ИРИНА ХИЖНЯК
Опыт работы «Обеспечение эмоционального благополучия ребенка в период адаптации к детскому саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение к семинару «От игры к действию»
Эмоции «являются центральным звеном»
психической жизни человека.
И прежде всего ребенка.
/ Л. С. Выготский/.
Эмоциональный интеллект- это умение, способность распознавать свои и чужие эмоции, понимать как они влияют на поведение и мышление, и умение управлять ими.
Приходя дети в детский сад, проходя адаптацию испытывает новые эмоции.
Публикация «Опыт работы „Обеспечение эмоционального благополучия ребенка в период адаптации к детскому саду“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
Все дети в период адаптации испытывают тревожность, связанную с общением со сверстниками, а так же те или иные страхи.
Создание положительного эмоционального настроения в группе в адаптационный период является важным компонентом воспитания и развития личности ребенка. По этому главной задачей перед педагогами, воспитывающими ребенка является обеспечение состояния эмоционального благополучия. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, понимать эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.
Продолжительное время система дошкольного образования в России была ориентирована, прежде всего, на обеспечение познавательного развития детей. При этом эмоциональному развитию часто уделялось недостаточное внимание. Важным событием последнего года стало принятие ФГОС ДО. Одной из базовых ценностей ФГОС ДО, является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического.
Обеспечение эмоционального благополучия ребенка – одно из важнейших условий в период адаптации к детскому саду в раннем возрасте.
В данный период нужны и индивидуальные, и фронтальные игры, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.
Хочу поделится опытом работы в этот период с детьми.
В этот период идет подбор игр, направленных на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, сближение детей друг с другом и воспитателем, формирование доверительных отношений.
В своей работе пользуюсь материалом развивающих игр В. В. Воскобовича.
Игровая ситуация:
Приветствие.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Кохле, Охле, Желе, Зеле,
Гномы Геле, Селе, Фи
Нас с собой игра зови!
- Дети, мы сегодня с вами отправимся в путешествие.
- Дети, вот мы с вами и добрались до фиолетового леса. Посмотрите, как здесь красиво! Ярко светит солнце, на полянке растут красивые цветы. Тише-тише! Послушайте кто-то плачет? Это же наш старый друг гномик Кохле.
- Дети, давайте поздороваемся с Кохле. Узнаем, что у него случилось?
Дети здороваются со сказочным персонажем, машут ему руками.
Кохле приветствует детей и ведущего.
- Кохле, расскажи нам, что у вас случилось в фиолетовом лесу? Почему ты плачешь? Мы с ребятами постараемся помочь.
Гномик Кохле приглашает ребят устроиться поудобнее и рассказывает свою историю: в фиолетовом лесу на его опушке средь деревьев и холмов в радужных домишках гномы – дедушки живут и лесочек стерегут. Однажды солнечным денечком гномы вышли погулять и цветочки собирать. Цветов в фиолетовом лесу видимо не видимо. Собирали – собирали гномики цветы и дорогу к домикам своим потеряли. Расстроились гномики, долго бродили по лесу в поисках своих домиков, но не нашли их. Тогда решили гномики, отправить меня помощь искать. Бродил я по лесу и совсем отчаялся. Но тут появились вы, ребята! Помогите пожалуйста, радужным гномикам найти дорогу к своим домикам.
- Дети, мы поможем гномику Кохле и его друзьям отыскать дорогу к радужным домикам?
Дети с радостью отзываются на просьбу помочь.
Гномик Кохле: Слушайте внимательно мое задание.
Задание Кохле: нужно объединить гномика с домиком его цвета разноцветной веревочкой ( например: гном Кохле-красная веревочка-красный домик и т. д.).
- Дети, держите разноцветные веревочки и помогите нашим гномам найти свои домики.
Молодцы, у вас хорошо получается. Кохле уже нашел свой домик с вашей помощью, Охле, Желе, Зеле, Селе, Геле, Фи – тоже уже дошли до своих домиков.
Гномы благодарят детей за помощь и предлагают с ними сделать разминку.
Разминка с Гномами:
Кохле – любит очень прыгать. (прыгаем с гномом эмитируем его движения).
Охле – ножками подрыгать. (топаем ножками).
Желе – ручками стучать. (хлопаем в ладоши).
Ну, а Зеле Танцевать. (ставим руки на бочок и приседаем).
Геле наш устал немножко, пот стирает со лба ладошкой. (потираем лоб ладошкой)
Селе стал озорничать (бегаем) в прятки с Фи решил играть. (закрываем глазки ладошками)
Наше путешествие подходит к концу и нам пора отправляться домой. Давайте попрощаемся с гномами.
Дети прощаются с гномами, машут ручками и говорят: «До свидания!»
Ведущий предлагает детям взять в руки.
Мы большие молодцы
Гномам быстро помогли
И довольные собой
Мы отправились домой!
Ведущий: вот мы и дома!
После знакомства с гномами работа продолжается. В период адаптации ребёнка в группу встречают гномы. Предлагаем выбрать гнома, который сегодня тебе будет другом. Выбрать домик в котором будет жить Гном.
С помощью выбранного цвета предмета определяем эмоциональное самочувствие ребенка, эмоциональное состояние ребёнка. По методу цветотерапии, планируем работу по коррекции развития дошкольников в период адаптации, развитию эмоционально-личностной сферы и сохранению и укреплению здоровья ребёнка. Выявляем факторы, оказывающие положительное влияние на сохранение здоровья детей, определяем содержание, методы и формы помощи, помогающие преодолеть адаптационные трудности укрепить и сохранить здоровье детей.
При утреннем приёме можно использовать Цветные мячики из Дара № 1 с образовательного модуля Дидактическая система Фридриха Фребеля программы STEM образования.