Наталья Хайрудинова
Осознанно-действенное отношение детей младшего дошкольного возраста к домашним животным
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: Настоящая статья отражает проблему формирования осознанно – действенного отношения детей младшего дошкольного возраста к домашним животным через систему грамотно организованной работы с применением различных форм деятельности и с учетом возрастных особенностей детей 3-4 лет.
Ключевые слова: домашние животные, экологическая культура, сопереживание, ФГОС.
Публикация «Осознанно-действенное отношение детей младшего дошкольного возраста к домашним животным» размещена в разделах
Человек и природа – неразрывные друг от друга понятия. Однако в последние годы мы замечаем, насколько пошатнулось их взаимодействие. Мы часто замечаем проявления жестокости людей по отношению к домашним животным. Их выбрасывают на улицу, натравливают друг на друга во время прогулки, дрессируют до измождения, занимаются членовредительством. И все это видят наши дети…
Чтобы предотвратить это, важно уделять достаточно внимания воспитанию экологической культуры детей уже с младшего дошкольного возраста. Обосновано это тем, что период дошкольного детства считается временем, когда закладывается фундамент осознанного отношения к объектам природы. Знания и привычки, приобретенные в этот возрастной промежуток, навсегда остаются с человеком и составляют основу его экологического сознания.
Домашние животные – наши друзья. Знакомство с ними происходит у многих очень рано, ведь каждая вторая семья по статистике имеет домашнего любимца, а каждый 3 отдыхает в деревне у бабушки и имеет счастье пообщаться с цыплятами, утятами, кроликами и другими представителями класса домашних животных. Взрослым, которые находятся рядом с детьми, стоит задуматься о том, какой пример они показывают детям во время своего общения с животными, ведь для большинства из них домашний скот – это способ прокормить семью, поэтому зачастую дети становятся свидетелями потребительского отношения к нему.
Конечно, с домашними питомцами ситуация обстоит несколько иначе, их любят и ласкают, но в то же время вместо запрета на таскание кота за хвост родители со смехом выкладывают ролики в социальные сети, не задумываясь о том, что такое отношение к животному воспринимается их ребенком, как экологически грамотное.
Принимая во внимание эти и другие факторы, ответственность за осознанно – действенное отношение к животным ложиться на плечи педагогов ДОО. На основании ФГОС экологическое воспитание дошкольников – одно их приоритетных направлений в работе дошкольной образовательной организации.
В рамках Основной образовательной программы проблема ознакомления детей с животным миром решается путем формирования представлений о животных, развития осознанно - действенного отношения к ним, воспитания любви.
Учить детей бережному отношению к животному бессмысленно без формирования представлений о нем. Поэтому решение первой задачи находится в приоритете. Формирование представлений детей о животных имеет свои особенности:
1. Накапливание конкретных и разрозненных знаний о каждом виде животного, ознакомление с наиболее характерными особенностями их внешнего вида и поведения.
2. Формирование обобщенных представлений о животных, овладение словами - терминами, накапливание знаний о новых видах животных.
3. Формирование общих представлений о животных в ходе практической деятельности по классификации животных на основе их сходства.
4. Формирование общих представлений, осуществляемых на основе особенностей мышления (наглядно – образное) ребенка-дошкольника. При этом акцентируется его внимание на морфологических и функциональных признаках.
Таким образом, мы знакомим детей миром животных, исходя из трех параметров:
• особенности внешнего вида;
• особенности среды обитания животного (условия содержания);
• польза для человека.
Планируя воспитательно – образовательный процесс, важно учитывать особенности дошкольников. Так, принимая во внимание преобладание наглядно-образного мышления детей младшего дошкольного возраста, мы отдаем преимущество в своей работе наглядным методам получения информации. Среди них можно выделить наблюдение, использование моделирования (макетов, проведение виртуальных экскурсий, просмотр обучающих видео.
Наблюдая за домашними животными на прогулке, мы обращаем внимание детей на особенности поведения хозяина по отношению к своему питомцу, как он отдает команды, поощряет или наказывает своего питомца итд. В ходе образовательной деятельности с применением макетов демонстрируем наглядно действия человека по отношению к животному, используем при этом ласковые слова, художественное слово (Курочка моя, умница моя, вот пшено, водичка, дай ты мне яичко).
Особое внимание в системе воспитания у детей экологической образования культуры отводится дидактическим играм. С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать игры такого плана: «Найди детенышу маму», «Покорми животное», «Спрячь собачку в конуру» и тд. В ходе игры целесообразно напомнить ребенку, почему мы заботимся о животных.
Учитывая впечатлительность и эмоциональную отзывчивость дошкольников, мы формируем гуманное отношение к животным через призыв к состраданию и сопереживанию. Эти чувства помогают малышу проникнуть «в жизнь животного изнутри», прочувствовать чужую боль, как свою собственную.
Вопрос педагога «Почему ты любишь животных?» заставляет малыша задуматься, вычленить из памяти самые важные знания о животном и отразить в речи свое отношение к нему.
Напомним, что на этапе дошкольного детства знания ребенка формируются засчет получения эмоционального впечатления о природе. Именно поэтому в его окружении должны находиться взрослые, обладающие экологической культурой, понимающие общие для всех людей проблемы и беспокоящиеся об их своевременном решении. Лишь в этом случае у малыша сформируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры и он откроет для прекрасный мир природы.
Исходя их этого, важное место в воспитательно – образовательной работе следует отводить и работе с родителями. Мы призываем родителей стать добрыми наставниками и активными рассказчиками для своих детей. Важно объяснить им, что все их объяснения, беседы, наставления необходимо подкреплять их личным положительным примером в жизни.
В заключение отметим, что мы несем ответственность за то, какими вырастут наши дети. Дошкольники испытывают потребность в доброте и ласке. И вместе с тем они имеют способность бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. Главное - не мешать им в этом, а, наоборот, помогать сохранить свою доброту на всю жизнь.
Перечень литературных источников:
1. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в дет. саду: Сценарий занятий — М. : ТЦ Сфера, 2004.
2. Николаева С. Н. Общение с природой начинается с детства. М: «Академия», 2013.
3. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников : Учеб. пособие — М: «Академия», 2015.