Хакимова
Особенности физического воспитания детей с интеллектуальными нарушениями
Характеристика психофизического развития детей с интеллектуальными нарушениями
При организации коррекционно-педагогической работы необходимо учитывать, с одной стороны, степень выраженности умственной отсталости, а с другой – общие закономерности нормативного развития, последовательность и поэтапность становления формируемых функций.
Для эффективной коррекционно-развивающей работы педагогам необходимо знать характерные проявления основного дефекта, особенности физического, психического, личностного развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
Публикация «Особенности физического воспитания детей с интеллектуальными нарушениями» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
Дети с органическим поражением центральной нервной системы с самого рождения имеют своеобразие в психофизическом развитии, что отличает их от сверстников в норме. Рассмотрим основные особенности.
К концу первого года жизни уже имеет существенные вторичные отклонения в развитии. Отмечается:
• отставание в развитии прямостояния;
• отсутствие хватания предметов и неудержимого стремления познать окружающий мир;
• несформированность зрительно-двигательной координации;
• несформированность эмоционального общения со взрослым, жесто-мимических и речевых средств коммуникации.
Все это говорит о том, что сенситивный период формирования большинства физических навыков и психических процессов в данном возрасте уже упущен.
У детей к концу раннего возраста (1–3 года) физическое развитие также имеет ряд особенностей по сравнению с их нормально развивающимися ровесниками:
• задержка в овладении прямохождением приводит к тому, что в данный возрастной период некоторые дети только-только начинают ходить; овладение ходьбой задерживается иногда до конца раннего возраста;
• движения характеризуются неустойчивостью, неуклюжестью, замедленностью или импульсивностью;
• не могут ходить целенаправленно по прямой дорожке, подниматься и опускаться самостоятельно по лестнице;
• отсутствует стремление овладевать такими основными движениями, как бегом и прыжками;
• отмечается недоразвитие ручной моторики: не устанавливается ведущая рука и не формируется согласованность действий обеих рук, мелкие и точные движения кистей и пальцев рук (захватывают мелкие предметы всей ладонью, не могут выделить отдельно каждый палец, отсутствует указательный тип хватания (указательным и большим пальцем) и хватание щепотью (указательным, средним и большим пальцами) и, как следствие, не формируется своевременно предметная деятельность.
К концу дошкольного возраста психофизическое развитие также имеет ряд особенностей по сравнению с их нормально развивающимися ровесниками.
Существенное недоразвитие моторики:
• Дети неловки, физически слабы, часто болеют, движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. У детей с умеренной умственной отсталостью общие движения характеризуются неустойчивостью, неуклюжестью, замедленностью или импульсивностью. Они не могут подниматься и опускаться самостоятельно по лестнице, у них отсутствует стремление овладевать такими основными движениями, как бегом и прыжками.
• При выполнении действий, связанных с самообслуживанием, отмечается замедленность или суетливость, недостаточно целенаправленные, движения, сильно выражена несогласованность действий обеих рук.
• Плохо сформированы тонкие и точные движения рук: захватывают мелкие предметы всей ладонью, не могут выделить отдельно каждый палец, у них отсутствует указательный тип хватания (указательным и большим пальцем) и хватание щепотью (указательным, средним и большим пальцами).
• У одних детей двигательное недоразвитие проявляется в вялости, неловкости, низкой силе и скорости двигательных действий, излишняя скованность и напряженность.
• У других – повышенная подвижность сочетается с беспорядочностью, бесцельностью, наличием лишних движений.
Наблюдаются специфические особенности развития познавательных процессов:
• Особенности восприятия : усвоенные сенсорные эталоны часто оказываются нестойкими, расплывчатыми, поэтому они плохо представляют себе окружающие предметы, не всегда могут выделить нужный предмет среди других, не различают свойства предметов (цвет, форму, величину, недостаточно ориентируются в пространстве, отсутствует перенос усвоенного способа действия с одной ситуации на другую.
• Наглядно-действенное мышление характеризуется отставанием в темпе развития, часто не осознают наличие проблемной ситуации, а в тех случаях, когда понимание в целом есть, не связывают поиски решения с необходимостью использования вспомогательных средств; объем памяти резко снижен.
• Отмечается системное недоразвитие речи (нарушено звукопроизношение, активный словарь беден, фразы односложны, дети не могут передать элементарное связное содержание). Пассивный словарь также значительно меньше по объему. Они не понимают предложения с отрицанием, состоящих их двухтрех слов. Одной из характерных особенностей фразовой речи оказывается стойкое нарушение согласования числительных с существительными. Замедленность восприятия обращенной к ребенку речевой инструкции приводят к тому, что речь взрослого часто либо совсем не понимается, либо понимается неточно и даже искаженно.
Отмечаются особенности в развитии личности :
• Дети ощущают свои промахи и неудачи и не остаются к ним равнодушными, во многих случаях они переживают свои ошибки, у них могут возникнуть нежелательные реакции на неудачу. Очень распространены у детей приспособления к требованиям, которые предъявляют к ним окружающие. Эти приспособления далеко не всегда адекватны, возникает «тупиковое подражание» – эхолалическое повторение жестов и слов без достаточного понимания их смысла.
• Наблюдаются трудности в регуляции поведения, не появляется контроль в произвольном поведении. Дети не всегда могут оценить трудность нового, не встречающегося в их опыте задания, и поэтому не отказываются от выполнения новых видов деятельности и как результат неуспех, который их особо не огорчает, не стремятся довести начатое дело до конца.
• Преобладающие мотивы их поведения: импульсивные действия, сиюминутные желания, не наблюдается соподчинения мотивов. Наряду с этим речь взрослого может организовать деятельность дошкольника, направить ее, регулировать процесс его деятельности и поведение.
• Во многих случаях они проявляют инициативу, отзывчивость и взаимопомощь, но результаты их действий часто непродуктивны, а иногда даже в ущерб себе, неадекватно оценивают свои возможности в разных видах деятельности, в том числе и в коллективных играх со сверстниками.
Краткий анализ особенностей психофизического развития детей показал, что развитие ребенка с нарушением интеллекта без коррекционного обучения протекает с большими отклонениями.
Прежде всего характерен замедленный темп развития: все психические процессы формируются очень медленно и в гораздо более поздние сроки, чем у детей с нормальным развитием.
Отсутствие активности отмечается во всех сферах жизнедеятельности ребенка. Это сказывается как в отношении окружающей его предметной деятельности, к явлениям окружающего мира, так и к социальным явлениям – пассивным отношением к своим сверстникам, окружающим взрослым и даже по отношению к самому себе.
Умственно отсталый ребенок оказывается очень чувствительным к условиям воспитания, и динамика его развития находится в тесной зависимости от своевременности коррекционного воздействия и содержания педагогической работы с ребенком.