Юлия Молчанова
Особенности развития и охрана нервной системы ребенка-дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Принятие нового Федерального закона «Об образовании» и введение ФГОС в дошкольном образовании требует существенного изменения содержания, приемов и методов педагогических воздействий, направленных на совершенствование системы воспитания и образования в дошкольной организации.
Обеспечение необходимых условий, соблюдение всех педагогических и гигиенических требований к воспитательно-образовательному процессу не только способствует его оптимизации, но и создает предпосылки для укрепления здоровья детей.
Публикация «Особенности развития и охрана нервной системы ребенка-дошкольника» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Незавершенность процессов роста и развития организма дошкольника, недостаточная зрелость нервной системы делают его особенно чувствительным к воздействию различных внешних факторов и может быть подвержен различным функциональным расстройствам особенно в период интенсивной морфологической и функциональной перестройки – так называемые критические возрастные периоды: 3-4 года и 6-7 лет. Родители и педагоги должны понять, как прийти к тому, чтобы ребенок приобрел веру в себя и в тот мир, в котором он живет. Ведь ребенок, который с детства испытывает базовое недоверие к миру, рано или поздно может стать невротиком. А невротик — этот тот, кто не доиграл в детстве. У ребенка должна возникнуть мотивация к познанию и творчеству, он должен быть направлен на поддержку любых программ, способствующих формированию личности ребенка как носителя ценностных установок современного мира. Мы должны учитывать, что дети приобщаются к миру в эпоху информационного взрыва — информатизации, виртуальной реальности. Нужно сделать так, чтобы, играя в компьютерные игры, они не заигрались, чтобы они продолжали общаться с нами, взрослыми, и со своими сверстниками, а не только с виртуальными героями.
При нерационально организованной деятельности в ДОУ, при нарушении режима, недостаточной длительности сна и т. п. дети сравнительно быстро утомляются, что ухудшает общее состояние организма, снижает его естественные защитные реакции, отрицательно сказывается на умственном и физическом развитии. Утомленный ребенок, как правило, плохо спит, вяло ест, мало активен в образовательной деятельности. Вот почему так важно еще до появления первых признаков утомления (легкая отвлекаемость, двигательное беспокойство, ослабление внимания и др.) принять необходимые меры к его предупреждению. Для этого используются разнообразные педагогические приемы, способствующие как отдыху, так и активизации детей: переключение внимания, гибкость построения развивающего пространства, смена деятельности от непосредственного взаимодействия с педагогом к самостоятельной деятельности, чередование активной и пассивной деятельности. Для рационального планирования воспитательно-образовательной деятельности важно учитывать динамику работоспособности детей, которая характеризуется определенными закономерностями. Так в начале учебного года, в первые недели, детям трудно выполнять напряженную и длительную умственную работу. Постепенно, по мере тренировки, работоспособность повышается и к середине учебного года достигает определенной устойчивости, а затем вновь может снижаться. При правильной организации образовательного процесса у дошкольников к концу учебного года снижение работоспособности не наблюдается.
Определенные закономерности в изменении работоспособности детей отмечаются и на протяжении дня, в течение недели. Периодичность и характер их тесно связаны с уровнем педагогической работы, индивидуальными особенностями развития ребенка. Физиологическими исследованиями установлено, что оптимум работоспособности у большинства детей на протяжении дня приходиться на период между 9 и 11 часами; второй подъем, более кратковременный, отмечается в период между 16 и 17 часами.