Ольга Климова
Организация работы по парциальной программе Добро пожаловать в экологию
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Тема:
«Организация работы по парциальной программе
«Добро пожаловать в экологию»
Ольга Рашидовна Климова,
Воспитатель МБДОУ№33 «Аленький цветочек»,
г. Зеленодольск, Республика Татарстан.
Слайд 2
На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – большой потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство ребёнка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления.
Публикация «Организация работы по парциальной программе Добро пожаловать в экологию» размещена в разделах
Огромное значение в решении этой проблемы имеет экологическое образование детей. Парциальная программа «Добро пожаловать в экологию!» (автор О. А. Воронкевич) отражает основные положения и идеи современного экологического образования дошкольников. Учитывая, что это программа входит в методический комплект программы «Детство», которая реализуется в нашем детском саду, нами разработана программа с таким же название «Добро пожаловать в экологию!», содержать которой учитывает региональные особенности (национально-культурные, климатические) и условия детского сада.
Слайд 3
Цель программы : воспитание у ребёнка основ экологической культуры.
Задачи:
- развивать познавательный интерес к природе, психические процессы, мышление, познавательно-исследовательскую деятельность;
- формировать представления о системном строении природы;
- воспитание экологической культуры и бережного отношения к окружающей среде;
- воспитание ответственности за сохранение чистоты на территории детского сада и в родном городе.
Слайд 4
Методы экологического образования
Содержание плана работы предусматривает использование педагогами разнообразных методов:
- наглядных (наблюдение, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр видеофильмах о природе);
- словесных (беседы, чтение художественной литературы о природе, использование фольклорных материалов);
- практических (экологические игры, опыты и эксперименты, труд на природе).
Слайд 5
Модель образовательного процесса
Перспективный план работы на каждый месяц начинается с изложения задач.
Задачи разделены на 3 группы:
1-я группа – задачи, направленные на формирование у детей экологической культуры.
2-я группа – задачи, направленные на развитие познавательных психических процессов (речи, мышления, памяти и т. д.)
3-я группа – воспитательные задачи, направленные, в первую очередь, на воспитание у детей познавательного интереса к природе, желание ухаживать за растениями и животными, на воспитание доброго и чуткого отношения к ним.
В конечном итоге, все эти задачи направлены на достижение единой цели – осознанного отношения детей к природе, формирования у них основ экологического сознания.
Слайд 6
Работу с детьми во 2 младшей группе по экологии я начала с проекта
«Птицы зимой»
Приближалась зима и у детей возник вопрос: «Что происходит с птицами зимой?» И перед нами и детьми встала задача найти ответ на этот вопрос.
Выявилась проблема:
Дети были не большие, (младший возраст от 3 – до 4 года) им не хватало самостоятельности, умения экспериментировать, проявлять фантазию и художественное творчество. Как же решить эту проблему?
И вот для реализации этой проблемы я решила подключить всех родителей нашей группы. Нами был разработан творческий проект «Птицы зимой».
Слайд 7
Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой. В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Слайд 8
Цель: Формирование общего представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Задачи:
– Создавать условия для расширения знаний об окружающем, о пользе птиц в природе;
-Учить узнавать пернатых по внешнему виду;
– Обогатить словарный запас детей;
-Создавать условия для активизации познавательной деятельности;
-Способствовать развитию конструктивных умений, художественно-творческих навыков;
– Воспитание ответственного и бережного отношения к природным объектам.
– Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях. Научить детей правильно их подкармливать.
Тип проекта: познавательный
Вид проекта: групповой.
Срок реализации: две недели (в зимний период);
Участники: дети, воспитатель, родители.
Предварительная работа :
– подготовка наглядного материала с изображением зимующих птиц (открытки, плакаты, фотографии, презентация о зимующих птицах);
– подготовка музыкального сопровождения (музыка из серии «Голоса птиц»);
– подборка произведений художественной литературы о птицах, загадок.
– изготовление родителями кормушек для птиц и поделок птиц.
Форма проведения: НОД, беседы, наблюдения, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписи, продуктивные виды деятельности.
Слайд 9
Слайд 10
Продукты проекта.
–Выставка рисунков и аппликаций.
– Выставка познавательной и художественной литературы о птицах «Мир птиц»;
– Выставка кормушек для птиц и развешивание их на территории детского сада и посёлка.
Слайд 11
Полученные результаты:
– получены первоначальные представления об образе жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года;
– проявляется интерес к живой природе, к птицам;
– сформированы умения сравнивать разных птиц, выделяя сходство и различия в строении и поведении;
-укреплено и развито взаимодействие с родителями.
