Елена Тарасова
«О взаимосвязи природы и человека». Организация работы по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Организация работы по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
«То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю».
К. А. Тимирязев
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Огромную роль в этом направлении играет экспериментальная деятельность дошкольников. Экспериментальная деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата.
Публикация «„О взаимосвязи природы и человека“, Организация работы по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делится своими впечатлениями, принимает участие в разговоре. Основной целью нашей работы является развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
Перед собой мы ставим следующие задачи :
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
- развитие у детей представления о химических свойствах веществ;
- развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;
- развитие представлений о свойствах;
2. Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.
3. Развитие у детей умственных способностей:
- развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
- формирование способов познания путём анализа.
4. Социально-личностное развитие каждого ребё нка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Предметно-пространственная среда для экспериментирования группы «Смешарики» представлена Мини-лабораторией и Метеоплощадкой.
В нашей мини-лаборатории выделено:
1. Место для постоянной выставки.
2. Место для приборов.
3. Место для выращивания растений.
4. Место для хранения природного и бросового материалов.
5. Место для проведения опытов.
6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т. д.)
В нашей группе имеются все необходимые приборы и оборудование для мини-лабораторий
1. Микроскоп, лупы, зеркала, термометры, весы, веревки, пипетки, линейки, лампы, фонарики, мыло, щетки, губки, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, дерево, металл, мел, пластмасса и т. п.
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т. д., бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т. д.)
4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т. д.
Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. Основное содержание исследований направлено на формирование следующих представлений:
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д.).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
4. О способах исследования объекта.
5. О предметном мире.
В группе создан кружок «Волшебный мир». Тематика работы представлена по основным разделам: вода, песок, почва, воздух, свет, бумага, ткань, железо, стекло, дерево, продукты, ветер, снег, зеркало, краски, мыло, пластилин, камни, шампунь, магнит, лупа.
Метеоплощадка с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды. Мы используем оборудование двух видов: традиционные приборы и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми.
Традиционное оборудование: флюгер, термометр, компас.
Самодельное оборудование: дождемер, гигрометр, ветряные рукава, солнечные часы.
В результате проделанной работы в группе разработаны консультации для родителей по опытно-экспериментальной деятельности, пополнен каталог опытов и экспериментов, разработана программа кружка «Волшебный мир», проводятся систематические наблюдения на метеоплощадке.