Получи документы

Организация работы по развитию системы поиска и поддержки одаренных и талантливых детей дошкольного возраста

Антонина Штых
Организация работы по развитию системы поиска и поддержки одаренных и талантливых детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Происходящие изменения в системе дошкольного образования - ориентация на личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, создание условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка – позволяют по-новому взглянуть на проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.

Темочки:

Не так давно самым важным в воспитании и обучении детей было стремление, чтобы ребенок соответствовал некоторой средней норме. Это гарантировало возможность избежать многих проблем в развитии. Если же проблема развития одаренности не отвергалась, то полностью ложилась на плечи родителей или отдельных творческих педагогов, которые помогали ребенку раскрыть свое дарование, начиная с дошкольного возраста.

А что же было с теми детьми, которые выделялись из общепринятой нормы при этом не в худшую сторону, а в лучшую? В ответ на данный вопрос можно проиллюстрировать воспоминания академика А. М. Матюшкина, когда к нему обратился папа с одарённым мальчиком четырёх лет. «В ответ на мой вопрос: Не пробовали ли вы отдать ребенка в детский сад?» – папа рассказал: «Пробовали, и садик хороший нашли, и путевку с трудом, но получили. А заведующая, выслушав мой рассказ о сыне, ведь он у нас на самом деле не такой, как ровесники, и знает больше, и развивается быстрее, успокоила меня: «Не волнуетесь, он станет у нас как все. Был у нас подобный ребенок, а теперь все нормально, от других не отличается»» А. М. Матюшкин, в течение многих лет занимавшийся проблемой одаренности, отмечал, что одаренность может быть загублена на любом этапе развития, в т. ч. и в дошкольном возрасте.

«Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности». Одним из дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, остается вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными»«одаренные дети встречаются крайне редко». Указанная альтернатива снимается в «Рабочей концепции одаренности» следующей позицией: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

Рассмотрим виды одаренности и различия :см. слайд

По типу предпочитаемой деятельности см. слайд

Для себя мы сделали вывод: самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, У него развита интуиция, яркость, фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления.

У нас возникло множество вопросов: как выделять одаренных дошкольников? С какого возраста можно проводить диагностику одаренности? Какие педагогические условия стимулируют раскрытие одаренности в дошкольном детстве? Как построить работу с одаренными детьми в детском саду? Данные вопросы волнуют педагогов, родителей, психологов.

На эти вопросы мы пытались искать ответы и нашли их при создании программы, когда во главе с педагогом-психологом создавали программу "Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста"

Цель нашей программы см. слайд

В соответствии с программой на первом исследовательско–диагностическом этапе работы провели анкетирование воспитателей СМ. СЛАЙД

Результаты анкетирования см. слайд

Работу над реализацией программы мы начали с повышения профессиональной компетентности и мотивационной готовности педагогов к работе с одаренными детьми. см. слайд

Сформировали нормативно-правовую базу МКДОУ ЦРР № 27 с. Хороль по работе с одаренными детьми. См. слайд

Педагогом–психологом подобран психолого-педагогический инструментарий сопровождения детей с предпосылками одарённости и с помощью воспитателей и специалистов ДОУ выявили таких детей.

Педагоги пересмотрели предметно-пространственную среду в группах, постарались сделать так, чтобы она удовлетворяла потребности детей в разных видах деятельности: игровой, музыкальной, творческой, спортивной, познавательной.

Проводилось наблюдение за детьми, прежде всего, в детских видах деятельности, для того, чтобы сделать выводы о любимых занятиях каждого ребенка.

В конце года воспитатели сделали отчет о кружковой работе, поделились опытом работы друг с другом.

Для оказания помощи педагогам в работе с детьми психолог составила методические рекомендации о психолого-педагогических особенностях одаренных и способных детей, а также о методах и приемах их выявления.

Выявление особенностей основных компонентов детской одаренности проводили в три этапа: см. слайд

Результат обследования детей :см. слайд

Диаграмма по выявлению видов одаренности у детей подготовительной группы выглядит

следующим образом: см. слайд

Приводим пример таблицы, которую заполняют воспитатели совместно с педагогом-психологом в старшей и подготовительной группе. Дети в этой таблице закодированы, у каждого ребенка отмечена знаком «+» способность к какому-либо виду деятельности, где ребенок участвует и какие кружки посещает.

Работа с семьей.

В воспитании одаренного ребенка дошкольного возраста особенно значима роль семьи. Большинство родителей пытаются помочь ребенку в раскрытии творческого потенциала, но обычно мамы и папы бывают в некоторой растерянности, не зная, как развивать способности у ребенка. Поэтому воспитатели и специалисты нашего детского сада уделяют особое внимание семье, оказывают помощь родителям в поиске путей решения проблем, часто встречающихся при воспитании ребёнка с ярко выраженными способностями.

Какая работа была проведена с родителями:

• На родительских собраниях педагоги проинформировали родителей о целях, задачах и результатах выявления детей, проявивших способности в каком-либо виде деятельности;

Воспитатели глубже изучили семьи по типу, образовательному и социальному уровню, определили приоритеты родителей в области их педагогической грамотности.

