Кристина Раскатова
Организация работы в ДОУ по ранней профориентации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Есть замечательная пословица, отражающая самую суть необходимости ранней профориентации : «Человек славен трудом», говорит нам о том, что труд очень важен в жизни, для этого необходимо с детских лет научиться добросовестно выполнять порученную работу.
Специалистами общепризнанно, что период от рождения до школы является возрастом наиболее стремительного развития ребенка. Важность дошкольного периода характеризуется тем, что именно в этот возрасте обеспечивается общее развитие личности, служащее фундаментом для выбора в будущем ценностных ориентиров, в том числе и выбора профессии.
Публикация «Организация работы в ДОУ по ранней профориентации дошкольников» размещена в разделах
Сейчас актуальность проблемы ранней профориентации является неотъемлемой составляющей в процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста, так как именно от неё зависит состояние общества, поскольку вхождение дошкольника в социальный мир невозможно без освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомления с профессиями. Поскольку тенденция приобщения детей к социальной действительности, к миру взрослых, к их профессиональному виду деятельности, к миру чувств и переживаний, т. е. ко всему тому, чем живет социум, - немаловажная задача, которую человечество решает с того момента, как появилась осознанная необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего [3].
Мы живем в мире технологий, ведь время не стоит на месте, а вместе с ним меняются требования к системе образования, включая дошкольное, предъявляются высокие требования, а главной задачей педагогов и воспитателей становится поиск и разработка актуальных и эффективных методов и приемов. Образовательные технологии включают в себя новые методы, средства и формы деятельности, направленные на раскрытие потенциала ребенка и формирование его как гармоничной личности.
Ранняя профориентация детей дошкольного возраста – это первичный этап подготовки дошкольника к выбору будущей профессии, заключающийся в знакомстве ребенка с различными видами труда для самостоятельного выбора профессии в будущем [5].
На данный момент это малоизученная ветвь дошкольного образования.
Но, тем не менее, существует система, позволяющая выявить интересы и склонности детей и помочь им в дальнейшем сделать осознанный выбор на основе полученных представлений.
Ни для кого не секрет, что дошкольное детство – это очень важная ступень, которая во многом определяет дальнейшее развитие личности.
Именно в этом возрасте ребенок получает основные знания об окружающем мире, складываются его личные предпочтения, черты характера, приобретаются привычки и жизненный опыт. Важной частью самосознания является понимание своих интересов и увлечений, которые в дальнейшем могут стать основой для выбора профессии.
Профессия, которая интересна – неотъемлемая часть полноценной и счастливой жизни, но, зачастую выбор специальности вытекает не из личных интересов, а по настоянию родителей или за компанию с друзьями, потому что многие даже не могут ответить на вопрос, кем же они хотят стать.
Причиной тому чаще всего является недостаточная осведомленность о различных спецификах профессий. По определению возрастом, юный человек выбирает профессию, которой планирует заниматься в дальнейшем, считается подростковый возраст, но я считаю несколько иначе.
Да, основной выбор ребенок делает в старшем возрасте, но знакомить юные умы с миром профессий необходимо именно с раннего детстве, поскольку отношение к трудовой деятельности взрослых начинает складываться в процессе социализации с 2,5- 3 лет, но важно соблюдать ряд правил: нельзя навязывать ребенку определенную профессию; не убеждать его, кем он должен стать. Ведь для нас - педагогов, важно рассказать ребенку о разнообразии удивительного мира профессий, привить уважительное отношение к различным видам труда, дать возможность приобрести различные навыки и умения, что в дальнейшем поможет дошкольнику сделать самостоятельный, правильный выбор [4].
В своей работе по ознакомлению дошкольников с миром профессий для наилучшего запоминания материала непосредственно при проведении занятий, использую разнообразные, яркие иллюстрации, изображающие людей разных профессий, их рабочие места, орудие труда, так же применяю тематические сюжетно-ролевые игры, ИКТ, различные дидактические игры, наблюдение, рассматривание и беседы, экскурсии по территории ДОУ, которые предполагают активное взаимодействие не только педагога и дошкольника, а также детей между собой и персоналом детского сада. Для закрепления полученных знаний о мире профессий, полезно и действенно читать детям тематическую художественную литературу, разучивать стихотворения, пословицы и поговорки, отгадывать загадки о труде взрослых.
Многих интересует вопрос о том, как сделать так, чтобы закрепление полученных знаний в ходе образовательной деятельности и познавательных бесед осталось в памяти надолго. Здесь-то на помощь придет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, обеспечивающая социально-культурное становление ребенка дошкольного возраста, способная удовлетворить потребности его актуального и ближайшего развития. Для этого групповое пространство разграничивается на образовательные центры, которые оснащены развивающим материалом с учетом возрастных особенностей детей группы. Все методические и игровые пособия расположены на доступном для детей уровне. В ходе профориентационной сюжетно-ролевой игры дети подражают взрослых, занятых в различных профессиональных сферах, что стимулирует как развитие игровых сюжетов, так и интерес к теме в общем.
Независимо от выбранной формы знакомства детей с удивительным миром профессии, материал должен соответствовать определенным нормам: быть максимально содержательным и полным; доступным для восприятия в соответствии с возрастными особенностями [1].
Но следует помнить о том, что детский сад работает в тесном тандеме с родителями, и работа по ознакомлению детей с трудом взрослых принесет желаемый результат, если со своей стороны родители будут чаще рассказывать детям о важности каждой профессии, а, не делая акцент лишь на своем виде деятельности, поскольку детская профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социуме [2].
Благодаря этому, полученные знания детей становятся более обширными, дошкольники расширяют словарный запас и получают новый жизненный опыт, на основе которого складывается их дальнейшее представление о мире.
Ведь найти свое место в жизни – сложная задача, но помочь решить ее могут родители и педагоги. Разностороннее развитие малыша даст ему в будущем выбрать профессию, которая будет приносить не только финансовый достаток, но и моральное удовлетворение.
Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что ознакомление детей в дошкольных организациях с разнообразным миром профессий не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них простейший личный опыт профессиональных действий, способствует профессиональной ранней ориентации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бурмистова Н. Н. Путешествие в мир профессий // Воспитатель ДОУ. 2013. – №9.https://www.vospitatelds.ru/categories/2/articles/3265?ysclid=lfzv8vo5gm603496693
2. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Академия, 2019.
3. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром [Текст]. Учебник / С. А. Козлова, С. В. Кожокарь, С. Е. Шукшина, А. Ш. Шахманова. – М. : Инфра-М, 2023. – 146 с.
4. Куцакова, Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 3-7 лет [Текст] / Л. В. Куцакова. – М : Мозаика-Синтез, 2018. – 128 с
5. Интернет источник: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-i-prakticheskie-aspekty-ranney-proforientatsii-detey-doshkolnogo-vozrasta?ysclid=lfzyjbv1yl814459612