Надежда Кривасова
Организация и проведение коммуникативных игр по созданию оздоровительного климата в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Организация и проведение коммуникативных игр по созданию оздоровительного климата в детском саду
На современном этапе развития логопедии и специальной психологии приоритетным остается вопрос о социализации детей с общим недоразвитием речи, об их интеграции в общество взрослых и сверстников. Процесс социализации также напрямую взаимосвязан с формированием у ребенка навыков межличностного общения со взрослыми и сверстниками.
Публикация «Организация и проведение коммуникативных игр по созданию оздоровительного климата в детском саду» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Общение является естественным и необходимым условием развития дошкольников, в процессе которого происходит накопление знаний, усвоение моральных норм и правил поведения, становление ценностей.
В дошкольном возрасте у детей происходит становление коммуникативных навыков и умений, изменяются мотивы и содержание общения.
Нарушения в развитии речи искажают ход естественного коммуникативно-речевого развития ребенка в дошкольном возрасте, приводят к появлению своеобразных коммуникативных нарушений. Это выражается в недостаточно адекватном использовании вербальных и невербальных средств общения, неумении начать и завершить разговор, понимать собеседника, эмоционально ему сопереживать. Для детей с речевыми нарушениями характерны не только трудности в актуализации и использовании речевых средств, но и нарушение коммуникативной функции в целом.
Формирование коммуникативности – важное условие нормального психологического развития ребенка. А также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника. Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, ролевых играх.
Для того, чтобы расположить детей на комфортное, продуктивное общение я применяю демократический стиль общения с детьми и во всех играх, упражнениях, становясь равным участником.
На начальном этапе основной целью является накопление и активизация средств коммуникации (обогащение словарного запаса и развитие словообразования).
Игра «Вежливые слова»
(вводит правила поведения в коллективе).
Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею).
Игра «Ласковое имя»
(образование существительных в уменьшительно-ласкательном значении).
Каждому ребенку предлагается передавать из рук в руки мячик и при этом назвать ласковым именем соседа, сидящего справа, который должен поблагодарить говорящего за ласковое обращение. После первого круга упражнение выполняется в другую сторону (т. е. ласковым именем назвать теперь нужно соседа слева).
Игра «Комплименты»
Все игроки стоят в кругу и по очереди говорят друг другу комплименты. В комплиментах можно отметить и настроение, и внешний вид, и личные качества и многое другое.
Игра «Любимая игрушка»
Все встают в круг. В руках у ведущего игры мягкая игрушка. Он говорит о ней несколько слов – комплиментов: «Здравствуй, мышонок! Ты такой веселый. Мы очень любим с тобой играть. Поиграешь с нами?». Далее ведущий предлагает детям поиграть с игрушкой. Игрушку передают в кругу, и каждый игрок, получивший ее, говорит об игрушке ласковые слова: «У тебя такая симпатичная мордочка», «Мне так нравится твой длинный хвостик», «Ты очень забавный», «У тебя такие красивые и мягкие ушки». Игру можно проводить даже с маленькими детьми – предлагая им начало фразы, которую закончит малыш: «Ты очень…», «У тебя красивые…».
Игра «Ругаемся овощами», «Хвалим фруктами»
Цель: активизация словарного запаса по теме: «Овощи, фрукты и т. д.».
Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а … овощами: «Ты – огурец», «А ты – редиска». Предложить похвалить ребенка с помощью фруктов.
Игра «Поменяйтесь местами»
(образование сложных прилагательных).
Цель: развитие уважения к другим людям, развитие наблюдательности, умение видеть себя частью коллектива.
Игроки либо стоят в кругу, либо сидят на стульях. Ведущий игры предлагает поменяться местами тем, кто …. (Далее идут задания: «Поменяйтесь местами те, у кого светлые волосы (светловолосые, те у кого карие глаза (кареглазые, у кого курносый нос) кто любит сладкое (сладкоежка)», «У кого длинные красивые волосы (длинноволосые)», «У кого короткая стрижка (короткостриженные)» и так далее).
Игра «Испорченный телефон»
Дети по цепочке передают на ухо друг другу какое-нибудь слово. Последний должен назвать это слово вслух. Затем ребята выясняют, какое слово должны были передать, где «телефон» испортился.
Игра «Коврик примирения»
Цель: развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.
Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице. Приглашает противников присесть друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении «Как поделить игрушку».
Игра «Дотронься до…»
Все играющие расходятся по команде. Ведущий говорит: «Дотронься до того, у кого длинные волосы» или «Дотронься до того, кто самый маленький» и т. д. Все участники должны быстро сориентироваться, обнаружить у кого есть названный признак и нежно дотронуться.
Игра «Ау»
Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему «Ау!» - и «потерявшийся» должен угадать кто его звал.
Игра «Хромая уточка»
Уточка сломала лапку, и теперь плохо ходит. Ее роль выполняет один из детей. Ребенок, играя роль, уточки, старается показать, как ему больно, плохо и грустно. Все другие дети его утешают, гладят, говорят ласковые слова, обнимают, поддерживают. Можно играть так, чтобы дети сами выполняли роли, а можно использовать игрушки и говорить за них. В этой коммуникативной игре дети учатся проявлять сочувствие.
Целью следующего, тренировочного, этапа является формирование умений и навыков использовать невербальные и вербальные средства коммуникации в различных ситуациях общения.
Элементы психогимнастики используются в оргмоментах, как упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сфер, выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Детям предлагают модели выражения основных эмоций (радость, удивление, гнев, интерес, отвращение, презрение, страх и др.) и некоторых эмоционально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.
Игра «Пантомимические этюды».
Цель: учить определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений.
Педагог предлагает детям пройтись так, как в их представлении ходят:
- маленькая девочка в хорошем настроении;
- старик;
- уставший человек;
- смелый человек и т. д.
Вначале дети выполняют каждое задание одновременно, затем поочередно.
Игра «Разговор через стекло»
Цель: развить умение мимики и жестам.
Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение «Через стекло». Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, «Ты забыл надеть шапку», «Мне холодно», «Я хочу пить…», а другой группе отгадывать то, что они увидели
Игра «Угадай животное»
Цель: способствовать развитию самоуважения детей; активизировать доброжелательное отношение детей друг к другу.
Взрослый объявляет детям, что к ним в гости сейчас придут звери. Детям будет нужно догадаться, какие звери к ним пришли и какое у них было настроение. Взрослый тихонько договаривается с каждым ребенком том, каких животных они будут изображать. Дети выходят по очереди и изображают животных, остальные угадывают.
Развиваем у ребенка монологическую речь. Но наша задача - научить ребенка учиться - самому получать информацию. Каким образом сделать это? Учить задавать вопросы, развивать умение составлять описательный рассказ по плану.
Игра «Отгадай предмет».
Цель: развивать наблюдательность, внимание к окружающим людям.
Один ребенок загадывает предмет. Остальные дети задают вопросы про цвет, форму, назначение предмета, пытаются отгадать предмет. Ребенок, загадавший предмет, отвечает только ДА или НЕТ.
Игра «Почему? А потому!»
Цель: развивать умение оценивать других с позиции доброжелательности, развивать навык употребления сложноподчиненных предложений.
Педагог приводит примеры «каверзных» вопросов. Затем сами дети задают такие вопросы друг другу. Например:
- Почему кошка часто умывается?
- Может слон жить без хобота?
- А почему поезд не летает?
- Почему заяц грызет морковку? И др.
Ребенок, который дал доказательный и правдоподобный ответ, получает фишку.
Выигрывает тот, кто к концу игры собрал больше фишек.
Игра «Опиши друга».
Цель: развивать наблюдательность, внимание к окружающим людям.
С помощью считалки выбирается пара детей. Они встают спиной друг другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. После этого описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько был точен каждый игрок. Затем выбирается другая пара, игра возобновляется.
Игра «Конкурс хвастунов»
Это игра разработана Е. О. Смирновой (очень рекомендую педагогам ее книгу «Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками», издательство Мозаика – Синтез, в которой Вы найдете систему замечательных игр с дошкольниками для развития общения).
Игроки сидят в кругу. Ведущий предлагает провести конкурс хвастунов. И выиграет в нем тот, кто лучше всего похвастается… соседом справа! Нужно рассказать о своем соседе, что в нем хорошего, что он умеет, какие поступки совершил, чем он Вам нравится. Задача – найти в своем соседе как можно больше достоинств. Дети могут называть любые достоинства (с точки зрения взрослых, это может быть и не достоинства – например, очень громкий голос — но нам важно мнение ребенка).
Таким образом, использование коммуникативных игр развивает у детей такие индивидуально-личностные качества, как терпимость и уверенность, симпатию к окружающим и принятие других такими, какие они есть, умение управлять своим настроением и регулировать свои эмоции; уточняется собственный сенсорный и практический опыт ребенка, что благотворно сказывается на развитии речи ребенка.