екатерина писаревкая
Опытно-экспериментальная работа с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю.»
К. А. Тимирязев
Дети стали более активными, любознательными, они хотят много знать и уметь. А кто в этом им поможет? Ну, конечно, мы, взрослые, родители и воспитатели. Для того, чтобы не останавливаться на достигнутом, быть в курсе всех событий, быть интересным и хорошим собеседником для детей, воспитатели детского сада постоянно должны совершенствовать свои знания и мастерство. Они должны заниматься самообразованием. Одна из многих тем, которые выбирают для себя воспитатели, является тема экспериментирования. Она очень интересная и увлекательная. Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительные процессы. Исходя из этого, я и выбрала эту тему для самообразования, подобрала литературу в соответствии с темой, разработала перспективный план работы с детьми, проводимые в группе опыты и эксперименты позволяют делать детям умозаключения. Постоянными героями на занятиях являются: кукла-почемучка, колобок-всезнайка и другие. Я стараюсь учить детей выдвигать гипотезы и проверять их правильность. Мною подобраны в группе в уголке экспериментирования различные материалы, в котором собраны и постоянно используются разнообразные предметы: колбочки, пробирки, лупы и линзы, природный и бросовый материал, микроскоп и многое другое. На мой взгляд предметная среда должна соответствовать возможностям ребенка для перехода к следующему этапу развития,а так же предметная среда должна включать не только уже известные ребенку объекты, но и те, которые побуждают его к последующей деятельности. Проектирование предметной среды вытекает из исходной инициативности ребенка, его стремления на деле применить свои знания (как «ясные», так и «неясные», поскольку только в этом случае знания будут им присвоены, осмыслены и обогащены.
Публикация «Опытно-экспериментальная работа с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Структура детского экспериментирования.
Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру:
• Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира
• Задачи:
• 1) развитие мыслительных процессов;
• 2) развитие мыслительных операций;
• 3) освоение методов познания;
• 4) развитие причинно-следственных связей и отношений
• Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах
• Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать"
• Средства: язык, речь, поисковые действия
• Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты
• Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций
• Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.
Для облегчения работы я распределила опытно- экспериментальную деятельность по направлениям: неживая природа, живая природа, знакомство с рукотворным миром.
1. Неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.
Дети под моим руководством наблюдали за объектами неживой природы, знакомились со свойствами воздуха. Ролью ветра в природе и жизни человека. Понимали опасность загрязнённого воздуха для здоровья всего живого. Мы провели опыты : «Поиск невидимки», «Свечка в банке», «Соломинка- рапира». Много интересных опытов проводили с воздухом и водой на занятиях «Откуда взялся воздух?» «Маша и Миша изучают окружающий мир» : «Куда же делись соль и сахар», «Дедушка загадывает загадки», «У воды нет вкуса и запаха», «Можно ли увидеть воздух?», «Давайте поймаем невидимку».
Закрепляя свойства магнита я с детьми изготовила магнитную игру «магнитная автотрасса», а также был показан фокус с бабочкой. Также проводились опыты : «достань скрепку не замочив рук», «притягивает-не притягивает»
2. Живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.
Я со своими детьми проводили цикл опытов : «установление способности растения к поиску света», «листья и стебли растений могут вести себя как соломинки, пропуская воду», «влияние силы тяжести на рост растений», «растение может обеспечить себя питанием», «как устроена волшебная кладовая», «наблюдение за ростом корней», «всасывание воды».
Совместно с детьми оформили огород на подоконнике. Дети принимали активное участие в посадке семян. Дежурные в уголке природы фиксируют появление всходов в дневнике наблюдений. Наши сказочные герои «кукла-почемучка» и «колобок-всезнайка» помогают ребятам познавать окружающий мир.
3. Знакомство с рукотворным миром.
Упражняли детей в умении узнавать вещи, сделанные из разного вида пластмасс, учились сравнивать их свойства.
Развивали у детей интерес к камням. Сравнивали виды тканей и бумаги по их свойствам и назначению.
Каждую неделю проводились занятия: «Удивительные камни», «Наши помощники - органы чувств», «Круговорот воды в природе», «Что мы знаем о воздухе?», «Тайны воды», «Следы на песке», «Семена проснулись»,, «Испытание магнита» «Картошка-картошечка», «Огонёк-друг и враг».
Были проведены консультации для родителей: «Развитие познавательного интереса детей в семье»; «Роль семьи в развитии поиково- исследовательской активности ребёнка».
А также консультация для воспитателей: «Содержание работы по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду».
Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка. Проявляется интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиций хорошо – плохо.
С желанием участвует в экологически ориентированной деятельности. Эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок и т. п.).Проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям. Пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.