Татьяна Завалишина
Особенности общение детей дошкольного возраста со сверстниками
▼ Скачать + Заказать документы
Современная система дошкольного образования ориентирована на
гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности,
нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. Образовательная работа с детьми направляется на создание условий, открывающих ребенку возможность самостоятельных действий по освоению окружающего мира. Особую значимость приобретает проблема взаимодействия дошкольников со сверстниками.
Трудно найти для ребенка 4-5 лет более тяжелое наказание, чем
Публикация «Особенности общение детей дошкольного возраста со сверстниками» размещена в разделах
лишение его возможности общаться с другими детьми. Характер взаимоотношений ребенка со сверстниками, среди которых он живет, положение ребенка в группе в немалой степени определяют его развитие.
В последнее время все чаще высказывается мысль о том, что в
условиях воспитания и обучения по развивающим программам детям
недостаточно общаться только со взрослым. Для полноценного
познавательного и социального развития ребенку необходимы контакты со
сверстниками. Потребность в общении со сверстником выражается в стремлении дошкольника к самопознанию и самооценке посредством сравнения себя с ровесником как равным партнером. Доказано, что уже на третьем году жизни у ребенка начинает складываться потребность в общении со сверстником. На протяжении дошкольного возраста потребность в
общении со сверстниками возрастает, к старшему дошкольному возрасту
сверстник становится более предпочитаемым партнером, чем взрослый.
Общение, как и всякая другая деятельность, представляет
собой «особую самостоятельную потребность человека». Общение
обязательно включает взаимные действия партнеров. Оно жизненно важно
для человека и рассматривается психологами как особый способ адаптации к
окружающей социальной среде. В результате общения формируются
представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и
способностях.
Эмоционально- практическая форма общения состоит в том, что ребенок
ждет от сверстника соучастия в своих шалостях, забавах и стремится к
самовыражению. Общение сводится к беготне, веселым крикам, забавным
движениям и отличается раскованностью и непосредственностью.
Ситуативно-деловая форма общения с ровесниками. В 4 года
потребность общения со сверстниками выдвигается на одно из первых мест.
Это изменение связанно с тем, что бурно развивается сюжетно-ролевая игра и другие виды деятельности, приобретая коллективный характер. Дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении. Стремление действовать совместно настолько сильно, что дети идут на компромисс, уступая друг другу игрушку, наиболее привлекательную роль в игре и т. д. таким образом, содержание потребности в общении составляет стремление к признанию и уважению.
Главное средство общения- речь.
Общение в группе сверстников существенно отражается на развитие
личности ребенка. От стиля общения, от положения среди сверстников
зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в
какой мере он усваивает нормы отношений со сверстниками.
Особое место в общении детей начинает занимать отношения девочек и
мальчиков. Еще в конце раннего возраста ребенок усваивает знания и своей
половой принадлежности, но он еще не понимает, каким содержанием
должно быть наполнены слова «Мальчик» и «Девочка».
Общение детей в период дошкольного возраста показывает их пристрастную причастность к социальным ролям мужчин и женщин. Ребенок к концу дошкольного возраста учится таким эмоциям и
чувствам, которые помогают ему устанавливать продуктивное отношения со
своими сверстниками и со взрослыми. К концу дошкольного возраста у
ребенка формируются основы ответственного отношения к результатам своих поступков и действий. Ответственность приобретает чувство сопричастности к общему делу, чувство долга.
Общение со взрослыми и сверстниками дает возможность ребенку
усваивать эталоны социальных норм поведения.