Педагог-психолог провела анкетирование родителей наших воспитанников по методике «Определение склонностей ребенка».см. слайд

Это говорит о том, что у родителей поверхностные знания в этом вопросе, поэтому педагог-психолог оформила папку-передвижку для родителей по теме «Роль семьи в развитии способностей ребёнка» и оформила стенд «Наши достижения», куда поместили программу по выявлению способностей у детей, грамоты и дипломы, полученные детьми за участие в конкурсах, фотографии детей.

После проведенной диагностики Наталья Н. побеседовала с родителями о выявленных способностях у их детей, провела индивидуальные консультации в помощь родителям в поиске путей решения проблем, встречающихся при воспитании способного ребенка.

На основании диагностики педагог-психолог разработала индивидуальный маршрут сопровождения одаренного ребенка. В карте сопровождения прописаны мероприятия, рекомендованные для проведения с ребенком с течение года.

Многие родители, прислушавшись к педагогам, записали своих детей в кружки и секции в Детско-юношескую спортивную школу и Школу искусств на разные отделения.

• Некоторые родители по совету воспитателей оформили папки творческой самореализации своих детей - «Портфолио дошкольника».

Мамы и папы, и конечно бабушки, постоянно оказывают помощь в организации мероприятий спортивной, творческой и интеллектуальной направленности: олимпиада «Путешествие в Изумрудный город», «Мисс Шляпка», «День рекордов», «Рыцарский турнир», «Туристический слет дошкольников», утренники и развлечения в ДОУ, конкурс исследовательских работ.

Работа с детьми.

В начале учебного 2013-2014года воспитатели скорректировали банк данных детей с предпосылками одарённости, сформировали кружковые группы в соответствии с типом способностей, составили расписание работы кружков на год. См. слайд

Данные кружки, музыкальные занятия, праздники и развлечения - это сопровождающий фон развития ребенка, пробуждение его природного потенциала, первый этап развития способностей дошкольника.

Педагоги активизировали участие детей в конкурсах, выставках разного уровня. В течение года наши воспитанники принимали участие во всех районных конкурсах: см. слайд

В последнее время педагоги сами активно участвуют во всероссийских и международных творческих конкурсах и привлекают к участию своих воспитанников. За предыдущие 2 года дети участвовали во многих конкурсах и получили большое количество дипломов и грамот. См. слайд

В детском саду регулярно проходят сезонные праздники, утренники и развлечения. При подготовке к ним музыкальный руководитель и воспитатели совместно обсуждают, кому из детей лучше дать выучить стихи, а кто споет песню, покажет сценку. Педагоги всегда стараются привлечь к участию, даже самому небольшому, малоактивных, застенчивых детей.

В районном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов «Я – исследователь» воспитанники нашего детского сада принимают участие с самого его основания. Ежегодно воспитатели проводят с детьми исследовательские работы на различные темы и представляют их на суд зрителей. См. слайд

Ребята из нашего детского сада 3 года подряд участвуют в краевом конкурсе «Юный исследователь – Дальний Восток». См. слайд

Наша воспитанница Анна Т. принимала участие в Международном детском фестивале «Весенний перезвон» в г. Хуньчунь, КНР и завоевала Диплом лауреата 1 степени в номинации «Соло».

Преемственность детского сада и школы

В дошкольном учреждении уже давно ведется работа по преемственности детского сада и школы. Сотрудничество со школой дает детям новые впечатления, побуждает к новым знаниям. Выпускники нашего детского сада показывают хороший уровень подготовки к освоению программы начальной школы и адаптации к школе.

Воспитатели постоянно интересуются успехами своих выпускников и многие из них продолжают развивать свои творческие способности: мы видим своих ребят на конкурсах исследовательских работ, они участвуют в конкурсах рисунков, танцуют, поют, выступают на сценах. Некоторые наши выпускники обучаются в музыкальной и спортивной школе

Вывод: см. слайд

Детство – неповторимая по своим возможностям пора развития. Очень хочется, чтобы каждый педагог, родитель почувствовал это и научился отыскивать «алмазные россыпи» дарований в своих детях.

Публикации по теме:

Методика работы с художественно одаренными детьми: проблемы и поиски В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе.

Развитие творческих и интеллектуальных способностей дошкольников (на примере студии раннего развития «Родничок») В последнее время резко возрос интерес к проблеме одаренности детей. Вопросами одаренности в России и за рубежом занималось много психологов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы по развитию системы поиска и поддержки одаренных и талантливых детей дошкольного возраста
Опубликовано: 29 ноября 2014 в 19:06
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация работы по развитию системы поиска и поддержки одаренных и талантливых детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Антонина Штых (УИ 274316) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 марта 2025 понедельник
Сегодня дошкольник — завтра избиратель!
Выбираем спортивные дисциплины!
Праздник знатоков дикой природы!
Слушаем во все уши!
ВСЕ писатели на МААМ по фамилиям
04 марта 2025 вторник
Растим будущих инженеров!
Безопасная весна!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД