Ксения Поликина
«Особенности восприятия и понимания юмористических картинок детьми старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме особенностей восприятия юмористических картинок детьми 5-6 лет показал, что чувство юмора играет огромную роль в развитии человека и способно оказывать влияние на его эмоциональную и интеллектуальную сферы. В нашей работе, мы уделяем внимание такому жанру, как юмористические картинки, потому что иллюстрация является самым доступным для дошкольников видом графики и самым распространенным видом изобразительного искусства в детском саду.
Публикация «„Особенности восприятия и понимания юмористических картинок детьми старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Анализ основ проблемы позволяют утверждать, что в настоящее время нет специальной методики по формированию у детей чувства смешного, а современные дошкольники испытывают значительные затруднения при понимание юмора в окружающей жизни, при восприятии смешного в юмористических картинках. При этом, как показывает анализ комплексных программ воспитания и обучения, уже со средней группы с детьми должна вестись работа в этом направлении.
Вся работа предполагает подбор содержания, методов и приёмов, которые обеспечат эффективное понимание детьми смешного и восприятие ими юмористических картинок. Работу следует проводить поэтапно.
Первый этап следует начать с освоения детьми первичных представлений о комическом, как эстетической категории. Для этого необходимо, чтобы педагоги подводили детей к тому, что комическое и смешное, это одна из категорий эстетики, которая рассматривается в русле противоречий окружающей действительности.
Для формирования у детей представлений о комическом, мы рекомендуем провести беседу с детьми :
- объяснить, что в комическом отображаются социальные явления, образ жизни, деятельности, поведения людей, которые находятся в противоречии с общественными идеалами, поэтому вызывает смех;
Вторым этапом работы следует вызвать у детей интерес к юмористическим произведениям :1. Для этого рекомендуем использование метода разбора путаниц. Путаницы являются уникальным средством для развития маленьких детей. В весёлой занимательной форме они помогают ребёнку осознать различные признаки предметов, явлений, их взаимосвязь с окружающей действительностью. В несложный сюжет картинки вплетается 1,2 неточности, основанные на нарушении функции или назначения отдельных вещей, например на фоне летнего пейзажа стоит снеговик. Подобные сюжеты не только развивают детей, но и веселят их, создают хорошее настроение и вызывают желание чаще рассматривать и обсуждать картинки-путаницы.
На третьем этапе стоит задача обогатить их представления о профессии художника, изображающего смешное, встречающееся в нашей жизни. Это можно сделать, через такие литературные произведения, в которых прослеживается комическое содержание. Можно использовать литературные произведения, как Н. Радлова «Рассказы в картинках»; Н. Носов «Тук- тук- тук»; Б. Заходер «Бочонок собачонок»; Ю. Владимиров «Чудаки»; Э. Успенский «Страшные истории»; К. Чуковский «Закаляка», «Бутерброд» и др.
Любое произведение, позволит ребёнку наглядно представить смешные моменты и более эмоционально отреагировать на них.
После прочтения литературного произведения, следует проводить коллективное обсуждение, в ходе которого дети должны будут рассказать, что они услышали смешного, поделиться своими впечатлениями.
Чтобы ещё больше заинтересовать детей, нужно рассказать им, что юмор может выражаться не только в литературных произведениях, но и в рисунках разных художников к тексту произведения.
Чтобы подвести детей к пониманию этого, следует провести следующую работу:
- Отобрать произведения с ярким, выразительным сюжетом, интересным детям;
- Рассматривая картинки, надо обратить внимание детей на линию: она может быть плавной, гибкой, певучей, а так же выстраивать изображение в определённом эмоциональном состоянии;
- Обратить внимание на мимику, движения, настроение, непропорциональность каждого героя;
- Обратить внимание на вымышленность ситуации, её противоречие действительному.
- формировать у детей при рассмотрении картинок эмоционально – нравственную отзывчивость, умению сопереживать состоянию и настроению главных героев.
После того, как дети перечислят всё, что они видят смешного на картинках, педагог ещё раз должен обратить их внимание на несоответствия, изображённые на картинке, обратить внимание на различные приёмы и способы изображения художником комической ситуации, а именно на вымышленность ситуации со способом выполнения действия и полученным результатом, не характерным для этой; несоответствующей цветовой гамме; выражение мимики; необычности позы и движений героев; в переносе и приписывании функций, свойств, качеств, предметов с объекта на объект.
В ходе коллективного рассматривания детей заинтересуют юмористические произведения, и они с радостью захотят сами научиться рисовать юмористические картинки к произведениям. Такое занятие позволит детям обобщить, систематизировать знания детей о комическом.
Поэтому, четвёртым этапом работы, будет рисование юмористических картинок детьми 5-6 лет на тему «Самый смешной рисунок».
После рисования, следует провести беседу по рассматриванию юмористических рисунков с каждым ребёнком группы.
Для беседы используются вопросы: «Расскажи, что смешного на твоём рисунке? Почему ты так считаешь?». При рассматривании рисунков можно увидеть, какими способами изображения пользуются дети для достижения комического эффекта. Все рисунки после занятия следует оставлять в группе, чтобы дети могли более подробно рассмотреть рисунки своих ровесников.