30% до 96%.
Таким образом, я считаю, систематическая работа по воспитанию патриотических чувств детей к родному поселку в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои положительные результаты.