Елена Мамонова
Оригами, как средство всестороннего развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Е. Н. МАМОНОВА
Г. УЛЬЯНОВСК, РОССИЯ.
ОРИГАМИ КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
«Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее»
В. А. Сухомлинский
Современный уровень развития общества, совершенствование производства, скорость изменения технологической базы ставят перед системой образования, в том числе и дошкольного, задачу формирования творческой, всесторонне развитой, инициативной, самостоятельной, социально активной личности, обладающей качествами, необходимыми во всех видах искусств, а также в науке, технике, бизнесе и прочих областях человеческой деятельности.
Публикация «Оригами, как средство всестороннего развития детей» размещена в разделах
Главная проблема, с которой сталкивается человек в течение всей своей жизни — это как реализовать себя, как использовать скрытые задатки и способности. Способности и задатки есть у каждого, но реализуются не у всех. Передо мной встал вопрос в том, как пробудить к жизни творческие способности детей и как помочь им развиться. Поэтому большое внимание я стала уделять продуктивной деятельности детей [1,с. 56].
Одним из любимых детьми видов творческой, продуктивной деятельности являются занятия «Оригами».
Оригами – древнее искусство складывания бумаги, берущее начало в Японии. Оно притягивает малыша чудесными превращениями обычного квадратика бумаги в красивые фигурки. Малышу это кажется не просто фокусом, а чудом! Один листок бумаги скрывает в себе множество образов и предметов: самолетики, кораблики, домики, птицы, деревья и другие интересные вещи. Из обычного модуля можно складывать красивые шары, любимых героев мультфильмов, прекрасные цветы и даже корабли, замки и машины.
Необходимость использования оригами в обучении детей дошкольного возраста неоспорима. То что дети обучаются «играючи», заметили и доказали великие педагоги такие как В. Б. Косминская, Е. И. Васильченко, А. С. Макаренко, Т. С. Комарова и другие, большая заслуга в разработке проблемы принадлежит Ф. Фребелю.
Таким образом, проблема научного исследования актуальна на современном этапе развития общества.
Многое должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную школьную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту в жизни поможет оригами - искусство, близкое ему и доступное.
Это занятие интересно детям и доставляет им огромное наслаждение. Искусство оригами — интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. В руках ребенка бумага оживает: машет крыльями журавлик, семенит, спускаясь с горки, человечек, высоко парит самолетик, прыгает лягушка, каркает ворона [2, с. 351]
В этом искусстве есть все, что тянуло бы ребенка подняться на самый верх Лестницы творчества и делало этот подъем захватывающе интересным. Как и в любой игре, главное удовольствие здесь - процесс, а не конечный результат. Дети испытывают чувства эмоционального комфорта, ощущение радости детства, ни с чем несравнимое чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки. Такая игрушка мила сердцу, с ней разговаривают, играют, ее бережно хранят. Бумажные игрушки приобретают все новых и новых друзей, сложенных из бумаги [1, с. 93].
Невозможно перечислить все достоинства оригами. Это искусство является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи. Ведь еще Сухомлинский В. А. сказал: «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок» [2, с. 200].
Проблема первая – готовность ребенка к школьному обучению.
В школе обращают мало внимания на развитие мелкой моторики ребенка. Главное для учителя научить писать, дать необходимый объем материала, порой огромный. Неподготовленному ребенку трудно усвоить нужный материал, он не успевает за темпом урока. Главная задача детского сада – всесторонняя подготовка ребенка к школе.
Оригами развивает конструктивное мышление, способность комбинировать, пространственное мышление, чувство формы, творческое воображение, художественный вкус.
Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи. Ведь еще Сухомлинский В. А. сказал: «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок.»
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Оригами знакомит детей и основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.).
Проблема вторая – дефицит игровой деятельности.
Ведущей в дошкольном возрасте является игра, а мы пытаемся увеличить объем информации, и на первое место ставим учебную деятельность. У детей практически не остается свободного времени, когда они могли бы самостоятельно играть. Оригами – это и обучение, и игра.
Проблема третья – творческая активность и самостоятельность в художественно-эстетическом развитии ребенка через совершенство овладения техникой оригами.
