Ольга Скоробогатова
Организация и методика проведения словарной работы с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Речь любит течь,
фраза - идти потихонечку,
а слово - бежать да играть
(рус. нар. пословица)
1 часть. Разминка. Разгадывание кроссворда.
1. В воде родилась, в огне крестилась,
как на воду пала, так и пропала.
2. Имя методиста д/с № 4.
3. Место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и к
судьбе, которой ощущает свою духовную сопричастность.
4. 100 лет.
5. Время года между осенью и весной.
7. Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством
языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.
Темочки:
8. Время суток.
Отгадав кроссворд мы прочитаем ключевое слово (словарь).
Уточним значение этого слова из толкового словаря С. Ожегова (зачитать из словаря).
Словарь : 1) лексика, словарный состав языка, диалекта к. л. социальной группы, словарный запас отдельного человека.
2)справочное издание, содержащее собрание слов, расположенных и толкуемых по определённому принципу.
Какой бывает словарь?
Словарь активный - часть словарного состава современного языка, которая свободно употребляется в живом повседневном общении во всех сферах жизни человеческого общества; зависит от возраста, психического развития. Активный словарь - это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет. Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.
Словарь пассивный - 1) часть словарного состава языка, понятная всем владеющим данным языком, но мало употребляемая в повседневном общении; 2) пассивный словарь слов отдельного носителя языка - часть словарного языка, понятная конкретному человеку; зависит от возраста, психического развития.
2 часть. Теоретическая.
Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов.
Большое внимание в словарной работе уделяется накоплению и обогащению активного словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни. Становление лексической системы родного языка происходит постепенно, т. к. не все дети одинаково успешно овладевают семантическими единицами и отношениями.
Принципы словарной работы :
1. Работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;
2. Формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;
3. Все задачи словарной работы решаются в единстве и в определённой последовательности.
Задачи словарной работы :
1. Обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных детям слов;
2. Уточнение словаря, т. е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики);
3. Активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего числа из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания;
4. Устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные).
3 часть. Дискуссионная.
(Каждый выбирает один вопрос и формулирует ответ, высказывая свою точку зрения по данному вопросу)
Вопрос: назовите приёмы словарной работы?
Приёмы словарной работы :
• Называние – (образец произношения) нового или трудного слова. Педагог должен так произнести намеченное слово, чтобы дети обратили на него внимание, восприняли его без искажений. Называние сопровождается показом объекта. Целый год учили ученики циклопентанпергидрофенантреновый ряд.
• Включение слов в предложение, показ его сочетаний с другими словами.
• Повторение слова самим воспитателем неоднократно в течение занятия, отдельными детьми с места, а также повторение хором.
• Объяснение происхождения слова. Этот приём наиболее целесообразно применять в старших группах для углубления понимания слова, развития любознательности, чутья к языку. (снег падает – снегопад, вода падает….)
• Вопрос дошкольникам нужно задавать не только прямые вопросы, но и подсказывающие.
• Дидактические игры и упражнения «Кто больше увидит и назовёт» игры на классификацию предметов. («Что бывает зеленым?»)
• Загадки, сравнение предметов.
Вопрос: назовите методы словарной работы?
• Метод непосредственного наблюдения применяется в ряде занятий: осмотрах помещений д / с, экскурсиях, рассматривании предметов, наблюдение за каким-нибудь процессом. Восприятие сопровождается работой мышления ребёнка : создаётся суждение об объекте, вычленяются существенные признаки, объект сравнивается с другими объектами.
• Показ картины, малой знакомой детям по содержанию. Специфика его заключается в том, что преобладающее место занимает речь воспитателя – объяснение, толкование новых слов, сравнение их по смыслу с уже известными детям.
• Показ кинофильмов и диафильмов.
• Чтение художественных произведений.
• Рассматривание игрушек.
• Рассматривание картинок сюжетных и предметных.
• Дидактические игры.
• Словарно-логические упражнения.
Вопрос: Какова методика работы над новым словом?
Заботясь о расширении запаса слов детей, надо стремиться к тому, чтобы расширить этот запас за счет слова-представления, а не слова-звука. Наглядным образом знакомится ребёнок с самим предметом и его свойствами и попутно запоминает слова, именующие как предмет, так и его качества и особенности. Последовательность усвоения такова: знакомство с предметом, образование представления, отражение последнего в слове. Слоговое произношение нарушает нормы литературного произношения, оно не свойственно устной речи. Произносить слово нужно медленно, но орфоэпически правильно. Можно привлечь внимание детей к нужному слову логическим ударением, интонированием, сменой силы голоса, паузой перед словом. А также словесными указаниями : «Послушайте ещё раз это трудное слово». Я — вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться.
Вопрос: Что входит в подготовку воспитателя к словарной работе? Что такое тематический словарик? (предлагается материал).
- Гимнастика для глаз.
Инструктор по физической культуре: "Известный окулист доктор Уильям Бейтс на основании многолетней практики пришел к выводу о том, что стрессы разрушающе действуют на наше зрение. Он также предположил, что именно стрессы являются главной причиной головных болей и разработал несколько упражнений. Одно из упражнений мы предлагаем вашему вниманию".
"Ладони"
Прикройте глаза ладонями. Кончики пальцев должны лежать на лбу. Однако минут пять глаза не закрывайте. Дышите медленно и глубоко. После того как глаза отдохнут, вы ощутите более острое восприятие цвета.
4 часть. Практическая
- Игры на пополнение словарного запаса (проводит каждый из воспитателей)
5 часть. Анализ проведенных занятий
• Каким образом может быть построена работа с родителями по данному вопросу. В чём конкретно может выражаться (предлагается небольшой объем работы, т. е. задания, которые не получаются у ребенка? Разучивание стихов, чтение конкретной литературы, рисование на определенную тему.
6 часть. Итог. Рефлексия
Оценка семинара по «Методу шести шляп» (Эдварда де Боно).
Прирабатываясь к работке,
работник нарабатывает наработки,
заработок зарабатывает от работки,
а приработок — от переработки.