Светлана Мачнева
Проект «Откуда хлеб пришел?»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта: информационно-исследовательский; по содержанию: «ребенок и рукотворный мир»; детско-взрослый – где ребенок исполнитель проекта; внутри одной возрастной группы (6-7 лет); коллективный, долгосрочный.
Проблема: что мы знаем о хлебе и для чего он нужен людям?
Публикация «Проект „Откуда хлеб пришел?“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Цель-результат: совместно со взрослыми дети собирают информацию о том, откуда приходит хлеб на наш стол, умеют донести ее до сверстников; постигают смысл изречений «хлеб – всему голова», «хлеб – это жизнь»; знакомятся с производством хлеба с использованием ИКТ; дети приобретают основы культуры мышления, умения и навыки исследовательского поведения: видят проблему, задают вопросы, выдвигают гипотезы, дают определения понятиям, классифицируют, наблюдают, делают выводы и, доказывают и защищают свои высказывания; свои знания, впечатления дети отражают в художественно-продуктивной деятельности: выпечка печенья, разучивание пословиц, поговорок, загадок, стихов, песен о хлебе, рисунки, поделки.
Материал: различные хлебобулочные изделия, иллюстрации, произведения художественной литературы, фотографии, изобразительные материалы, мультфильмы, музыкальные произведения.
Содержание практической деятельности по реализации проекта:
1 этап. Подготовительный.
Перед завтраком воспитатель обращает внимание детей на столы, и просит сказать, чего же не хватает на накрытых столах (хлеба). Перед детьми ставится вопрос: где взять хлеб? Дети предлагают разные варианты – в магазине, в ларьке. Воспитатель уточняет, а где же можно взять хлеб в нашем детском саду (на кухне). Педагог приносит хлеб.
После завтрака дети собираются в группе, воспитатель приносит подносы с различными хлебобулочными изделиями, предлагает рассмотреть их.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, откуда появился хлеб?
Дети отвечают: из магазина, сделали из муки.
Воспитатель: А что такое хлеб?
Дети отвечают: хлеб надо есть, из семечек вырастили.
Воспитатель: Из каких семечек?
Ответы: из хлебных.
Воспитатель: А что вы еще можете рассказать о хлебе?
Ответы: его делают на хлебном заводе.
Воспитатель: Кто может рассказать пословицы, поговорки, стихи о хлебе?
Ярослав хочет рассказать стихотворение, но только не о хлебе.
Руслан (стихотворение сочинил сам) рассказывает:
Прыгал зайка по полянке
Он увидел баранки, взял и съел.
Потом взял баранку и ушел.
В ходе беседы выясняется, что дети не имеют достаточной информации, о том, откуда к нам пришел хлеб.
Воспитатель: А как вы думаете, ребята, где можно узнать все о хлебе? (сходить на завод, где делают хлеб, у продавца). А у кого еще можно получить информацию? (спросить у родителей). Педагог показывает карточки-алгоритмы получения информации. (Подумать, спросить у взрослого, узнать из книг, из компьютера, посмотреть телевизор, понаблюдать, поэкспериментировать)
Воспитатель предлагает детям собрать информацию о хлебе и попросить помощи у взрослых.
2 этап. Сбор информации.
Дети с помощью родителей разыскивают пословицы, поговорки о хлебе, учат стихи, рисуют. Дома вместе родителями замешивают тесто, пекут пироги, сушат сухари.
Организация экскурсий
1) Экскурсия в детскую библиотеку.
Библиотекарь читального зала проводит тематическую беседу «От колоска до каравая,» рассказывает об истории появления хлеба, о технологии выращивания зерна;
Используемая литература:
1. Митяев А. В. «Ржаной хлебушко – калачу дедушка», М., 1990
2. Алмазов Б. А. «Наш хлеб» - Л., 1985
3. Владимиров А. В. «Земля на зернышке стоит» - М., 1984.