Оригами помогает развить уверенность в своих силах и способностях – неуспевающих не бывает. Развивает творческие способности, воображение,
художественный вкус.
Проблема четвертая – применение продуктов детской деятельности в самостоятельных играх детей.
Очень часто мы не знаем, куда девать поделки, сделанные детьми. Отдавая их домой, они быстро приходят в негодность и подлежат выбросу. В группе хранить «мертвым грузом» тоже не годиться. Мы создаем в группе театр оригами (сказки «Теремок», «Колобок», «Кто сказал Мяу?» и др.). Шапочки для сюжетных и подвижных игр так же делаются детьми в технике оригами, а так же любимые всеми самолётики, кораблики, вертушки, прыгающие лягушки, фотоаппараты и др.
Проблема шестая – развитие коммуникативных способностей и нравственных качеств детей.
Нравственные качества личности формируются и проявляются в тесной
взаимосвязи. Необходимо выбрать место для своей работы на коллективном панно, выполнять работу, не мешая друг другу, прийти на помощь товарищу.
Выполняя оригинальные подарки для своих друзей, дети учатся дружить, доставлять радость своим товарищам. Оформляя открытки и приглашения для своих родных, дети учатся быть внимательными и заботливыми. Украшая помещения к празднику, дети испытывают чувство радости от той красоты, которую создали их маленькие ручки.
Складывая фигурки оригами, ребенок мысленно вкладывает в нее все свои добрые намерения и пожелания.
Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители — самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали. Родители детей, посещающих нашу группу, ознакомлены с технологией обучения детей оригами, многие приобрели книги с образцами поделок.
Методические рекомендации для родителей:
1. Поддержите своего ребенка, будьте рядом с ним, а главное – вместе с ним.
2. Творите вместе, ведь совместное творчество надолго остаться в памяти и поможет найти контакт с ребенком.
3. В занятиях с детьми начинайте с самого простого, а затем постепенно усложняйте задание.
4. Наблюдайте за работой детей, умейте вовремя прийти на помощь. Формы ее могут быть разнообразны: совет, вопрос, непосредственная помощь.
5. Найдите, за что похвалить: за ровную складку, за красиво подобранные цвета, за то, какой он молодец и, вообще, – самый лучший.
6. Помните, приобщая ребенка к ручному труду, надо нацеливать его на интересное задание, выполнение которого способствует развитию, самостоятельности, умению преодолевать трудности.
7. Работа по выполнению поделок оригами способствует развитию : памяти, внимания, воображения логического мышления, развивает пространственные представления, мелкую моторику пальцев рук, готовит ребенка к успешному обучению в школе.
Оригами является универсальным способом обучения, его можно прекрасно сочетать с занятиями по ознакомлению с окружающим, развитию речи, математике, обучению грамоте.
Новые игрушки, мыслительные задачи, игры таят в себе данный вид творчества, помогают проведению коррекционной работы с детьми, имеющими недостатки в развитии речи – развивают психические процессы, мелкую моторику пальцев рук, способствует формированию произвольного поведения, социальной адаптации, помогает раскрыть способности ребенка, познать окружающий мир.
Хочется надеяться, что овладение детьми оригами поможет им в преодолении трудностей развития речи и приведёт в комплексе с другими приёмами воздействия к качественным изменениям, т. е. развитию ребёнка.
Систематические занятия с ребенком оригами — один из компонентов всестороннего, творческого развития и успешной подготовки к школьному обучению.
Литература:
1. Акчурина-Муфтиева Н. М. Развитие детского творческого конструирования из бумаги. - Симферополь: Крымское учебно-педагогическое государственное издательство, 2003 - 188 с.
2. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Всё об оригами. Справочник. - С-Пб: "Кристалл", М: "Оникс", 2005. - 248 с.
3. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. – М., 1995 – 240 с.
4. Коротеев И. А. Оригами для малышей. - М, "Просвещение", 2006 - 212 с.
5. Тарабарина Т. И. Оригами и развитие ребенка. - Ярославль, "Академия развития", 2006. - 138 с. 13
6. Фокина И. А. Искусство оригами. - Ростов н/Д. : Феникс, 2006. - 82 с.