Опираясь на всё вышесказанное, я считаю проектный метод – это такой вид деятельности, позволяющий целенаправленно развивать познавательные и творческие способности детей, самостоятельность, ответственность ребёнка перед сверстниками и взрослыми, возможность высказать и обосновать своё мнение.
Слайд 12
Следующий проект
«Волшебный огород»
Тип проекта: творческий, познавательно - исследовательский
Участники проекта: дети II младшей группы, воспитатель группы.
Актуальность проекта: У детей не сформированы навыки бережного, созидающего отношения к природе, в частности к декоративным растительным и овощным культурам.
Гипотеза: Принимая непосредственное, активное участие в организации, посадке и уходе за растениями, у детей начнут формироваться предпосылки доброго, бережного отношения к природе и растениям в частности.
Цель проекта: сформировать первоначальные представления о растительном мире, проследить за произрастанием семян, научить детей навыкам работы с растениями и овощами (полив, рыхление, уход).
Задачи:
1. Формировать умение наблюдать и правильно ухаживать за растениями.
2. Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди cажают семена, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.
3. Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.
4. Развивать познавательные и творческие способности детей.
5. Развивать эмоционально – ценностное отношение к природе
6. Развивать осознанное поведение в природной среде
7. Развивать навыки активности и самостоятельности мышления
8. Формировать нравственно-экологические позиции личности
Выполнение проекта:
Проект реализуется в три этапа:
подготовительный - (постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, сбор природных и бросовых материалов, создание условий для поисково-исследовательской деятельности детей.
основной – деятельно - исследовательский (посадка, уход, наблюдение)
заключительный – закрепление приобретённых навыков на участке
Основные мероприятия проекта:
познавательные занятий (элементарные научные сведения) по знакомству с семенами, декоративными растениями и овощными культурами,
организация «Волшебного огорода на окошке»
исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания огородных и декоративных культур.
пересадка части декоративных культур в открытый грунт
По проекту «Волшебный огород», я провела интегрированное занятие «Путешествие семечки»
Цель: дать первичные знания о семенах и процессе появления растений из семян
Задачи:
Развитие самостоятельности
Активизация пассивного словаря (существительные, прилагательные, глаголы, расширение словарного запаса
Развитие познавательных процессов, внимания и мышления
Развитие знаний о ближайшем окружении
Воспитание бережного отношения и любви к природе в целом и к растениям в частности.
Сначала была работа с родителями, чтобы они принесли семена и зёрнышки. Баночки для рассады.
Родители с радостью откликнулись на просьбу.
(фасоль, горох, кукуруза семечки подсолнуха, дынные, арбузные, тыквенные). В игровой форме мы эти семена, зёрнышки рассмотрели. Вспомнили сказки, в которых упоминаются семена («Петушок и бобовое зёрнышко», «Репка», «Дюймовочка»).
Просмотрели на экране фрагмент мультфильма «Дюймовочка».
Дети рассказали стихи, которые выучили к занятию.
В группе посадили в землю семена, зёрна, полили и поставили на окошко.
Каждое утро мы наблюдаем, появился ли росток. Каждую баночку я подписала, чтобы видеть у кого какой уражай.
Дальнейшее развитие проекта: наблюдения в течении лета за посадками на участке, за природным симбиозом (растения, насекомые, птицы, человек)
Ход проекта:
1этап:
Проведение творческих интегрированных занятий - экспериментирований «Волшебное семечко» см. Приложение 1, «Какие бывают семена?»
Рисование «Семена и росточки»
Лепка с использованием различных семян
Каждодневные наблюдения за ростом растений в природе
Беседы о растениях
Выполнение проекта:
Проект реализуется в три этапа:
подготовительный - (постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, сбор природных и бросовых материалов, создание условий для поисково-исследовательской деятельности детей.
основной – деятельно - исследовательский (посадка, уход, наблюдение)
заключительный – закрепление приобретённых навыков на участке
Основные мероприятия проекта:
познавательные занятий (элементарные научные сведения) по знакомству с семенами, декоративными растениями и овощными культурами,
организация «Волшебного огорода на окошке»
исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания огородных и декоративных культур.
пересадка части декоративных культур в открытый грунт
Появление экологической воспитанности это результат образовательной деятельности, на основе специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам.
Таким образом, образовательная деятельность, построенная на содействии и сотрудничестве детей и взрослых, играет важную роль при формировании будущей личности, а знания и ценности, заложенные ребёнку в дошкольном возрасте станут определяющими факторами дальнейшей судьбы человека.