4. Осипов Н. Ф. «Про гречиху и пшеницу, кукурузу и горчицу», М., 1997
5. Дацкевич В. П. «От зерна до каравая» М., 1985
затем дети с удовольствием просматривают мультфильм «О девочке, которая наступила на хлеб» по сказке Г. -Х. Андерсена.
По возвращении в детский сад ребята обмениваются впечатлениями: рисуют, составляют пословицы, придумывают стихи, загадки, составляют алгоритм технологии хлеба.
2) Экскурсия вместе с родителями в магазин к хлебному отделу, находящемуся недалеко от детского сада.
Дети рассматривают хлебобулочные изделия, покупают их, затем по приходу в группу пробуют сладкую соломку, вкусные пряники и обмениваются впечатлениями о проведенной экскурсии с родителями.
Составляют книгу-рассказ об экскурсии (с помощью фотографий)
3 этап. «Поможем Красной Шапочке испечь печенье для бабушки»
В группу к детям приходит грустная Красная Шапочка. В руках у нее пустая корзинка. Воспитатель и дети интересуются, почему она грустит. Красная Шапочка: У меня заболела бабушка, мама все время печет ей пирожки, а я отношу. А сегодня мама ушла на работу и не смогла испечь пирожки. А я не знаю, где можно взять пирожки.
Воспитатель: А ты помогала маме печь пирожки?
Красная Шапочка: Нет, я не знаю как печь пирожки, я просто смотрела.
Воспитатель: Ребята, а мы можем с вами помочь Красной Шапочке? Как мы можем помочь?
Данил ответил, что мы можем напечь пирожков.
Воспитатель: А кто умеет делать пирожки?
Данил ответил, что он умеет, его бабушка учила.
Воспитатель просит детей выложить карточки с продуктами, которые нам понадобятся для приготовления теста. Дети подбирают карточки (мука, молоко, дрожжи, яйца, сахар, соль, масло сливочное, растительное) остались две карточки. Воспитатель спрашивает, почему не взяли эти карточки (линейка, карандаш). Дети объяснили, что они нужны для того, чтобы, писать и измерять.
Затем воспитатель показывает на карточках алгоритм замешивания теста, каждую операцию проговаривает вместе с детьми:
1 карточка – наливаем молоко,
2 карточка – насыпаем сахар и соль
3 карточка – наливаем ложку сливочного масла
4 карточка – добавляем яйца
5 карточка - насыпаем дрожжи (1 чайную ложку)
6 карточка – просеиваем муку через сито и добавляем (1 стакан)
7 карточка – духовка (выпекаем)
После этого предлагает детям, следуя этому алгоритму, замесить тесто.
По окончании читаем стихотворение:
Если хочешь ты, дружок,
Скушать вкусный пирожок,
То тогда ты должен знать,
Надо тесто замешать.
Ты возьми яйцо, муку,
Начинай, я помогу.
Напечем мы пирогов,
Кушай, друг мой, будь здоров!
(А. Потапова)
Красная Шапочка помогает кому-нибудь из ребят. Тесто замесили,
Воспитатель показываем карточку («Экспериментирование») и спрашивает, что же ребята делали. (Ответ детей – экспериментировали, показывает следующую карточку («наблюдение») – дети отвечают (будем наблюдать за тестом)
Воспитатель: Ребята, а давайте мы вместо пирожков угостим бабушку печеньем!
Дети: Да, согласны!
После того, как тесто подошло, дети делали печенье: разминали кусочек тесто, раскатывали его, вырезали формочкой.
Воспитатель: Что же нужно делать дальше?
Ответы детей: положить на поднос и отнести на кухню.
Воспитатель: (обращаясь к Красной шапочке) А теперь ты умеешь печь печенье? Помогли тебе ребята?
Красная Шапочка благодарит ребят за помощь. Говорит, что они очень помогли ей, прощается и уходит.
Итог всей работы – презентация «Откуда к нам приходит хлеб?»
Воспитатель сообщает ребятам, что сегодня к нам придет необычный гость, а кто это – они должны угадать (читает стихотворение из сказки «Колобок»)
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился… (колобок)
Ответы детей.
Воспитатель показывает сказочного героя колобка и говорит:
Колобок веселый я!
Помогите мне друзья,
Нужно нам решить вопрос,
Кто нам хлебушко принес?
Из чего, я не пойму,
Люди делают муку,
Как потом из той муки,
Пекут люди пироги,
Булочки и калачи.
Вы поможете, друзья,
Узнать, откуда взялся я?
(А. Потапова)
Воспитатель: Ребята, а мы можем помочь Колобку?
Ответы детей.
Воспитатель: А чем мы можем помочь Колобку?
Ответы детей. (расскажем все, что знаем о хлебе.)
Воспитатель: Давайте вспомним, как все начиналось.
Воспитатель показывает первую карточку
(!)
и спрашивает: С чего начинается любое исследование?
Ответы детей (подумать, что мы знаем об этом предмете, чтобы узнать больше, необходимо задать себе вопрос, где мы можем узнать)
Воспитатель: (читает стихотворение)
Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых,
И все, что вижу я вокруг,
Все знаю я от них.
Они по зову моему
Являются в нужде,
Зовут их Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.
(Редьярд Киплинг)
Выставляется карточка
(?)
Ребенок. Поэтому мы задали себе вопрос, где мы можем узнать что-то новое о хлебе?
(Выставляется карточка
«спросить у другого человека»
)
Настя рассказывает о том, как она попросила маму рассказать, все то, что она знает о хлебе, показывает книжку-малютку и рассказывает информацию, полученную от мамы.
Арина то же показывает свою книжку и дополняет рассказ о хлебе.
Саша, Юля, Эдгар рассказывают стихотворения, выученные со своими родителями.
Настя рассказывает стихотворение-загадку, а выучила она ее в месте с мамой (Показывает рисунок-отгадку)
Воспитатель: А я ребята, знаю, что (имена детей) приготовили нам сюрприз.
Дети показывает книжку-раскраску, о том, какие машины помогают в уборке хлеба и загадывают загадки об этих машинах и загадывают загадки про эти машины:
Чтобы груз я вам привез
Мне не нужен овес,
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины
Угадай, что я?
(грузовик)
Бывают ли у дождика четыре колеса?
Скажи, как называются такие чудеса.
(дождевальная машина)
Ходит с края на край,
Режет черный каравай.
Сзади ходит другой,
Сыплет солью золотой.
(трактор и сеялка)
Корабль-великан
Не по морю плывет.
Корабль-великан
По земле идет.
Поле пройдет –
Урожай соберет.
(комбайн)
Ребенок показывает карточку
(«книга»)
и рассказывает о том, что о хлебе можно узнать из книг. Далее следует рассказ ребенка о том, что дети узнали о хлебе. Рассказ сопровождается показом фотографий. Вступает второй ребенок и рассказывает о том, что в группе они посмотрели мультфильм о девочке, которая наступила на хлеб.
Воспитатель: У нас есть карточки с иллюстрациями из этого мультфильма,
(картинки перемешаны). А что же с ними случилось? Они все перемешаны. Ребята, а вы сможете восстановить их по порядку.
Дети раскладывают карточки и рассказывают содержание мультфильма.
Следующий рассказ Степы о том, как он вместе с папой ходил в магазин в хлебный отдел.
Аня продолжает: затем в группе мы экспериментировали, учились замешивать тесто и пекли печенье.
После рассказа дети читают стихи о хлебе (выученные вместе с родителями)
Воспитатель:
Получился у нас вот такой рассказ,
Про душистый сдобный хлеб
Ты узнал сейчас.
Наши мамы, бабушки дружно помогали,
Много интересного о хлебе рассказали.
И в библиотеке мы побывали,
Книжки о хлебе смотрели, читали.
Куда шофер муку везет,
Там стоит «Хлебозавод»
А потом – в магазин,
Там не только хлеб один,
Там торты, коврижки
Для Вани и Маришки.
(А. Потапова)